Мерлин Вольф Соломонович
Мерлин, Вольф Соломонович (1898 — 1982) - советский психолог. Ученик М.Я. Басова. Автор теории интегральной индивидуальности. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. В дальнейшем работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете.
В 1940г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1950г. - докторскую. С 1954г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979г. как заведующий, затем - профессор кафедры психологии. Ученик М.Я. Басова.
Занимался проблемой связи волевого действия и условнорефлекторных механизмов, затем - проблемами дифференциальной психофизиологии. Основное внимание им уделялось нейродинамическим и психодинамическим особенностям индивидуальности человека.
Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие индивидуального стиля деятельности занимает ключевое место, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности. Исследователь принципа многозначной зависимости психических явлений от физиологических процессов в человеческом организме.
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Мерлин Вольф Соломонович (1892–1982) - российский психолог. Занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии. Выдвинул принцип «много-многозначной зависимости» психических явлений от физиологических, к-рый позволил раскрыть сложный, опосредованный характер взаимоотношений между различными уровнями организации индивидуальных особенностей личности - нейродинамическим, психодинамичным и личностным. Исследования в этой области привели к созданию концепции темперамента человека («Очерк теории темперамента», 1964; «Очерк интегрального исследования индивидуальности», 1986).
Литература
- Из тетрадок памяти. // В.С. Мерлин Собрание сочинений в 5-ти т.; Пермь, 2006.
- О формах использования социального опыта учащихся // Опыт изучения педагогической работы со взрослыми/Под. ред. М.Я. Басова, Е.А. Голанта. Л.:ГИЗ,1926.
- Мерлин В.С., Хрякова М.Ф. Вопросы развития социального мировоззрения у детей./C предисловием и под ред. проф. М.Я. Басова М.; Л.: ГИЗ,1930.
- Психологические основы воспитания сдержанности. Советская педагогика, 1939, № 2
- О координации движений при ранениях верхних конечностей //Уч.зап. Московского Гос. ун-та,1947.
- Восстановление личности после тяжелых эмоциональных потрясений //Доклад на совещ. по вопросам психологии личности. — М.:Изд-во АПН СССР,1956.
- Собрание сочинений в 4-х томах: т. 2. Пермь: ПСИ, 2006.
- Роль темпераментав эмоциональной реакции на отметку. Вопросы психологии. 1955, №6.
- Первое издание «Очерков теории темперамента» В.С. Мерлин подготовил для издательства «Просвещение» в 1963г.
- «Очерк интегрального исследования индивидуальности». — М.:Педагогика, (1986)
- Об обучении и развитии //Уч. зап. Саратовск.гос. пед. ин-та, 1934. С.61-75.
- Редакционная статья [В.С. Мерлин] Журнал "Вопросы психологии, 1982, № 4,с.171.
- «Методы исследования нервно-физиологических основ психической деятельности человека» / "Материалы совещания по психологии (1-6 июля 1955г.) Институт психологии АПН РСФСР, М., 1957,-751 С.;/ В.С. Мерлин — с.160-166.
- Климов Е.А. О труде и личности В.С. Мерлина (штрихи к характеристике). Вступительная статья к книге В.С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности.» — М.; Просвещение, 1986. — с.7-19
- «В.С. Мерлин и системные исследования индивидуальности человека» В 3 частях. Пермь, 2005, ISBN 5-85218-258-3; ISBN 5-85218-259-1; ISBN 5-85218-260-5
- Голубева Э.А. Пермская научная психологическая школа: плодотворное поступательное развитие. В кн.: XXIII Мерлинские чтения: « Активность-индивидуальность-субъект»: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 110-летию со дня рождения В.С. Мерлина. Научн.ред. Б.А. Вяткин/Пермь, 2008 −343с.
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Комментарии
Добавить комментарий