Гоников Артем Валерьевич, студент Московского института психоанализа, Москва
Ключевые слова: Личность, идентичность, Хайдеггер, дазайн, бытие в мире, присутствие.
PERSONALITY THROUGH IDENTITY
Gonikov Artem Valerievic, student MIP
Keywords: personality, identitiy, Heidegger, dasein, being in world, presence.
Целостное Понимание феномена личности в психологии можно достичь лишь развивая и адаптируя философские концепции и направления. Одну из наиболее выдающихся попыток исследовать бытие человека в философии предпринял М. Хайдеггер в XX веке.
Особый интерес представляет «модель» рассмотрения личности через философию М. Хайдеггера.
Одними из компонентов(экзистенциалов) Хайдеггеровского дазайна является заброшенность в мир(Geworfenheit) и бытие-в-мире(In-der-Welt-sein) - два экзистенциала, из которых исходит принцип фундаментальной ответственности за свое бытие, а также понятие «выбора» [1].
Согласно экзистенциальной психологии, человек присутствует в трех модусах отношения к миру: биологическом (Umwelt, окружающий мир), социальном (Mitwelt, совместный мир с другими) и экзистенциальном (Eigenwelt, мир самосознания) [2]. Базовой предпосылкой к движению в сторону бытия-в-мире является миропроект, открывающий целостное Понимание человеческого бытия-в-мире, в единстве его способов осуществления. В данном случае мир не противостоит субъекту, а образует с ним тестное взаимодействие, как бы вплетаясь друг в друга [3].
Личность же как психологический концепт рассматриваются через социальное взаимодействие с миром. В данном случае структуру отдельно взятой личности можно попытаться рассмотреть через набор идентичностей.
В современной гуманитарной мысли идентичность рассматривают с трёх разных проекций: как персональную сущность человека; отношение человека как к конкретному Другому (семья, этнос, государство и др.); как отношение к конкретным параметрам собственного существования [4]. Я же предлагаю Под идентичностью, понимать отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие её целей и ценностей, осознание себя членом этой группы или общности [5]. М. Хайдеггер определял экзистенцию как «бытие в мире» , где человек «находит себя в мире». «В своем «бытии-в-мире» человек (Dasein) существует не один, но всегда с другими; другие не «наличны» и не «сподручны», им присущ особый модус бытия – «со-бытие» (Mit-sein). Бытие человека не является существованием самостоятельного, независимого «Я» » [6]. Здесь можно также обратить внимание на феномен идентичности человека, как специфического модуса человеческого бытия. «Идентичность – хранительница духовности человеческого существования. Экзистенция же – хранитель человеческой идентичности: того сущностного, что даёт возможность его духовного самоопределения» [7].
Моя идея заключается в том, что личность - являетя иерархически устроенным набором идентичностей. Приобщаясь к культуре, человек неизменно приобретает идентичности и таким образом раскрывает себя в этом мире. Из них и формируется миропроект - индивидуальная форма существования. Миропроект, посредством идентичности соединяет человека и мир в котором он находится.
Идентичности, в свою очередь, бывают фундаментальными (национальная, этническая, религиозная и т.д.) и прикладными (профессиональная, корпоративная, академическая и т.д.), предзаданные и осуществляемые посредством выбора. Человек получает, осознает или выбирает идентичность во время освоения культурно-исторического опыта, т.е. - воспитания. Из этого следует, что идентичность является динамической структурой, претерпевающей изменения по ходу экзестирования. Принадлежность к той или иной идентичности реализуется посредством определенного модуса поведения, опирающегося на «архетипический образ» или некий образец (собирательный образ аутентичного экзестирования в рамках переживания идентичности). Например, аутентичное экзестирование христианской идентичности является экзестирование Христа. Чем ближе индивид реализует данную модель поведения, тем он аутентичней в рамках выбраной идентичности.
Итак, предположим что индивид приобретает статус личности одновременно приобретая различные формы идентичности и организуя их в иерархию. В данном случае, различие в выбираемых и приобретаемых нами идентичностях обуславливают индивидуальные различия, формируя индивидуальность.
Любопытным также остается вопрос о процессе развития и становления личности, в контексте феномена идентичности. Первым на ум приходит Э.Эриксон, который выделял отдельную стадию формирования идентичности [8]. В 12-19 лет подросток ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы [8]. Но также становится понятно, что процесс самоидентификации, а также определение базовых и Понимание фундаментальных идентичностей происходит и на более ранних этапах взросления. Так, сначала формируется идентичность собственного «я», когда происходит Понимание того, что вокруг есть «посторонние»/другие люди (разделение на «я» и «другие»). Затем ребенок начинает видеть общность/связь с группой людей - таким образом формируется семейная идентичность. Принимая идентичность, ребенок одновременно принимает на себя роль, которую стремится аутентично отыгрывать.
Так, по мере взросления возникает более сложная картина собственного взаимодействия с окружающими в мире, происходит иерархическое упорядочивание окружающих на «свои» и «чужие», формируется Понимание своего отношения к миру, а также его иерархическое упорядочивание. Помимо этого формируется сложная модель поведения в мире, заключающаяся в увеличении количества и усложнении качества взятых на себя ролей.
Литература
- Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503, [9] с. — (Philosophy).
- «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии XX века: Материалы обсуждения: Выступили А.В. Ахутин, В.И. Молчанов, Т.В. Васильева и др. // Вопросы философии. — 1998. — № 1. — С. 110—121.
- Бинсвангер Л. Экзистенциальный анализ. М., Инмтитут общегуманитарных исследований, 2017, 272 с.
- Воронов В.М. Идентичность, событие, Dasein и смерть другого // Теория и практика общественного развития. 2015. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-sobytie-dasein-i-smert-dr... (дата обращения: 28.03.2021).
- Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. — 2-е. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с. — ISBN 5-7155-0720-0.
- Михаилов И.А. Новая филосовская энциклопедия // Бытие-в-мире https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH3d329c56429...
- Тарасова Н.Ю. ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК МОДУС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ, с. 107-115 8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., Прогресс, 2006, 344 с.
Комментарии
Добавить комментарий