Менчинская Наталья Александровна

Менчинская Наталья Александровна

МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Менчинская Наталья Александровна (1905-1984) - доктор педагогических наук (по психологии). У истоков длинной и плодотворной жизни в науке, с 1932г. связанной с Ин-том общей и педагогической психологии (в Москве), стояли замечательные люди: руководителями кандидатской диссертации, посвященной развитию арифметических операций у школьников, были Выготский Л.С. и Лурия А.Р. Менчинская внесла заметный вклад в психологию обучения, в Понимание связи между обучением и развитием; она принимала непосредственное участие в разработке программ для начальной школы, которые можно расценивать как пробу развивающего обучения.

Менчинская Н.А. - автор более 100 научных работ; 3 монографии в разные годы удостоены премий Академии педагогических наук. Основные публикации: «Психология обучения арифметике» (1955); «Психология усвоения знаний в школе» (в соавторстве с Д.Н. Богоявленским, 1959); «Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах» (в соавторстве с М.И. Моро, 1965); «Вопросы умственного развития ребенка» (1970); «Психологические проблемы активности личности в обучении» (1971) и др. Изданный при участии М. (как автора и ред.) в 1971 сб. «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» до сих пор не имеет аналогов и остается настольной книгой для всех, кто сталкивается с этой трудной проблемой. Отдельного упоминания заслуживает небольшая по объему, но чрезвычайно емкая книга «Развитие психики ребенка. Дневник матери» (1957 и др. изд.), которая представляет образец лонгитюдного идиографического исследования. (И.А. Мещерякова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Менчинская Наталья Александровна (1905–1984) - российский психолог. Основная область исследования - педагогическая психология.

Менчинская Н.А. изучались закономерности усвоения знаний, обоснованы эффективные приемы работы над учебным материалом, разрабатывалась проблема предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе, вопросы методики и психологии обучения арифметике («Очерки психологии обучения арифметике», 1955).

Литература

  1. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959 (в соавторстве с Богоявленский Д.Н.)
  2. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. М., 1962 (в соавторстве с Богоявленский Д.Н.)
  3. Интеллектуальная деятельность при решении арифметических задач. М., 1946
  4. Очерки психологии обучения арифметике. М., 1950
  5. Психология обучения арифметике. М., 1955
  6. Развитие психики ребенка (дневник матери). М., 1957
  7. Психология применения знаний к решению учебных задач. М., 1958 (ред.)
  8. Применение знаний в учебной практике школьников. М., 1961 (ред.)
  9. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. М., 1965 (в соавторстве с М.И. Моро)
  10. Психология решения учащимися производственно-технических задач. М., 1965 (ред.)
  11. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников. М, 1968 (ред.)
  12. Вопросы умственного развития ребенка. 1970
  13. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971 (ред.)
  14. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978
  15. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. М., 1996
  16. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М. -В., 1998

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

Библиография: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки