Разделы психологии:
В статье рассмотрены профессиональные и социально-психологические составляющие мастерства специалиста в сфере рекламы. Отмечено, что знание психологии является необходимым условием успешной работы данного специалиста. Готовность к профессиональной деятельности в сфере рекламы предполагает совокупность сформированных профессиональных компетенций и социально-психологических качеств личности, что определяют требования к профессии. Профессиональная подготовка формирует систему комплексных, общенаучных, теоретических, специальных, прикладных и практических, знаний, умений и навыков.
Ключевые слова: специалист в сфере рекламы, профессиональная подготовка, профессиональное мастерство.
T.V. Khristidis A.R. Bakovkin
SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL SKILLS OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF ADVERTISING
The article considers the professional and socio-psychological components of the skill of a specialist in the field of advertising. It is noted that knowledge of psychology is a prerequisite for the successful work of this specialist. Readiness for professional activity in the field of advertising presupposes a set of formed professional competencies and socio-psychological qualities of a person, which determine the requirements for the profession. Professional training forms a system of complex, general scientific, theoretical, special, applied and practical knowledge, skills and abilities.
Keywords: advertising specialist, professional training, professional skills.
Специалист в сфере рекламы сегодня одна из востребованных профессий на рынке труда. Ни одно предприятие и организация не обходится сегодня без информирования общественности о своей деятельности с помощью рекламы.
В социокультурных исследованиях рекламная деятельность выступает как психологическая основа создания новых форм культурной среды, социального мифотворчества, формирования системы культурных норм и ценностей. Социокультурные аспекты рекламной деятельности тесно связаны с этическими и эстетическими категориями. Здесь психология, этика и эстетика призваны решать общую и очень важную задачу культурного развития масс средствами социально ориентированной рекламы [3].
Готовность к профессиональной деятельности в сфере рекламы предполагает совокупность сформированных профессиональных компетенций и психологических качеств личности, что определяют требования к профессии.
Данную проблему подробно рассматривают в своих работах отечественные и зарубежные ученые (Л.В. Азарова, Р.Р. Голуб, Д.А. Горбачева, М.А. Измайлова, Р.Ю. Почекаев, В.В. Тулупов, М.А. Шишкина, И.Е. Щербаков, S. Dibb, A. Lugmayr, E. Serral).
Профессиональное мастерство специалиста рекламы можно определить, как комплекс структурных компонентов: профессиональные компетенции, профессиональная направленность и мотивация, общие и профессиональные способности, профессиональная этика, культура общения, психологические знания [1].
К профессиональным компетенциям специалиста в сфере рекламы относят: креативность и дальновидность, коммуникативные навыки; пристальное внимание к деталям; навыки управления взаимоотношениями, хорошее Понимание операций SEO и умение использовать все типы платформ социальных сетей [4].
В обязанности специалиста по рекламе входит следующие: взаимодействие с клиентами; разработка эффективных маркетинговых планов; создание рекламных объявлений; составление деловых писем потенциальным клиентам с описанием услуг или продуктов компании; участие в научных исследованиях по изучению потребительских предпочтений и покупательском поведении; освещение продуктов или услуг компании в средствах массовой информации; оценка эффективности услуг; знание маркетинговых программ и новых технологий и тенденций рынка и др. [3].
Таким образом, в структуру профессионального мастерства специалиста по рекламе включены такие способности как: креативность; коммуникативные навыки; исследовательские способности; навыки прогнозирования.
Если же выделить составляющие социально-психологического аспекта профессионального мастерства специалиста в сфере рекламы, то, пожалуй, наиболее важными будут:
- профессиональное мировоззрение: хорошее Понимание современного состояния общественно-политических отношений;
- ценностно-смысловое отношение к профессиональной деятельности, осознание личностного смысла профессии;
- Понимание миссии рекламной деятельности на государственном уровне;
- профессиональная идентичность: отношение себя к профессиональному рекламному сообществу;
- профессиональная мотивация как форма групповой интеграции;
- профессиональная духовность: желание выстраивать деятельность на основе нравственных ценностей, норм и правил общества; погоня за деньгами, технократизм должно пониматься как профессиональная ограниченность;
- дивергентное мышление: способность специалиста находить большое количество оригинальных идей.
Определенно, что главную роль формирования профессионального мастерства специалиста рекламы играет профессиональная подготовка, которая формирует систему комплексных, общенаучных, теоретических, специальных, прикладных и практических, знаний, умений и навыков.
Среди наиболее важных профессиональных компетенций, безусловно, являются специальные знания и умения в синтезе с психологическими знаниями.
Например, специалисту в сфере рекламы необходимо знать психологическую концепцию К.Г. Юнга о социальных архетипах, учение А. Маслоу о формировании потребностей, теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера для понимания социального контекста рекламной деятельности.
Знание о современных рекламных моделях и умение их выбора в зависимости от потребительского спроса и социальных условий базируются на хорошем понимании психологии личности и психологических механизмов. Это лежит в основе формирования стратегических умений использования рекламной кампании или сообщения для охвата определенной целевой аудитории.
Для эффективного использования рекламной модели, специалист должен понимать не только свой целевой рынок, но и социально-психологические потребности потребителей рекламной информации. Именно социально-психологические знания помогут в выборе верной рекламной модели.
Например, наиболее распространены четыре рекламные модели, которые выбирают в стратегических интересах, в зависимости от целей.
- Рекламная модель AIDA
- Рекламная модель ДАГМАР
- Модель жизненного цикла продукта
- Модель Эренберга
Рекламная модель AIDA. Одна из наиболее популярных рекламных моделей известна под аббревиатурой AIDA. AIDA означает осведомленность, интерес, желание и действие. Рекламная модель AIDA – это процесс, через который проходят клиенты, прежде чем принять решение о конкретном продукте или услуге. Чтобы разобраться в этом, важно привлечь чью-то «осведомленность» или внимание. После этого у клиента возникнет своего рода «интерес», который перерастет в «желание». В конце концов, они предпримут «действие», купив или используя рекламируемый продукт или услугу.
Что касается рекламных кампаний, то специалисты могут создавать кампании, стратегически учитывающие все эти моменты. И здесь можно разделить кампанию на сегменты, которые фокусируются на конкретных моментах модели, чтобы придать импульс или вызвать больший интерес у различных сторон.
Рекламная модель ДАГМАР (DAGMAR) расшифровывается как «определение рекламных целей для получения измеряемых результатов рекламы». Хотя эта модель похожа на AIDA, она делает еще один шаг вперед за счет эффективной постановки целей. Эта модель фокусируется на осознании, понимании, убеждении и действии.
Первый шаг модели DAGMAR заключается в том, чтобы точно решить, что необходимо достичь, и определить, как измерить успех. После определения целевой аудитории и других представлений, которые могут сложиться у людей о бренде, можно приступить к этапам осведомленности и понимания.
Такая рекламная модель заставляет пользователей думать о картине в целом. Это также заставляет пользователей задуматься о предложениях с точки зрения продаж и времени.
В зависимости от стадии, на которой находится ваш продукт или услуга, специалист должен думать о количестве масштабов, конкурентах, каналах распространения и других факторах, которые могут повлиять на рост предложения в долгосрочной перспективе.
В идеале, рекламный продукт достигнет стадии зрелости, когда используются элементы продвижения, такие как включение креативного контента и интерактивных элементов в более масштабные усилия по ремаркетингу.
Модель Эренберга. Основанная Эндрю Эренбергом, моделью Ehrenberg, или ATRN, компания фокусируется на элементе убеждения в рекламе. Эренберг заметил, что, хотя потребители могут быть довольны продуктом, который они получают, в конечном итоге они становятся неудовлетворенными и ищут альтернативы.
Он выделил следующие этапы: осознание, испытание, подкрепление и подталкивание. Эта модель опирается как на поставщика услуг, так и на потребителя. Хотя основная ответственность бизнеса или организации заключается в привлечении потенциального потребителя к продукту, сам потребитель должен попробовать его.
Внешние факторы, связанные с бизнесом, могут укрепить потребителей, напомнив им о положительном опыте, а это, в свою очередь, «подтолкнет» их совершить еще одну покупку.
Специалист в сфере рекламы должен учитывать все потенциальные факторы влияния при разработке своей рекламной модели.
Также следует понимать, что не существует «правильного» способа убедить людей попробовать предлагаемые услуги или заказать рекламный продукт, но в зависимости от целей нужно использовать определенную рекламную модель, чтобы воплотить результаты в реальность.
Эффективное использование рекламного носителя или отличной кампании должно быть способно адаптироваться к любой рекламной модели. Какая бы рекламная модель не была выбрана, можно использовать ее в качестве основы для общей стратегии в области цифрового контента.
За всеми видами рекламных моделей стоит психологический аспект убеждения, который побуждает всю аудиторию попробовать тот или иной продукт или услугу и воспользоваться им.
Таким образом, можно сказать, что убеждение является одним из основных навыков специалиста в сфере рекламы.
Учитывая, что специалисту в сфере рекламы приходится взаимодействовать с широкой аудиторией, всегда есть вероятность столкнуться с различными психологическими проблемами в процессе анализа отношения людей к рекламе, ответной реакции на рекламное обращение, проведения переговоров и др.
Кроме того, решение рекламных задач нередко сопряжено с обострением условий, повышенными трудностями, неудачами, которые зачастую вызывают у специалиста стресс, психическую напряженность, перегрузки, а нередко и психологический дискомфорт, недовольство, переживания, борьбу мотивов, беспокойство, неуверенность, тревогу, нерешительность и др. [3].
И здесь важна профессионально-психологическая подготовленность специалиста в сфере рекламы, которая выражается в возможности действовать в психологически насыщенной и сложной обстановке столь же эффективно, как и в обычной и без негативных психологических факторов как для самого специалиста. Так и для потребителей рекламного продукта или услуги [3].
Профессионально-психологическая подготовленность предполагает ориентированность (устойчивую внутреннюю установку и умение) на выявление психологических аспектов обстановки, планируемых и выполняемых действий, людей, групп, умение понимать их особенности, выбирать соответствующую им позицию, линию поведения, общение, устанавливать психологический контакт, оказывать психологическое воздействие, достигать согласия, обеспечивать успешные действия в психологически сложных ситуациях.
Литература
- Азарова Л.В., Почекаев Р.Ю. Проблемы PR образования: вузовская подготовка и требования работодателей // Петербургская школа PR: от теории к практике: сб. ст. Санкт-Петербург. 2004. Вып. 2. С. 8-21.
- Голуб Р.Р., Горбачева Д.А., Щербаков И.Е. Подготовка специалистов в сфере рекламы: обзор образовательных технологий и формируемых компетенций //Мир науки, культуры и образования. 2021. № 2 (87). С. 27-29.
- Измайлова М.А. Психология рекламной деятельности: учебник. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. 416 с.
- Малая О.Г. Развитие социальной компетентности специалиста как педагогическая задача // Вестник МГУКИ. 2010. № 3. С. 62-68.
- Тулупов В.В. Традиции и новаторство в медиаобразовании // Информационное общество. 2003. № 3. С. 16-19.
- Шишкина М.А. Петербургская школа PR: научная, обогревательная и методическая специфика // Петербургская школа PR: от теории к практике: сборник статей. Санкт-Петербург. 2003. Вып. 1. С. 10-17.
- Guru K., Umadevi A., Raja S. Exploring effectiveness of DAGMAR approach in promotional campaigns of fast moving consumer goods // International Journal of Trade and Global. 2021. № 7 (2). PP. 73-79.
Комментарии
Добавить комментарий