ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ
ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ (Carl Gustav Jung, 1875-1961) - швейцарский психолог, психиатр, культуролог. В 1906-1913 гг. тесно сотрудничал с З. Фрейдом, но впоследствии отошел от него, создав свой вариант психоанализа - аналитическую психологию.
Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, алхимиков и т.п., Ю. приходит к выводу о существовании и проявлении в психике человека коллективного бессознательного. По Ю., содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта - они существуют в душе уже при рождении в виде архетипов, которые унаследованы от предков.
Юнг Карл Густав известен также своей типологией характеров. По Ю., существуют 2 основания для выделения психологических типов: экстравертная или интровертная установка, с одной стороны, и преобладание в системе психологических функций индивида мышления, чувства, ощущения или интуиции, - с др.
Юнг Карл Густав - также автор одного из наиболее известных вариантов ассоциативного эксперимента. Оказал значительное влияние не только на психологию (в Цюрихе был создан институт Ю. в 1948г., а в 1958 - Межд. общество аналитической психологии), но и на исследования по проблемам культуры, религии, мифологии, эстетики и др. (Е.Е. Соколова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Юнг (Jung) Карл Густав (1875–1961) - швейцарский психолог, психиатр и психоаналитик, основатель аналитической психологии. Защитив в 1902г. диссертацию «К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов», организовал в Цюрихе экспериментальную лабораторию (1904), в к-рой разрабатывались методы психиатрической диагностики, в том числе методика ассоциативного эксперимента. В 1903-1904 гг. совместно с Э. Блейлером, К.А. Абрахамом и др. заинтересовался психоанализом З. Фрейда и начал практиковать психоаналитическую терапию. В 1907г. познакомился с З. Фрейдом и основал общество З. Фрейда в Цюрихе. В 1906-1910 гг. разработал основы учения о комплексах, в том числе и «комплексе Электры». Эти идеи использовались и развивались в учениях З. Фрейда, А. Адлера и др.
В 1911г. появились его серьезные теоретические разногласия с З. Фрейдом, особо обострившиеся после выхода книги «Метаморфозы и символы либидо» (1912), в к-рой он отверг сексуальную интерпретацию либидо З. Фрейдом, предложил Понимание либидо как психической энергии вообще, выдвинул концепцию коллективного бессознательного и архетипов. В 1913г. порвал с З. Фрейдом и интенсифицировал разработку собственных психологических воззрений, к-рые составили основу созданной им аналитической психологии - одного из наиболее представительных течений глубинной психологии. В работе «Структуры бессознательного» (1916) Ю. развил представление о существовании в психике человека, наряду с индивидуальным бессознательным, более глубокого слоя - коллективного бессознательного, содержание к-рого составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.), среди к-рых центральная роль принадлежит архетипу «самости» — потенциальному ядру личности. Считал, что они лежат в основе мифологии, символики сновидений, художественного творчества и т.д.
В 1921г. в книге «Психологические типы» изложил разработанную им типологию характеров, основанную на критерии направленности субъекта на внешний или внутренний мир (см. Экстраверсия - Интроверсия) и доминировании определенной психической функции (эмоции, мышления, ощущения, интуиции). Исследовал обширный круг разнообразных проблем: мифы, обряды, ритуалы, символику, сновидения, фольклор, религии, алхимию, психические расстройства, культуру и др. Стремился подкрепить свои теоретические изыскания эмпирическими исследованиями. Значительное внимание уделял разработке концепции личности, в т.ч. вопросам ее становления, структуры и самореализации, Понимание к-рых частично изложил в работах «Отношение между Я и бессознательным» (1928), «Об энергетике души» (1928), «Проблемы души нашего времени» (1931) и др.
Активно занимался психотерапевтической практикой. В качестве основной задачи психотерапии выдвигал восстановление нарушенных связей между различными уровнями и системами психики. В качестве основного содержания психической жизни человека принимал процесс «индивидуации» - стремление личности к полному воплощению своих возможностей. Считал, что его аналитическая психология может быть понята как учение, психотерапия и своеобразный «путь освобождения людей».
Опубликовал ряд книг по различным проблемам психологии: «Психология и религия» (1940), «О психологии бессознательного» (1943), «Психология и алхимия» (1944), «Психология и воспитание» (1946) и др.
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Комментарии
Добавить комментарий