Моделирование информационной среды вуза средствами цифровых технологий

Разделы психологии: 

Е.В. Ольшанская Р.Н. Гаврилюк

В статье раскрывается важный для системы современного высшего образования вопрос о моделировании информационной среды вуза при помощи цифровых технологий, обосновываются возможности улучшения качества обучения и повышения эффективности управления учебным процессом.

Ключевые слова: информационная среда вуза, цифровые технологии, цифровая образовательная среда, моделирование.

E.V. Olshanskaya R.N. Gavrilyuk

MODELING OF THE INFORMATION ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY BY MEANS OF DIGITAL TECHNOLOGIES

The article reveals an important issue for the system of modern higher education about modeling the information environment of the university using digital technologies, justifies the possibilities of improving the quality of education and increasing the efficiency of educational process management.

Keywords: information environment of the university, digital technologies, digital educational environment, modeling.

Современное цивилизованное сообщество во многом базируется на информационных технологиях. Реализация новой государственной образовательной парадигмы, направленной на создание максимально благоприятных условий для саморазвития личности, зависит, в том числе и от грамотного внедрения и использования в практике образования современных информационных технологий.

В процессе дальнейшей цифровизации образования постепенно формируются новые модели деятельности образовательных организаций. В их основе лежит соединение педагогических практик, прошедших апробацию в цифровой образовательной среде и опирающихся на использование цифровых технологий; повышение квалификации педагогического состава; новые цифровые инструменты, информационные источники и сервисы; организационные и инфраструктурные условия для осуществления необходимых изменений.

На современном этапе информационная среда вуза из средства предоставления доступа к необходимой информации превратилась в обязательный компонент инфраструктуры управления вузом и совокупностью интеллектуальных сервисов, без которых сегодня невозможно представить организацию управления и обучения.

Однако следует отметить, что внедрение цифровых технологий в образование также может привести к некоторым проблемам, таким как зависимость от технологий, неравенство доступа к технологиям, а также проблемы безопасности данных, что позволяет сделать вывод о необходимости тщательно продумывать и контролировать процесс внедрения цифровых технологий в образование. Эффективное функционирование современной системы подготовки специалистов сферы культуры в рамках высшего профессионального образования невозможно без качественного информационного сопровождения, которое определяется целью образовательного процесса, характером профессиональной деятельности, предметом, средствами и результатами обучения. Одним из возможных путей повышения эффективности процессов, составляющих информатизацию образования, является унификация и объединение разрозненных средств, технологий и информационного наполнения, задействованных в информатизации, в единые информационные образовательные среды вузов культуры.

Создание единой платформы, объединяющей все структуры и подразделения образовательной организации, включая факультеты, кафедры, научно-исследовательские лаборатории, будет являться практической реализацией задачи моделирования информационной среды вуза. Корпоративные порталы, электронные журналы, системы дистанционного обучения, веб-сайты – все это современные актуальные инструменты моделирования.

В Московском государственном институте культуры есть доступное и студентам, и преподавателям электронное расписание учебных занятий; специально созданная во времена пандемии электронная информационная образовательная среда, в которой представлены содержание дисциплин различных направлений и профилей профессиональной подготовки. Для повышения качества профессионального образования, профессорско-преподавательский состав, студенты, магистры и аспиранты имеют в своем распоряжении доступ к каталогам нескольких цифровых библиотек, включая такие популярные, как «ЭБС Юрайт» и «ЭБС Лань». На главном сайте вуза есть возможность оперативно знакомиться с информацией о предстоящих и отчеты о проведенных мероприятиях, конкурсах и научно-практических конференциях, есть навигация по подразделениям вуза, факультетам и кафедрам, деятельности постоянно действующей приемной комиссии, творческих лабораторий и объединений.

Одним из главных преимуществ моделирования информационной среды вуза является возможность улучшения обменом знаниями и опытом между преподавателями и студентами. Например, использование системы дистанционного обучения позволит обеспечить доступ к учебным материалам, и интерактивным заданиям в любое время и без ограничений, связанных с местоположением педагога и студента. Это особенно важно для студентов, находящихся в других городах или студентов, реализующих индивидуальный образовательный маршрут (для лиц с особыми возможностями здоровья).

Моделирование информационной среды вуза также позволяет оптимизировать управление учебным процессом. Системы управления образовательным процессом дают возможность преподавателям и администрации осуществлять мониторинг прогресса студентов для выявления образовательных потребностей и обеспечения более эффективного обучения.

С помощью аналитических инструментов можно собирать и анализировать большое количество данных о процессах обучения, оценивать эффективность преподавателей и улучшать качество учебных материалов.

Необходимой частью образовательного процесса являются итоговое и промежуточное оценивание – экзамены, квалификационные работы и другие учебные мероприятия, в ходе которых обучаемые демонстрируют свои учебные достижения (знания, умения, навыки, квалификации). Здесь нужен надежный и безопасный способ фиксации, хранения и использования полученных результатов.

В цифровой образовательной среде для хранения многочисленной информации появилась возможность отказаться от бумажных документов. Такая возможность появилась благодаря технологии блокчейн, гарантирующей безопасный и недорогой способ хранения записей в цифровом формате, и обеспечивающей контроль за их изменениями. Практически любые тексты, изображения, видео, программные приложения, структурированные определенным образом, могут храниться в виде идентичных копий на множестве различных носителей.

Блокчейн может найти свое применение в информационной среде творческого вуза культуры для формирования цифрового портфолио хранения аттестатов и дипломов, экзаменационных и творческих работ, результатов экзаменов и образовательных достижений (зачетные и экзаменационные ведомости, тексты выполненных контрольных работ, видеозаписи с выступлениями творческих хореографических коллективов, сессионные показы и дипломные спектакли студентов творческих специальностей и т.д). Ценность этой технологии для образования состоит в том, что она гарантирует надежность и безопасность, а сами записи могут содержать разные типы данных.

Технологии искусственного интеллекта постепенно, хотим мы этого или нет, начинают играть существенную роль и в системе профессионального образования.

Современный студент, и любой пользователь сети Интернет, формулируя поисковые запросы, выполняя перевод текста, пользуясь чат-ботами, так или иначе обращается к ресурсам искусственного интеллекта.

Не смотря на относительно недавний опыт использования технологий искусственного интеллекта, можно выделить несколько перспективных направлений его применения, таких, как: интеллектуальные обучающие системы и чат-боты; индивидуальные базы обучающихся (лекционные материалы, краткое содержание учебной литературы); образовательная аналитика; геймификация и Виртуальная реальность при организации игровых и учебных ситуаций. Новую перспективу для образования открывает и технологии построения виртуальной реальности (VR), впервые осуществленные в США в Массачусетском технологическом институте более полувека назад.

Сегодня VR – быстро развивающаяся компьютерная технология. На данный момент в мире используется несколько вариантов систем виртуальной реальности:

  • обычная (классическая) Виртуальная реальность (Virtual Reality – VR) – виртуальный мир, который генерируется компьютером (существует виртуально, в виде компьютерной программы);
  • дополненная, или компьютерно-опосредованная, реальность (Amended Reality – AR) – с наложением информации, генерируемой компьютером, поверх изображений реального мира;
  • смешанная реальность (Mixed Reality – MR) – виртуальный мир связан с реальным и включает его в себя.

Технологии VR/AR/MR могут гибко использоваться для решения самых разных задач, например, при организации рабочей виртуальной видоконференции, изучении учебного материала, путешествии по витруальной образовательной среде вуза. Для студентов вуза культуры такая технология позволит при освоении содержания соответствующей учебной дисциплины, посетить музеи и места исторических событий, пообщаться с виртуальными моделями исторических личностей, реконструировать события прошлого, принять участие в спектакле или театрализованном представлении.

Конечно, все это требует наличия определенной материальной базы для закупки дорогостоящего оборудования (шлем, очки виртуальной реальности и т.д).

Некоторые MR-приложения уже используются при обучении в области медицины, что дает преимущества при приобретении умений в тех разделах медицинской практики, где ошибка в реальности может иметь катастрофические последствия для здоровья человека.

В целом, моделирование информационной среды вуза средствами цифровых технологий может стать ключевым фактором для повышения качества обучения, улучшения управления учебным процессом и уменьшения затрат на бумажную документацию.

Важно помнить, что цифровые технологии должны быть использованы в сочетании с традиционными методами обучения и не должны заменять личное общение между преподавателями и студентами.

Литература

  1. Атанасян С.Л. Моделирование информационной образовательной среды педагогического вуза // Вестник РУДН. Серия. Информатизация образования. 2008. № 2. С. 17-22.
  2. Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А., Сонина М.Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: учебник. Москва: ИНФРАМ, 2018. 549 с.
  3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов.; под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 194 с.
  4. Галимуллина Э.З., Жестков Л.Ю. Методические рекомендации по созданию е-портфолио: учебно-метод. пособие. Елабуга: Издательство ЕИ К(П)ФУ, 2015. 44 с.
  5. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова. 2020. 98 с.
  6. Долгова Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века // Информационно-публицистический образовательный журнал «Интерактивное образование». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://clck.ru/GQXen (дата обращения: 02.04.2023).
  7. Канянина Т.И., Клептков В.Б., Круподерова Е.П. и др. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебнометод. пособие. Нижний Новгород: НИРО, 2018. 188 с.
  8. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Дидактические возможности сетевых сервисов для формирования универсальных учебных действий // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60. С. 232-236.
  9. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды: монография. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018. 174 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf (дата обращения: 02.04.2023).
  10. Мишота И.Ю. Развитие смешанного обучения в условиях цифровизации образовательного процесса // Вестник РГГУ. Серия Психология. Педагогика. Образование. 2018. № 3 (13). С. 97-106.
  11. Новашина М.С. Педагогика высшей школы в современных цифровых реалиях // Вестник МГУКИ. 2022. № 6 (110). С. 57-62.
  12. Смолянинова О.Г. Е-портфолио в оценивании образовательных достижений бакалавров и профессиональном развитии магистров СФУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://ipps2.sfukras.ru/sites/ipps.institute.sfu- kras.ru/files/publications/125.pdf. (дата обращения: 02.04.2023).
  13. Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://kremlin.ru/acts/news/57425. (дата обращения: 02.04.2023).
  14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974. (дата обращения: 02.04.2023).
  15. Христидис Т.В. Технология «Смешанного обучения» (Blended learning) в профессиональной подготовке студентов в вузе // Вестник МГУКИ. 2022. № 6 (110). С. 50-56

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Ольшанская Е.В., Гаврилюк Р.Н. Моделирование информационной среды вуза средствами цифровых технологий // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 100-111.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки