Рязанцева Евгения Юрьевна – аспирант кафедры психологии; ассистент кафедры психологии, Тульский государственный университет, г. Тула, Россия
Ключевые слова: личностный проект, саморегуляция, самодетерминация, возрастная задача, психологическое содержание, молодые русские, молодые испанцы
PSYCHOLOGICAL CONTENT OF PERSONAL PROJECTS OF YOUNG RUSSIAN AND SPANISH
Ryazantseva Evgenia Yurevna – postgraduate student of the Department of Psychology; Assistant of the Department of Psychology, Tula State University, Tula, Russia
Keywords: personal project, self-regulation, self-determination, age-related task, psychological content, young Russians, young Spaniards
Исследование личностных проектов в период от 17 до 25 лет становится одной из предметных областей научных исследований актуальных на сегодняшний день. Это связано с тем, что позитивное развитие личности в данном возрасте обычно связывают с готовностью и способностью субъекта проектировать свое будущее, достигать поставленные цели и самостоятельно решать задачи, направленные на самореализацию и саморегуляцию. Современное общество ставит высокие требования перед молодыми людьми, где личность должна обладать соответствующим уровнем квалификации, профессиональной компетентностью и профессиональным сознанием.
В современных исследованиях показана структура и смысловое описание жизненных целей, где авторы отмечают тот факт, что молодые люди имеют проблемы в осуществлении своих планов и целей. При этом делая опору на межличностные ценности, способствующие формированию активной жизненной позиции [1].
Личностный проект представляет собой осознаваемые человеком цели с направленной на их достижение внутренней и внешней активностью субъекта [8].
Психологическому исследованию личностных проектов и проектированию посвящены работы: в зарубежной психологии (B.R. Little, Р.А. Эммонс, К.М. Sheldon, Т. Kasser, A. Geers, J. Wellman, L. Domínguez, K. Salmela-Aro, B. Wiese и др.), отечественной психологии (Е.И. Исаев, М.В. Клементьева, Н.В. Матяш, В.И. Слободчиков и др.).
Зарубежная социально-экологическая модель B.R. Little [8] рассматривает как устойчивые особенности человека и стабильные особенности окружающей среды влияют на благополучие и процветание человека. Р.А. Эммонс [6] утверждает, что существует прямая связь между благополучием, жизненными целями и личностными проектами.В своих исследованиях L. Domínguez [7] под проекцией будущего понимает структурирование и интеграцию набора мотивов, разработанных в среднесрочной или долгосрочной перспективе.
В отечественной психологии Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков полагают, что, планируя самостоятельно свою жизнь, молодые люди приходят к возможности саморазвития в рамках собственного выбора [2]. Н.В. Матяш, пишет, что творческое развитие молодых людей непосредственно связано с влиянием проектной деятельности [4]. Нам близка позиция М.В. Клементьевой [3], которая отмечает, что развитая способность к проектной деятельности является неотъемлемой частью выстраивания собственной деятельности в соответствии с персональными мотивами будущей профессиональной деятельности.
Мы полагаем, что личностные проекты могут выступать психологическим средством в раскрытии человека в различных сферах жизнедеятельности, а также самостоятельном проектировании своего будущего, согласно решению основных возрастных задач.
С этой точки зрения, на наш взгляд, исследование личностных проектов является актуальным, так как затрагивает факт благополучного влияния на развитие личности в возрасте от 17 до 25 лет, позволяя реализовывать поставленные цели и задачи, и выстраивать профессиональную деятельность в соответствии с личностными мотивами и желаниями.
Несмотря на повышенный интерес к проектам и проектированию, недостаточно изучено психологическое содержание и смысловые механизмы их функционирования у современных молодых русских и испанцев, в контексте возрастных задач.
Цель исследования – изучить психологическое содержание личностных проектов молодых русских и испанцев.
Методики:в авторской адаптации методика Б. Литтла «Анализ личностных проектов» [5]. Раскрыты показатели важности, трудности, видимости, контроля, ответственности, адекватности времени, вероятности успеха, самоидентификации, взгляда других, ценности, вовлеченности, компетенции, автономии.
При обработке данных применяли методы анализа: контент-анализ, статистический анализ с использованием U-критерия Манна-Уитни и φ*-критерия углового преобразования Фишера, факторный анализ (методом главных компонентов с вращением варимакс).
Участники: в исследовании приняли участие 256 человек в возрасте от 17 до 25 лет (мужчин и женщин). Из них: 156 – русские, 100 – испанцы.
Результаты исследования и их обсуждение.
В результате контент-анализа выделены основные темы личностных проектов русских молодых людей: образование – 40% (получение образования); работа – 25% (профессиональная деятельность); путешествия – 18% (поездки для души); спорт – 9% (занятия спортом); семья – 8% (создание семьи). Контент-анализ тем личностных проектов испанских молодых людей показал, что образование – 34%; работа – 32%; семья – 15%; отдых – 12% (встречи с родными); путешествия – 7%.
Сравнительный анализ качественных показателей по критерию ȹ* – углового преобразования Фишера составил 2,31, что указывает на статистически значимые различия (при p ≤ 0,05). Наиболее частыми категориями в личностных проектах русских и испанцев в возрасте 17-25 лет стали: «Образование» и «Работа». В личностных проектах русских молодых людей значимо чаще φ* ≤ 1,94 использована К-переменная «Образование», чем у испанцев. В личностных проектах испанских молодых людей значимо чаще φ* ≤ 1,86 использована К-переменная «Работа», чем у русских.
Из анализа данных мы можем отметить, что испанцы значительно чаще прописывают проекты, связанные с работой, а проекты, связанные с обучением больше связаны с приобретением специальности, направленной на быстрый поиск работы. Личностные проекты русских молодых людей направлены в большей степени на обучение– это скорее проект, который интересен, но не имеет такой ценности и значимости как у испанцев.
Также из контент-анализа видно, что у испанцев преобладают семейные ценности. Т.е. испанские молодые люди готовы большую часть времени уделять семье, родным и близким, об этом говорят проекты, связанные с отдыхом и семьей. Эти проекты предполагают отдых вместе, когда можно говорить на любые темы, выезжать совместно на природу, осуществляя деятельность, которая направлена на достижение цели. Мы полагаем, что для европейского сознания семья – это важный жизненный фактор. Русские же предпочитают путешествовать маленькими компаниями. На наш взгляд, для русских самостоятельность и саморегуляция связаны с переживанием принадлежности к семейной группе, а для испанцев – это чувство семейной принадлежности.
Благодаря факторному анализу метрических показателей обнаружена сходная структура связей личностных проектов в двух выборках, обусловленная латентными переменными.
Так, в русской выборке в результатеФА выделено 4 фактора, объясняющие в 62,92 % общей дисперсии. КМО = 0.84 критерий сферичности Бартлетта (хи-квадрат) при р < 0.001. Мы условно обозначили их: субъектный, эмоционально-оценочный, регулятивный и мотивационный компоненты.
- 1 фактор, «Эмоционально-оценочный компонент», объясняющий 18,67% общей дисперсии, включает в себя такие переменные: страх (+0,77), напряжение (+0,77), подавленность (+0,77), грусть (+0,75), гнев (+0,75), трудность (+0,57). Фактор описывает степень принятия человеком задачи развития и те эмоции и чувства, которые способствуют принятию и решению возрастных задач, соотнесенных с прогнозируемым и желаемым результатом.
- 2 фактор, «Субъектный компонент», объясняющий 15,76% дисперсии, образует переменные: самоидентификация (+0,78), вовлеченность(+0,68), компетенция (+0,59), вероятность успеха (+0,57), взгляд других(+0,53), важность (+0,50), ценности (+0,44). Фактор описывает степень преобразования внешней и внутренней активности, позволяющей осуществить намеченную стратегию действий, направленную на саморегуляцию и самодетерминацию.
- 3 фактор, «Регулятивный компонент», объясняющий 14,65% дисперсии, образует переменные: автономия (+0,72), ответственность (+0,71), контроль (+0,60), ценности (+0,56), вероятность успеха (+0,52), адекватность времени (+0,47), компетенция (+0,43). Фактор описывает степень регуляции поведения, деятельности, направленные на реализацию поставленных возрастных задач.
- 4 фактор, «Мотивационный компонент», объясняющий 13,84% дисперсии, образует переменные: счастье (+0,82), любовь (+0,74), Надежда (+0,64), важность (+0,48). Фактор описывает устремления, личностную заинтересованность и ценности человека, которые помогают совершить оценку событий и делать выводы относительно собственного «Я» в данном возрастном периоде.
У испанцев выделено 5 факторов, объясняющие в 68,83 % общей дисперсии. КМО = 0.66 критерий сферичности Бартлетта (хи-квадрат) при р < 0.001. Мы условно обозначили их: субъектный, эмоционально-оценочный, регулятивный, мотивационный, когнитивный компоненты.
- 1 фактор, «Субъектный компонент», объясняющий 20,41% общей дисперсии, образует переменные: ответственность (+0,80), вовлеченность (+0,78), адекватность времени (+0,77), ценности (+0,75), контроль (+0,72), вероятность успеха (+0,69),компетенция (+0,60), важность (+0,49).
- 2 фактор, «Эмоционально-оценочный компонент», объясняющий 15,86% дисперсии, образует переменные: грусть (+0,86), подавленность (+0,83), страх (+0,75), гнев (+0,68), любовь (+0,46), напряжение (+0,46).
- 3 фактор, «Регулятивный компонент», объясняющий 13,51% дисперсии, образует переменные: трудность (+0,82), взгляд других (+0,76), важность (+0,71), видимость (+0,64), напряжение (+0,45).
- 4 фактор, «Мотивационный компонент», объясняющий 12,13% дисперсии, образует переменные: Надежда (+0,94), счастье (+0,86), любовь (+0,68), напряжение (+0,42).
- 5 фактор, «Когнитивный компонент», объясняющий 6,90% дисперсии, образует переменные: самоидентификация (+0,85), компетенция (–0,45). Фактор описываетсовокупность знаний, в которых человек не компетентен, но ищет способы решения поставленных задач.
Таким образом, наше исследование позволяет говорить, что психологическое содержание личностных проектов русских и испанцев в возрасте от 17 до 25 лет определяет направление своего развития в контексте решения возрастных задач. Во-первых, как у русских молодых людей, так и у испанских, значительное количество личностных проектов касается образования. Но у испанцев проекты, направленные на обучение, связаны с приобретением специальности, направленной на быстрый поиск работы. У русских же, это больше поиск своей идентичности и развитие личностной автономии. Во-вторых, у молодых испанцев больше выражены семейные ценности. Вероятно, это сопряжено с тем, что у них нуклеарные семьи и для них важна семейная поддержка и опора. Для русских семья – это скорее поиск своей идентичности, рефлексии и переживаний принадлежности к семье. В-третьих, в процессе субъективной оценки личностных проектов, молодые люди готовы к самостоятельному осуществлению намеченного плана, но в силу недостаточной личностной зрелости, проект приобретает длительную реализацию (долгосрочный проект). В-четвертых, смыслы личностных проектов и возможности их осуществления у русских и испанцев в возрасте от 17 до 25 лет различаются. Мы полагаем, что в связи с этнокультурными различиями и со сложившейся кризисной обстановкой в мире, проекты молодых русских требуют поддержки со стороны родных и близких, а проекты испанцев больше направлены на личностную вовлеченность в процессе реализации, на поиск недостающих для решения задач и знаний, которые предоставляют собой основу в формировании стратегий поведения.
Литература
- Борисенкова М.В., Володина Ю.А., Матяш Н.В. Проектная деятельность как механизм формирования социальной зрелости старшеклассников // Вестник Брянского государ-ственного университета. 2015. № 1. С. 75-78.
- Исаев, Е.И. Психология образования человека: Становление субъективности в образовательных процессах: Учебное пособие / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. – М.: ПСТГУ, 2013.– 432 с.
- Клементьева М.В. Проектная деятельность как ресурс личностно-профессионального развития студентов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал, 2018. №7 (июль). ART 2634. Объем 0.5 п.л. http://www.emissia.org/offline/2018/2634.htm (дата обращения: 11.11.2020)
- Матяш, Н.В. [Электронный ресурс]: Психология проектной деятельности школьников: Диссертация.– БГПУ им. Академика И.Г. Петровского: Брянск.– 2000.– Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/psikhologiya-proektnoi-deyatelnosti-sh...
- Рязанцева Е.Ю. Психометрические характеристики методики оценки личностных проектов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал, 2019. – №12 (декабрь). ART 2803. Объем 0.5 п.л. http://emissia.org/offline/2019/2803.htm(дата обращения: 13.11.2020)
- Эммонс Р.А. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.: Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: смысл, 2004. 416 с.
- Domínguez, L. Proyectos profesionales en jóvenes realizadores // Integración Académica en Psicología. 2015. Volumen 3. Número 9. pp.57-66.
- Little B.R., Salmela-Aro K, Phillips S.D. Personal Project Pursuit: Goals, Action, and Human Flourishing. Lawrence Erlbaum Associates Publishers. 2007. 462 p.
Комментарии
Добавить комментарий