Личность через понятие идентичности

Гоников Артем Валерьевич, студент Московского института психоанализа, Москва

Аннотация В данной статье автор попытался рассмотреть понятие личность через призму экзистенциальной философии Мартина Хайдеггера. Личность как целостный феномен присутствия в мире концептуализируется через иерархически упорядоченную систему идентичностей человека.

Ключевые слова: Личность, идентичность, Хайдеггер, дазайн, бытие в мире, присутствие.

PERSONALITY THROUGH IDENTITY

Gonikov Artem Valerievic, student MIP

Abstract In this article, the author tried to consider the concept of personality through the prism of the existential philosophy of Martin Heidegger. Personality as an integral phenomenon of presence in the world is conceptualized through a hierarchically ordered system of human identities.

Keywords: personality, identitiy, Heidegger, dasein, being in world, presence.

Целостное Понимание феномена личности в психологии можно достичь лишь развивая и адаптируя философские концепции и направления. Одну из наиболее выдающихся попыток исследовать бытие человека в философии предпринял М. Хайдеггер в XX веке.

Особый интерес представляет «модель» рассмотрения личности через философию М. Хайдеггера.

Одними из компонентов(экзистенциалов) Хайдеггеровского дазайна является заброшенность в мир(Geworfenheit) и бытие-в-мире(In-der-Welt-sein) - два экзистенциала, из которых исходит принцип фундаментальной ответственности за свое бытие, а также понятие «выбора» [1].

Согласно экзистенциальной психологии, человек присутствует в трех модусах отношения к миру: биологическом (Umwelt, окружающий мир), социальном (Mitwelt, совместный мир с другими) и экзистенциальном (Eigenwelt, мир самосознания) [2]. Базовой предпосылкой к движению в сторону бытия-в-мире является миропроект, открывающий целостное Понимание человеческого бытия-в-мире, в единстве его способов осуществления. В данном случае мир не противостоит субъекту, а образует с ним тестное взаимодействие, как бы вплетаясь друг в друга [3].

Личность же как психологический концепт рассматриваются через социальное взаимодействие с миром. В данном случае структуру отдельно взятой личности можно попытаться рассмотреть через набор идентичностей.

В современной гуманитарной мысли идентичность рассматривают с трёх разных проекций: как персональную сущность человека; отношение человека как к конкретному Другому (семья, этнос, государство и др.); как отношение к конкретным параметрам собственного существования [4]. Я же предлагаю Под идентичностью, понимать отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие её целей и ценностей, осознание себя членом этой группы или общности [5]. М. Хайдеггер определял экзистенцию как «бытие в мире» , где человек «находит себя в мире». «В своем «бытии-в-мире» человек (Dasein) существует не один, но всегда с другими; другие не «наличны» и не «сподручны», им присущ особый модус бытия – «со-бытие» (Mit-sein). Бытие человека не является существованием самостоятельного, независимого «Я» » [6]. Здесь можно также обратить внимание на феномен идентичности человека, как специфического модуса человеческого бытия. «Идентичность – хранительница духовности человеческого существования. Экзистенция же – хранитель человеческой идентичности: того сущностного, что даёт возможность его духовного самоопределения» [7].

Моя идея заключается в том, что личность - являетя иерархически устроенным набором идентичностей. Приобщаясь к культуре, человек неизменно приобретает идентичности и таким образом раскрывает себя в этом мире. Из них и формируется миропроект - индивидуальная форма существования. Миропроект, посредством идентичности соединяет человека и мир в котором он находится.

Идентичности, в свою очередь, бывают фундаментальными (национальная, этническая, религиозная и т.д.) и прикладными (профессиональная, корпоративная, академическая и т.д.), предзаданные и осуществляемые посредством выбора. Человек получает, осознает или выбирает идентичность во время освоения культурно-исторического опыта, т.е. - воспитания. Из этого следует, что идентичность является динамической структурой, претерпевающей изменения по ходу экзестирования. Принадлежность к той или иной идентичности реализуется посредством определенного модуса поведения, опирающегося на «архетипический образ» или некий образец (собирательный образ аутентичного экзестирования в рамках переживания идентичности). Например, аутентичное экзестирование христианской идентичности является экзестирование Христа. Чем ближе индивид реализует данную модель поведения, тем он аутентичней в рамках выбраной идентичности.

Итак, предположим что индивид приобретает статус личности одновременно приобретая различные формы идентичности и организуя их в иерархию. В данном случае, различие в выбираемых и приобретаемых нами идентичностях обуславливают индивидуальные различия, формируя индивидуальность.

Любопытным также остается вопрос о процессе развития и становления личности, в контексте феномена идентичности. Первым на ум приходит Э.Эриксон, который выделял отдельную стадию формирования идентичности [8]. В 12-19 лет подросток ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы [8]. Но также становится понятно, что процесс самоидентификации, а также определение базовых и Понимание фундаментальных идентичностей происходит и на более ранних этапах взросления. Так, сначала формируется идентичность собственного «я», когда происходит Понимание того, что вокруг есть «посторонние»/другие люди (разделение на «я» и «другие»). Затем ребенок начинает видеть общность/связь с группой людей - таким образом формируется семейная идентичность. Принимая идентичность, ребенок одновременно принимает на себя роль, которую стремится аутентично отыгрывать.

Так, по мере взросления возникает более сложная картина собственного взаимодействия с окружающими в мире, происходит иерархическое упорядочивание окружающих на «свои» и «чужие», формируется Понимание своего отношения к миру, а также его иерархическое упорядочивание. Помимо этого формируется сложная модель поведения в мире, заключающаяся в увеличении количества и усложнении качества взятых на себя ролей.

Литература

  1. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503, [9] с. — (Philosophy).
  2. «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии XX века: Материалы обсуждения: Выступили А.В. Ахутин, В.И. Молчанов, Т.В. Васильева и др. // Вопросы философии. — 1998. — № 1. — С. 110—121.
  3. Бинсвангер Л. Экзистенциальный анализ. М., Инмтитут общегуманитарных исследований, 2017, 272 с.
  4. Воронов В.М. Идентичность, событие, Dasein и смерть другого // Теория и практика общественного развития. 2015. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-sobytie-dasein-i-smert-dr... (дата обращения: 28.03.2021).
  5. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. — 2-е. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с. — ISBN 5-7155-0720-0.
  6. Михаилов И.А. Новая филосовская энциклопедия // Бытие-в-мире https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH3d329c56429...
  7. Тарасова Н.Ю. ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК МОДУС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ, с. 107-115 8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., Прогресс, 2006, 344 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Гоников А.В. Личность через понятие идентичности // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 312-314.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки