МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Менчинская Наталья Александровна (1905-1984) - доктор педагогических наук (по психологии). У истоков длинной и плодотворной жизни в науке, с 1932г. связанной с Ин-том общей и педагогической психологии (в Москве), стояли замечательные люди: руководителями кандидатской диссертации, посвященной развитию арифметических операций у школьников, были Выготский Л.С. и Лурия А.Р. Менчинская внесла заметный вклад в психологию обучения, в Понимание связи между обучением и развитием; она принимала непосредственное участие в разработке программ для начальной школы, которые можно расценивать как пробу развивающего обучения.
Менчинская Н.А. - автор более 100 научных работ; 3 монографии в разные годы удостоены премий Академии педагогических наук. Основные публикации: «Психология обучения арифметике» (1955); «Психология усвоения знаний в школе» (в соавторстве с Д.Н. Богоявленским, 1959); «Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах» (в соавторстве с М.И. Моро, 1965); «Вопросы умственного развития ребенка» (1970); «Психологические проблемы активности личности в обучении» (1971) и др. Изданный при участии М. (как автора и ред.) в 1971 сб. «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» до сих пор не имеет аналогов и остается настольной книгой для всех, кто сталкивается с этой трудной проблемой. Отдельного упоминания заслуживает небольшая по объему, но чрезвычайно емкая книга «Развитие психики ребенка. Дневник матери» (1957 и др. изд.), которая представляет образец лонгитюдного идиографического исследования. (И.А. Мещерякова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Менчинская Наталья Александровна (1905–1984) - российский психолог. Основная область исследования - педагогическая психология.
Менчинская Н.А. изучались закономерности усвоения знаний, обоснованы эффективные приемы работы над учебным материалом, разрабатывалась проблема предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе, вопросы методики и психологии обучения арифметике («Очерки психологии обучения арифметике», 1955).
Литература
- Психология усвоения знаний в школе. М., 1959 (в соавторстве с Богоявленский Д.Н.)
- Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. М., 1962 (в соавторстве с Богоявленский Д.Н.)
- Интеллектуальная деятельность при решении арифметических задач. М., 1946
- Очерки психологии обучения арифметике. М., 1950
- Психология обучения арифметике. М., 1955
- Развитие психики ребенка (дневник матери). М., 1957
- Психология применения знаний к решению учебных задач. М., 1958 (ред.)
- Применение знаний в учебной практике школьников. М., 1961 (ред.)
- Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. М., 1965 (в соавторстве с М.И. Моро)
- Психология решения учащимися производственно-технических задач. М., 1965 (ред.)
- Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников. М, 1968 (ред.)
- Вопросы умственного развития ребенка. 1970
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971 (ред.)
- Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978
- Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. М., 1996
- Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М. -В., 1998
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Комментарии
Добавить комментарий