Метафора как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

Разделы психологии: 

И.В. Юрченко Курский государственный университет, г. Курск

Несмотря на все проблемы детского возраста, ребенок всегда был и остается исследователем, творцом. Обилие информации, которое окружает маленького человека в современном мире с момента его рождения, и интенсивность ее усвоения детьми позволяют констатировать факт, что сегодняшние младшие школьники также наделены умениями видеть проблемы, выстраивать версии, наблюдать, проводить эксперименты, анализировать полученные сведения, как и их сверстники несколько лет назад, но только качественно иными умениями.

Уже несколько десятилетий в науке говорится о необходимости развивать творческое начало в растущем человеке, формировать качества, способствующие проявлению и реализации творческих способностей, подчеркивающих индивидуальность, уникальность личности. Под влиянием данных идей большинство существующих образовательных программ ориентированы на творческое развитие детей, современные родители видят это первоочередной задачей воспитания и обучения ребенка. Одним из актуальных средств творческого развития является работа с метафорическим контекстом, выступающим способом познания не только материального, но и идеального мира, механизмом получения новой информации об окружающей действительности.

Исследователи особенностей метафоры (Н.Д. Арутюнова, В.Н. Телия) считают, что мышление обращается к метафоре, когда нет готовых средств обозначения, объяснения, создания образов и смыслов. Развитие образного мышления, решение творческих задач невозможно без использования явления, помогающего представить идеальный объект материальным, способным восприниматься и отражаться в сознании. Таким явлением и выступает метафора, процесс создания которой всегда связан с наличием некоторой проблемной ситуации со многими переменными факторами, что позволяет считать его творческим процессом, а метафору – психологическим явлением.

Вместе с тем до недавнего времени попытки обращения к метафоре как области психологического знания были достаточно редки, хотя ее возможности как средства развития творческого потенциала растущего человека, как механизма, участвующего в создании новых значений, способствующего решению языковых и познавательных проблем, значительно обширнее представленных в современной образовательной системе технологий развития.

Основная психологическая функция метафоры – обеспечить процесс понимания как познавательного процесса, включающего мышление, эмоциональночувственную сферу и интуицию. Понимание не является принципиально отличным от мышления самостоятельным психическим процессом: Понимание – это компонент мышления, один из образующих его процессов, который происходит при взаимодействии чувственного и рационального компонентов мышления. Психологическая сущность понимания рассматривается как процесс сопоставления новой информации с информацией, уже существующей у субъекта. Момент установления существенного сходства, общности, важной для субъекта, является моментом понимания; выявление общности в сравниваемых объектах выступает актом метафоризации.

Создание метафоры через такие логические операции как сравнение и аналогизирование с участием воображения реализует функцию понимания как сложного психического процесса. Эффективность понимания через метафору обусловлена ее психологической сущностью – способностью активизировать эмоциональную и интеллектуальную сферы.

В контексте психологических знаний метафора понимается как один из основных приемов познания объектов действительности, их наименования, создания художественных образов и порождения новых значений.

Поскольку на первый план выдвигается познавательная функция метафоры, связанная с ее ролью в раскрытии существенных свойств объектов, в формировании новых понятий, в расширении концептуального освоения мира, то, значит, процесс создания метафор является творческим процессом. Результат этого процесса – метафора – зависит от индивидуального опыта субъекта и проявляется как ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей.

При создании метафоры в мыслительном процессе основополагающими выступают такие свойства, как способность к выявлению разного рода соотношений в форме связей между различными представлениями и понятиями, гибкость, способность к переносу (аналогизирование); для неординарности, красоты, глубины метафоры необходимы оригинальность (способность по-новому смотреть на объекты) и восприимчивость (видение оттенков и нюансов) мышления. В метафоре при ее создании в сконцентрированном виде реализуются логические, ассоциативные и образные параметры, отражающие общий уровень развития личности. Особенности процесса понимания метафоры младшими школьниками характеризуются особенностями номинативной деятельности детей: номинация предмета производится на основе его внешних, наглядно воспринимаемых свойств, а в метафоре предметное содержание неясно, поэтому ее Понимание затруднено.

При попытке истолковать метафору ребенок сталкивается с проблемой открытия аналогии или сходства в некоторых признаках, двух несовместимых явлениях действительности, и, тем самым, как бы получает возможность пройти вновь путь создателя метафоры. В ходе овладения языком дети вырабатывают определенные стратегии, находят и выводят определенные внутренние закономерности, замечают и строят модели-типы языка, помогающие им. Аналогично в метафоре дети ищут логику, пытаются найти закономерности, которые метафора не предоставляет, чем осложняется процесс ее понимания.

Для понимания метафоры учащиеся должны находиться на той ступени развития мышления, которая может обеспечить восстановление образа предмета метафоризации через языковое значение метафоры; установление связи между предметами действительности, разведенными в предметном мире и соединен- ными в языковом.

Активизация психологических механизмов, участвующих в создании, интерпретации, восприятии метафор, привлечение операций анализа и синтеза для решения метафорических задач, формирование умений создавать воображаемый контекст, необходимость работать в его рамках выступают важными факторами, определяющими уровень развития творческих способностей младших школьников.

Метафора, выступающая в качестве средства развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, способствует адекватной интерпретации переносного смысла метафорических выражений; созданию оригинальных ассоциаций на основе вербального стимула, возникновению готовности работать в фантастическом контексте, реализации возможностей использовать символические, ассоциативные средства для выражения мыслей, повышению креативного потенциала растущего человека.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Юрченко И.В. Метафора как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 354-356.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки