Особенности мотивации достижения у школьников

Разделы психологии: 

Е.М. Корж, Д.М. Карюкина

В статье рассматриваются теоретические аспекты мотивации достижения. Определяются понятия мотива, мотивации, мотивации достижения и двух ее основных типов: мотивации избегания неудач и мотивации достижения успеха. Выделены особенности формирования и развития мотивации достижения у детей двух возрастных категорий: младших школьников и подростков. Перечислены основные воспитательные принципы, которых следует придерживаться родителям и педагогам для повышения уровня мотивации достижения у школьников.

Ключевые слова: мотивация достижения, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, младший школьный возраст, подростковый возраст, потребность в достижении.

E.M. Korzh D.M. Karyukina

FEATURES OF ACHIEVEMENT MOTIVATION IN SCHOOLCHILDREN

The article considers aspects of achievement motivation. The concepts of motive, motivation, achievement motivation and its two main types are defined: motivation to avoid failures and motivation to achieve success. Peculiarities of the formation and development of achievement motivation in children of two age categories are singled out: junior schoolchildren and teenagers. The main considerations following the considerations and teachers for obtaining the level of achievement motivation among schoolchildren are listed.

Keywords: achievement motivation, motivation for success, motivation to avoid failure, primary school age, adolescence, need for achievement.

Мотивы человека тесно связаны с его потребностями. В переводе с французского «мотив» означает «побуждение». В научной среде встречаются разные определения мотива. В данной статье под мотивом мы понимаем побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.

Совокупность мотивов – это мотивация. Такое определение встречается в трудах Л.И. Божович, Э.А. Непомнящей, Л.М. Фридмана и К.Н. Волкова.

Понятие «мотивация достижения» впервые употребляется Г. Мюрреем в 1938 году в его классификации потребностей. Ученый назвал мотивацию достижения одной из 26 основных психогенных потребностей.

Под мотивацией достижения понимается стремление человека выполнить работу наилучшим образом, достичь высоких результатов в своей деятельности. В мотивации достижения выделяют две противоположные тенденции: избегание неудач и достижение успеха. По нашему мнению, обе они присущи любому человеку, но у каждого есть доминирующая тенденция. Отметим, что некоторые психологи считают достижение успеха и избегание неудач взаимоисключающими понятиями.

Хорошим инструментом диагностики типа мотивации достижения у взрослых выступает шкала А. Мехрабиана. Для школьников показательными являются результаты двух тестов Т. Элерса, один из которых определяет уровень мотивации достижения успеха, а другой – уровень мотивации избегания неудач. Уровень потребности в достижениях можно определить с помощью методики Ю.М. Орлова.

мотивация достижения формируется еще в дошкольном возрасте, однако наиболее благоприятным периодом для ее развития и закрепления как постоянной личностной диспозиции считается младший школьный возраст. Вероятно, это связано с тем, что в учебе, которая становится новым ведущим для младших школьников видом деятельности, можно проявить свои способности и такие качества, как старательность, усердие, трудолюбие и довольно легко увидеть результаты своего труда, которые выражаются в оценках и похвале или критике со стороны учителей и родителей.

Согласно М.В. Матюхиной, у младших школьников мотивация достижения успеха зачастую становится доминирующим типом мотивации и особенно ярко выражается у школьников с высокой успеваемостью: им присуще большое желание выполнить задание хорошо и правильно, получить нужный результат [4]. В то же время у школьников с низкой успеваемостью постепенно развивается мотивация избегания неудач.

Исследователи называют следующие тенденции в общей динамике причин обучения школьников с 1 по 4 класс: сначала преобладает интерес к школьной посещаемости, далее интерес проявляется в первых результатах воспитательной работы, потом – в образовательном процессе, содержании обучения, и лишь после – в методах получения знаний.

Развитие когнитивных мотивов в начальной школе происходит следующим образом: интерес к конкретным определенным фактам сменяется интересом к закономерностям и принципам. Младшие школьники любознательны, и у них может возникать потребность в самообразовании, но лишь в простой форме заинтересованности дополнительными источниками получения знаний.

мотивация достижения младших школьников может носить как внешний, так и внутренний характер. внешняя мотивация выражается в появлении у ребенка новых школьных принадлежностей, портфеля, формы. Внутренняя – в рассуждениях о смысле учебы: «Зачем лично мне нужно учиться?». Очевидно, что внутренняя мотивация более стабильная, а, следовательно, и более действенная. Ее основное отличие от внешней мотивации – в получении удовольствия от самого процесса выполнения задания, а не только от ожидаемого результата, который будет оценен учителем, родителями или одноклассниками [5].

Со стороны родителей для повышения мотивации достижения младших школьников необходимы две составляющие: поддерживаемая родителями вера ребенка в свои успехи и продуманная система поощрений за достижения [6]. Причем, чем ниже самооценка ребенка, тем активнее должны быть действия родителей, направленные на повышение его уверенности в себе, а поощряться должны не относительно легкие достижения, а те, реализация которых требует чуть больших усилий [2]. Кроме того, для ребенка очень важно, насколько родители проявляют интерес к его школьной деятельности: чем выше заинтересованность взрослых, тем больше стараний будет прилагаться.

В свою очередь, педагогам для повышения мотивации достижения младших школьников стоит устанавливать с детьми доверительные отношения и стараться находить индивидуальный подход к каждому ученику: видеть те качества ребенка, которые заслуживают похвалы. Создание ситуации успеха – эффективный способ повышения уровня мотивации достижения. Кроме того, выполняемая школьниками деятельность должна быть им подробно разъяснена и хорошо понятна.

Что касается особенностей мотивации достижения подростков, то, прежде всего, подчеркнем, что подростки – довольно сложная в психолого-педагогическом отношении группа. Пубертат переполнен эмоциональными и физиологическими переживаниями, что неизбежно сказывается на всех аспектах жизни ребенка.

В пубертате сохраняется уровень мотивации достижения, достигнутый в начальной школе. Однако, может меняться направленность: фокус мотивации достижения зачастую смещается со школьной успеваемости на другие сферы жизни подростка (общение со сверстниками, успехи в любимых занятиях – в спорте или в творчестве). Несмотря на безусловную значимость этих сфер, учеба также требует внимания со стороны ребенка, ведь он уже находится в процессе выбора будущей специальности и готовится к поступлению в профессиональные учебные заведения. И, с одной стороны, в этом возрасте еще только возникает чувство взрослости, а с другой – уже требуется отвечать за результаты своих поступков и выборов. Индивидуальное консультирование подростков показывает, что многие из них довольно осознанны и самостоятельно ищут ответы и разбираются в своих внутренних переживаниях. Но помощь наставника в лице родителя, педагога, тьютора или психолога очень полезна.

В пубертате появляются новые авторитеты – лица, чье мнение особенно значимо для подростка. Причем, в их числе могут быть исключительно сверстники и ни одного взрослого.

В пубертате новым ведущим видом деятельности ребенка становится общение со сверстниками. Помимо этого, причинами возможного снижения мотивации достижения становятся неравномерное развитие когнитивной сферы и несоответствие уровня психоэмоциональной зрелости подростков требованиям образовательной среды [1].

Именно поэтому в рассматриваемый период школа и семья должны особенно объединять усилия для формирования и поддержания мотивации ребенка на образование. Для этого необходимо, прежде всего, создание доброжелательной обстановки и атмосферы сотрудничества, в которых снижается страх потерпеть неудачу. Важно, чтобы деятельность была интересной для ребенка, и была предоставлена свобода выбора заданий, что способствует более ответственному отношению к деятельности. Однако зачастую, ожидая высокой оценки, подростки заявляют о готовности решать крайне сложные задачи. Педагогам нужно предвидеть эти ситуации и все-таки ориентировать учеников на задачи средней степени сложности, которые решаются относительно легко. В таком случае, успешное выполнение заданий способствует дальнейшему повышению мотивации достижения. Это объясняется тем, что у мотивации достижения эмоциональные корни. А. Маслоу утверждал, что «мотив напрямую связан с эмоциями. Человек не только эффективнее действует, когда он мотивирован, но и чаще испытывает положительные эмоции, если его деятельность совпадает по направлению с его внутренними побуждениями. Негативные эмоции сигнализируют о том, что человек «утратил путь», двигается не туда, куда надо» [3].

Помимо перечисленного, на изменение мотивации достижения успехов подростков оказывают влияние следующие факторы: возраст ребенка, его окружение, виды деятельности и сферы общения, которые ценятся в социальном окружении ребенка и которые ему доступны, направления, в которых ребенок имеет возможность развиваться и добиваться успехов.

Итак, мы рассмотрели теоретические аспекты мотивации достижения школьников. Влияние на формирование мотивационной сферы личности оказывают и родители, и учителя, и среда, в которой растет и воспитывается ребенок. Мотивы и мотивация тесно связаны с потребностями и вытекают из них. Если вспомнить иерархию потребностей, предложенную А. Маслоу, становится очевидно, что разные семьи находятся на разных ступенях пирамиды потребностей: одни решают вопросы профессиональной и личностной самореализации, в то время как другие с трудом удовлетворяют базовые потребности. И поскольку в семье ребенок проводит большую часть своего времени, именно влияние родителей на мотивацию достижения ребенка представляется наиболее весомым и требует более глубокого эмпирического исследования.

Литература

  1. Ермолова Т.В. и др. Формирование мотивации достижения у подростков в современном образовательном пространстве // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 2. С. 7-18.
  2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Москва: Гардарики, 2005. 320 с.
  3. Маслоу А. мотивация и личность. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 352 с.
  4. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. Волгоград: ВГПУ, 1992. С. 62-73.
  5. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. Москва: Владос, 2018. 496 с.
  6. Хмуровская В.О. Влияние образа родителей на мотивацию и способность обучения детей младшего школьного возраста // Форум молодых ученых. 2019. № 5 (33). С. 1318-1327.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Корж Е.М., Карюкина Д.М. Особенности мотивации достижения у школьников // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 81-86.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки