Э.И. Богданова, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Ключевые слова: олимпиады школьников, автономия подростков, развитие учебного потенциала.
Первостепенным условием для развития научного и инновационного потенциала страны является создание системы выявления и поддержки талантливой молодѐжи. В последние годы в Москве активно масштабируется Олимпиадное движение в среднеобразовательных школах. Происходит это не только вследствие развития площадок для талантливой молодѐжи, но и из-за изменений показателей рейтинга вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников. Предметный охват и во-влеченность подростков с 5 по 11 класс растѐт ежегодно. По данным прошлогоднего олимпиадного сезона (2020/2021), во Всероссийской олимпиаде школьников приняли участие более 6 миллионов человек по 24 предметам, согласно данным портала Мос.ру (https://www.mos.ru), половина призовых мест принадлежит московским школьникам. Московская олимпиада школь-ников проводится по 22 направлениям, в финал в прошлом году вышли четыре тысячи московских школьников. Важно понимать, как олимпиадная деятельность отражается на психологическом и моральном состоянии самих учащихся и школьном климате. Так как рейтинг влияет на финансовое обеспечение школы, подростки — участники Всероссийской и Московской олимпиад школьников (далее ВсОШ и МОШ) становятся главным объектом «охоты» школ. Ключевая задача — провести анализ негативных аспектов вовлечения детей в олимпиадное движение школьников в контексте развития их автономии, травмирующего опыта и способах восполнения подростковых дефицитов взросления через олимпиады.
Цель работы — выявление основных черт успешного развития Олимпиадного движения в контексте автономии подростков, их учебной само-идентификации и сохранении благоприятного школьного климата.
Основой исследования является анализ рекомендаций ГАОУ ДПО Центра педагогического мастерства, нормативной базы проведения олимпиад, а также включенное наблюдение и анализ практик команды по развитию олимпиадной деятельности ГАОУ «Школа № 548 «Царицыно».
В текущей работе сформулированы существующие и наметившиеся тенденции по работе с интеллектуально-одаренными детьми и молодыми талантами в школах, проанализированы практики работы тьюторских, психологических и иных поддерживающих служб, а также выявлены ключе-вые аспекты методической и дидактической работы педагогов по развитию и вовлечению подростков в олимпиадное движение.
Олимпиады проходят поэтапно в течение учебного года. ВсОШ реализуется в 5 этапов: пригласительный, школьный, муниципальный, региональный, заключительный. МОШ реализуется в 3 этапа: пригласительный (не для всех предметов), отборочный и заключительный. Олимпиады регламентируются Положением об олимпиадах и имеют довольно понятную для всех участников структуру проведения. Нам удалось сформулировать ряд типовых проблем, связанных с принятой структурой проведения олимпиад.
- Совпадение туров олимпиад: довольно часто ученик-олимпиадник не ограничивается одной олимпиадой и на втором, третьем этапе встаѐт перед сложным выбором, к какому предмету готовиться.
- Ученик выпадает из учебного процесса: чем успешнее олимпиадник справляется с поставленной задачей, тем сильнее он вынужден изолироваться от класса, особенно в период пандемийных ограничений.
- Для успеха ученик должен либо не останавливать подготовку летом, что приводит к сильному выгоранию в середине учебного года, либо с сентября игнорировать часть учебной нагрузки и посещать дополнительные занятия, что также приводит к снижению учебной мотивации и вовлеченности.
Так как педагоги являются материально заинтересованными в призѐрстве олимпиадника по своему предмету, в школе может возникать борьба за успешных учеников, что в свою очередь приводит к нагнетанию негатива в школьном коллективе и нездоровой конкуренции.
Семьи не всегда поддерживают решение школы о вовлечении в подготовку их ребенка к олимпиадам. Зачастую, даже если сам ребенок готов стремиться к призовому месту, родители заставляют его фокусироваться на учебе и текущих оценках, ребенок находится в ситуации сложного выбора и может не выдержать этого противоборства.
Администрация отвечает за школьные показатели и непосредственно за показатели олимпиад. Следствием этого становится усиленное давление на педагогов и увеличение их педагогической нагрузки. Немногие школы рас-полагают дополнительным ресурсом по привлечению профессиональных олимпиадных тренеров, и ответственность за успех школы ложится на педагогов, не имеющих опыта в подготовке к олимпиадам.
Подростки — не олимпиадники чувствуют, что получают меньше внимания в этой конкурентной борьбе: это нередко приводит к ситуациям буллинга по отношению к участникам олимпиад, может нарушать контакт с учителем или влиять на уровень мотивации учащихся в классе, поскольку ученик — не олимпиадник оказывается в постоянной ситуации неуспеха, у него возникает отторжение к учебному процессу в целом.
Важно отметить, что чаще всего быть олимпиадником изначально выбирает не сам подросток, школа аккуратно подталкивает его к этому вы-бору. Возникает феномен «мнимой автономии выбора». В этой плоскости очень сложно говорить о самостоятельном выборе или самоопределении ребенка. Кроме того, ВсОШ и МОШ не единственные доступные олимпиады, а их консервативность и многоуровневость мешает достичь успеха многим подросткам. При этом важно не смещать акцент с того, что они значимы для школы, здесь складывается некий треугольник противоречий: потребности школы — потребности ребенка — реальные возможности ребенка за стенами школы. И не всегда эти три параллели пересекаются в лучшей для развивающейся автономии подростка проекции. Часто школы заинтересованы в том, чтобы ребенок не участвовал в иных, даже более доступных для него, олимпиадах. Возникает огромный пул противоречий для подростка.
Вторая большая проблема — это сила проигрыша. У любого подростка есть резерв усидчивости и знаний, но чем дальше проходит подросток, тем выше эмоциональные ставки и временные вложения. Олимпиады очень высоко поднимают планку требований к подростку. Степень этого давления может по-разному отражаться на учащихся. Здесь задача школы и, в частности, тьюторско-психологической службы направить это давление на пользу ребенка. Некоторые инфантильные подростки благодаря олимпиадам пони-мают свою самоценность, что помогает им в дальнейшем при выборе профессии и формировании внутренних ценностей. Иные, те, кто на первый взгляд, автономен и самостоятелен в младшем школьном возрасте, ломаются под давлением и отрицают необходимость дальнейшего обучения вовсе. Хотя оба исхода можно считать успехом в контексте определения жизненного пути.
Олимпиадное движение школы — важный элемент формирования школьной среды. Анализ практической деятельности позволил выделить пять ключевых аспектов успешного развития олимпиад в школе, без потери внимания к комфортному взрослению и обучению подростка:
- Исключение давления на учеников и учителей со стороны администрации.
- Создание службы психологической и предметной поддержки олимпидников и педагогов, способных подготовить детей.
- Формирование олимпиадной культуры для всех детей в школе, начиная с уровня начального общего образования.
- Внедрение олимпиадного уровня сложности в повседневные учебные задания.
- Выход за рамки классно-урочной системы и создание разновозрастных, межклассовых и межкорпусных групп.
Практическая значимость работы заключается в формулировании перечня успешных практик для педагогов и руководителей образовательных организаций по выстраиванию нетравмирующей олимпиадной среды общеобразовательной школы, которая, благодаря универсальным инструментам взаимодействия с подростками, поможет достигать необходимых задач каждому вовлеченному участнику, в особенности, создания возможностей для формирования подростковой автономии в стенах школы, где олимпиада может выступать инструментом, а не помехой для качественного взросления.
Комментарии
Добавить комментарий