Добавить комментарий

Элементы психолого-педагогического воздействия через методы обучения и воспитания

В данном исследовании с целью развития адаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы были использованы психолого-педагогическое воздействие посредством метода воспитания и обучения, поочередно представленные в следующих элементах.

Первый элемент – «помощь со стороны семьи, друзей, коллег». Его задача – оказать помощь спортсмену в сформировавшейся ситуации, создать позитивное душевное эмоциональное состояние и замотивировать на реабилитацию. Этот элемент считается значимым и важным при адаптации спортсмена после травмы, но выполняется с помощью внешнего влияния, без участия реабилитолога, по этой причине данным элемент проанализирован не будет. Однако, необходимо подчеркнуть, что помощь должна реализоваться не фрагментарно, а в течении всего периода реабилитации. Бесспорно, при нехватке такого рода помощи нужна будет переориентация качественного содержания реализации способов воспитания и обучения.

Остальные три элемента реализуются друг за другом. Поочередно необходимо выявить сущность каждого элемента.

Второй элемент – «Понимание о последствиях травмы». Задача –сформировать теоретико-методологическую компетентность спортсмена о травме и ходе восстановления, является информативно значимой, так как, когда человек знает подробно, что с ним происходит и что его ждет, он внутренне настраивается и психологически готов к дальнейшем последствиям.

Педагогическая работа по развитию знаний выполняется с помощью следующих способов обучения: устного рассказа, разъяснения и явного представления, во-первых, самой структуры коленного сустава, передней крестообразной связки, а кроме того демонстрации техники повреждения, вероятных контрактурах и основных допустимых нагрузках по мере восстановления.

Для того чтобы сведения по логике передачи переходила дедуктивным методом, то есть, от общего к частному: при наличии сформированноого общего механизма восстановления предусматривались индивидуальные специфики каждого происшествия. Следует принимать во внимание возраст, пол, уровень физической активности человека, вид спорта, состояние травмированного участка, предыдущие травмы, технику операции и цели реабилитации.

Для стимулирования и мотивации обучения применяются учебные дискуссии и формирование убеждения в важности учения. Учебные обсуждения вопроса по причине спорности постановки проблемы, обмена суждениями участников реабилитационного процесса стимулируют спортсменов думать и исследовать, искать решения, таким образом помогая наилучшей её усвояемости. Формирование убеждения в важности учения не считается прямым методом передачи знания, а носит наиболее педагогический характер, однако, считается методом обучения.

В качестве методов контроля для проверки наличия переданных знаний применяются личный (индивидуальный) и фронтальный (с группой) опрос, которые ведутся систематически практически на каждом занятии, поясняя новый материал, уроки и одновременно спрашивая о предыдущем. С целью наиболее глубокого понятия о начальных познаниях и по завершении реабилитации проводится письменный зачет в виде теста.

Методы воспитания содержат в себе методы влияния педагога на эмоции, сознание, волю, поведение воспитанников для развития у них определенных навыков и убеждений, которые заданы для воспитания качеств.

В этом элементе схемы реабилитологу следует создать устойчивые представления о травме, реабилитационном процессе и вероятных её последствиях. Как способы развития сознания человека для этого используют разговор, дискуссии и метод примера. Отдельно необходимо остановиться на методе примера, он считается одним из ключевых, наравне с методом формирования ситуации успеха, которые существуют на протяжении всего процесса адаптации спортсмена.

Метод примера – это педагогический метод исключительной силы. Подласый И.П. полагает, что: «его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, вследствие того что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие».

Можно обучать и создавать у человека всевозможные качества, однако в случае если это воздействие расходится с личностью человека, который обучает, в таком случае, ни подготовка, ни воспитание не происходит.

Затем, анализируя другую категорию методов обучения, а непосредственно, методы организации деятельности, их решение можно найти в формировании воспитывающих ситуаций – это те условия, которые ориентированы на решение воспитательных вопросов.

К примеру, при необходимости выработать терпеливость к реабилитационному процессу, спортсмену рекомендуется занять такое исходное состояние, когда он будет чувствовать свою травму. А также, рекомендуется совершить ряд движений в упражнении до болевых ощущений, при этом описывая, какую нагрузку в этот момент испытывает травмированный сегмент и что может случиться, в случае если дать полный объем движений.

Через ощущение информация усваивается лучше, так как задействован вспомогательный анализатор. Или формировать для спортсмена условия выбора, то есть, не описывать окончательный итог при совершении действия, а предоставить спортсмену возможность лично изучить и прийти к выводу о полезности какого-либо выбора.

К третьей группе методов стимулирования поведения и деятельности можно отнести формирование ситуации успеха. Формировать ситуации успеха следует постоянно, так как спортсмен, принимая во внимание отрыв от основной своей спортивной деятельности из-за травмы, в основной массе случаев будет находиться в подавленном состоянии.

Проектировать ситуации можно практически на любом занятии, фиксируя положительные качества спортсмена и качества, которые могут помочь достигать успехи в ходе восстановления; подбадривая и отмечая моменты, когда спортсмен справляется с данным упражнением, фиксируя, что у него это хорошо получается. В случае если не получается что-то, то объяснить еще раз и достичь точного технического выполнения и затем подбодрить. Это можно делать также при проверке знаний о травме.

Иногда можно с целью демонстрации упражнения завлекать спортсменов, максимально технически точно справляющихся с заданиями. К примеру, для того чтобы продемонстрировать технику исполнения конкретного упражнения, подкорректировать, тогда, как правило, спортсмен себя чувствует иначе, он ощущает себя важным для помощи другим и понимает, что в данном процессе преуспел, поскольку, его приводят в пример. Совершается определенная духовная переориентировка от соревнований и спорта в атмосферу реабилитации.

Следующим элементом процесса психолого-педагогического воздействия для адаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы считается «развитие мотивации на реабилитацию». Его задача состоит в том, чтобы создать устойчивые взгляды о необходимости процесса помощи и подтолкнуть спортсмена к регулярным занятиям.

По методам организации и реализации учебно-познавательной деятельности рассказ сменяется беседой, поскольку, развитие мотивации – это что-то более индивидуальное, требующее обратной связи. Рассказ эту обратную связь не дает, так как, состоит в монологическом изложении материала. Диалог же стимулирует мыслительную деятельность спортсмена и при определенном направлении создает осознанность в целевых установках.

Среди методов мотивации и стимулирования учения, можно выделить формирование ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, в основном это примеры биографий спортсменов, испытавших аналогичные травмы и сумевших не опустить руки и идти дальше; а кроме того метод формирования ситуаций занимательности, который проявляется в применении разных удивительных фактов, разных исследований, приведение необыкновенных аналогий – все, что порождает интерес к содержанию материала, усваивается качественно лучше сухого знания и формирует мотивацию на учение. Метод формирования убеждения в важности учения, а кроме того методы контроля остаются прежними.

Методы воспитания, а именно методы развития сознания человека, выявляются посредством методов убеждения, внушения, беседы и метод примера. Два предыдущих метода были описаны ранее. Методы внушения и убеждения состоят в формировании стабильных взглядов на процедуру реабилитации, его потребность и формировании положительных акцентов в алгоритме восстановления.

Необходимо дать понять травмированному спортсмену, что состояние травмы – это временное явление, и создать Понимание положительного результата занятий.

Для этого применяются разнообразные источники информации – фильмы, рассказы и демонстрация выбранного действия, все в нужном контексте передается с помощью слов специалиста-реабилитолога. Цель этого состоит в выборе средств и методических приемов внушения и убеждения, для того чтобы при оценивании, расшифровке и систематизации информации у спортсменов они формировали требуемые качества и стимулировали у них позитивные и морально ценные ощущения и эмоции.

Во второй группе методов необходимо выделить метод педагогического требования, который заключается в присутствии внешнего требования, которое переходит в требование спортсмена к самому себе. Это пример организации занятий, дисциплины и внутреннего коллектива (при наличии) и так далее.

В группе методов стимулирования деятельности и поведения, помимо уже описанного, в данном элементе схемы применяются методы поощрения, соревнования и наказания. Метод соревнования считается одним из основных стимулов во всей структуре психолого-педагогического воздействия.

Во-первых, благодаря этому методу, спортсмены вновь могут испытать те чувства, которые связаны с соперничеством за лидирующие позиции, что им характерно.

Во-вторых, соперничество порождает продуктивные итоги. К примеру, соперничать можно в процессе восстановления в ежемесячном тестировании: по объему восстановления мышц пораженного места, по статическому удержанию положений тела (в зависимости от травмы), по интеллектуальному знанию о травме и механизмах восстановления, на более запоздалых стадиях – по динамическому усилию.

Также здесь используется метод поощрения/наказания. Он может быть применен как по итогам метода соревнования, так и отдельно. Поощрение состоит в признании какого-либо образа действий, полученного результата для переживания ощущения уверенности и удовлетворения в своих силах для последующего движения вперед. Метод наказания проявляется в оценке и правильном осуждении действий и поступков спортсмена для его стимуляции на лучшее поведение.

Четвертый элемент – «формирование психологической устойчивости к получению новой травмы». Его целью считается адаптация спортсмена к тренировочной и соревновательной деятельности посредством выполнение своеобразных для вида спорта процедур и представление о стабильности травмированного сегмента. Целевые установки самого элемента немного меняются, однако методы психолого-педагогического воздействия остаются в этом же содержании.

Отдельное внимание необходимо уделить процентному соотношению в каждом элементе схемы методов обучения и методов обучения. Первый элемент во внимание не принимается по причине неучастия в нем специалиста-реабилитолога.

В реализации элемента «знание о последствиях травмы» значительно преобладают методы обучения (80% на 20%), в других двух – «развитие мотивации на реабилитацию» и «формирование психологической устойчивости к получению новой травмы» – преобладают методы воспитания (30% на 70% и 20% на 80% соответственно). Так, для достижения наибольшего положительного результата специалист должен уметь варьировать преобладание одних методов над другими в зависимости от выполнения выбранного элемента.

Помимо индивидуального воспитательного воздействия реабилитолога, огромное значение имеет форма проведения занятий, по физической реабилитации также. Имеется в виду групповая и индивидуальная формы. Несмотря на индивидуальный подход, что, бесспорно, должен присутствовать при анализе любого случая в реабилитации, необходимо придерживаться позиции преимущества групповой формы выполнения занятий. Превосходство состоит в том, что спортсмен, приходя на занятие, находится среди других спортсменов, которые имеют подобную травму.

Помимо обмена информацией, эмоциями от травмы, существует вероятность, как описывал Макаренко А.С.: «принципа параллельного действия». В его основе – требование оказывать воздействие на личность не напрямую, а опосредованно, через коллектив. Таким образом, возникает вспомогательный механизм психолого-педагогического воздействия для адаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы.

Было проведено изучение эффективности разработанного метода психолого-педагогического воздействия для адаптации спортсменов после спортивной травмы.

Данный метод и сама схема были апробированы на спортсменах после сочетанной травмы передней крестообразной связки и мениска коленного сустава.

Разделы психологии: 

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки