Бюлер Карл

Карл Людвиг Бюлер

Бюлер Карл

Карл Людвиг Бюлер (Bühler, 1879-1963) немецкий - австрийский психолог и лингвист, автор трудов по психологии мышления и языка, по общему языкознанию.

В 1-й период своего творчества входил в Вюрцбургскую школу, где ему принадлежит главная заслуга в доказательстве «безобразности» процесса мышления (см. Мышление без-образное).

Во 2-й период творчества (после Первой мировой войны) разрабатывал проблемы эволюции психики, выдвинув концепцию 3 стадий развития (инстинкта, навыка и интеллекта), широко дискутировавшуюся затем в психологии.

Известен своими работами в области языкознания, а также концепцией выхода из психологического кризиса («Кризис психологии», 1927), в которой считал возможным интегрировать имевшиеся в то время 3 основные парадигмы в психологии: субъективно-интроспективную, бихевиористскую (объективную) и культурологическую (В. Дильтей и др.). (Е.Е. Соколова)

В психологии последователь вюрцбургской школы т.н. «целостного психологического анализа», связанного с теорией гештальтов. Разрабатывал оригинальную концепцию языка, во многом отходящую от соссюровской дихотомии «язык и речь». Предложил теорию речевого акта, ввёл понятие коннотации, одним из первых начал исследование дейктических единиц языка. Внёс существенный вклад в разработку проблемы психического развития ребенка, разработав неоднозначную концепцию выделения трёх основных стадий психического развития («инстинкт», «дрессура», «интеллект»).

Литература

  • Духовное развитие ребенка. — М., 1924.
  • Очерк духовного развития ребенка. — М., 1930.
  • Теория языка. Репрезентативная функция языка. — М.: Прогресс, 1993. — 502c.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

Библиография: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки