Шогорева Е.Ю., к. психол.н, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии, Московский Государственный Лингвистический Университет, Москва, Россия
Ключевые слова: самореализация, системная парадигма, мотивация, ценности, профессиональная деятельность.
INTERNAL PREREQUISITES FOR UNDERSTANDING PROFESSIONAL ACTIVITY AS A WAY OF SELF-REALIZATION
E.YU. SHogoreva, Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia
Keywords: self-realization, system paradigm, motivation, values, professional activity.
Возникновение новых парадигмальных подходов к пониманию предмета психологии приводит к образованию иных мнений о, казалось бы, устоявшихся понятиях и явлениях в науке, что порождает и новое осмысление многих феноменов, в том числе и самореализации. На данный момент отсутствует и системное представление о психологических факторах самореализации военнослужащих в профессиональной деятельности. Процесс самореализации предполагает самоопределение военнослужащего, выработку им субъектной позиции, определение целей и смыслов профессиональной активности, ориентиров в сложной системе взаимодействий, составляющих служебную деятельность. Это создает и необходимость исследовать человека в его жизненном воплощении, поэтому и проблема изучения феномена самореализации военнослужащего, как процесса его самоосуществления, самотворения, самостановления и проблема внутренних предпосылок, определивших выбор военной профессии, как собственного жизненного направления, жизненного пути, как способа самореализации,не являются исключением.
Анализ теоретических подходов к проблеме жизненного самовоплощения человека обнаруживает ряд позиций и к пониманию феномена «самореализации», и к выделению и соотношению с ним понятия «Самоактуализация» [1, 4, 6 и др.]. С позиции теории психологических систем [3, 5 и др.], в которой имеется лишь один теоретический постулат: человек является системой, а все его свойства являются производными свойствами системы, являющейся «живой» и обладающей сознанием, как базовым качеством человека, самореализация не сводится к самоактуализации. Самореализация - процесс, в котором человек осуществляет своё развитие, и не как спонтанное возникновение новообразований, а как самотворение или самостановление, как произвольный процесс, как трансценденцию, как выход субъекта за пределы себя уже сложившегося, как переход возможности в действительность. Поэтому самореализация существует, как право человека самостоятельно прогнозировать, выстраивать свой образ жизни, изменять границы своего текущего существования, как субъектное осуществление своей индивидуальности, своих сущностных свойств, определяя (создавая) возможность их самостановления. Исходя из этого, профессиональная деятельность предполагает свободу выбора для человека, например, выбрать или считать её своим призванием или нет, самоосуществляться в профессии или нет, самореализовываться в ней или нет.
В этом теоретическом контексте самореализация военнослужащих может рассматриваться как самовоплощение человеком себя в профессиональной деятельности, военной службе, процесс самоосуществления, самотворения, реализация определенных способов достижения актуального, желаемого, когда субъект принимает или выбирает, или осознает своим способом самореализации военную деятельность. осознание профессиональной деятельности (военной службы) как способа самореализации определяется возможностью удовлетворения офицером основных социальных потребностей [3, 5]. Такое осознание может обусловливаться и аспектами жизненной философии субъекта, и возникшими у него моральными и этическими принципами, ценностями; или соответствием или не соответствием индивидуальных особенностей, склонностей, внутренних побудительных сил содержанию, специфике военной службы. Кроме этого, самореализация – это одновременно и ощущение военнослужащим себя самодостаточным, успешным, действенным, ценным, превосходящим и т.п.
Мы предполагали, что удовлетворение или не удовлетворение актуальных потребностей, соответствие или не соответствие индивидуальных особенностей, склонностей, внутренних побудительных сил содержанию военной службы может определять осознание офицерами профессиональной деятельности как способа самореализации, и в реальном жизненном воплощении могут быть различия в самореализации офицеров в военной службе, обусловленные внутренним условиями, в том числе, мотивационными и ценностными особенностями военнослужащих.
С целью изучения особенностей самореализации офицеров нами был разработан опросник, направленный на выявление степени выраженности отношения военнослужащего к военной деятельности как способу самореализации[7]. Для измерения мотивационных характеристик у военнослужащих были применены «Опросник, для измерения результирующей тенденции мотивации достижения А. Мехрабиана (RAM)», методика «Мотивационный профиль Ш. Ричи и П. Мартина» реализованной в АРМ ВП (Автоматизированное Рабочее Место Военного Психолога), для измерения ценностных ориентаций – методика М. Рокича «Ценностные ориентации» [2].В исследовании приняло участие 108 офицеров различных категорий.
Исследование выраженности у офицеров осознания военной профессии способом самореализации показало, что в реальной профессиональной жизнедеятельности можно выделить 2 группы военнослужащих по степени такого осознания. Военнослужащие первой группы (64%)осознают военную службу соответствующей собственному призванию и возможностью раскрыть свой потенциал в ней. При этом 51% испытуемых этой группы выборки отмечают наличие такого ощущения и в период обучения в военном вузе. Офицеры этой группы констатируют имеющееся соответствие военной службы их способностям и склонностям, а также отмечают наличие эмоционального удовлетворения, переживаемым в связи со службой. Офицеры этой группы считают свою карьеру военного успешной, так же для них характерны наличие интересов в области военной профессии и желание продолжать себя в военной службе.
Военнослужащие второй группы (36%) характеризуются тем, что в целом не воспринимают военную профессию для себя способом самореализации, военная служба не является их образом жизни, а собственные интересы находятся вне области военной профессии. Военная служба не воспринимается ими и как возможность раскрыть свой внутренний потенциал, и военная профессия в целом не вызывает положительной эмоциональной удовлетворенности. Самоосуществление своей направленности, переживание значимых моментов в проявлении себя и своих возможностей, у них не связано с военной службой и профессиональной деятельностью. Это означает, что офицеры, возможно, считают себя самореализовавшимися, но вне своей профессиональной деятельности или имеют мысли об оставлении профессии.
Таким образом, выявилось, что в значительной степени среди офицеров представлена высокая выраженность самореализации в военной службе, практически две трети исследуемых, рассматривают собственное положение на военной службе как успешное, воспринимают военную деятельность, военную службу как способ самореализации, как самовоплощение себя в ней в настоящий момент.
Дальнейший анализ полученных данных был направлен на определение внутренних условий, обуславливающих осознание профессиональной деятельности способом самореализации, как влияют или связаны мотивационные установки и ценностные ориентации (в рамках гипотезы нас больше интересовали терминальные ценности) и самореализации офицеров. Мы предполагали, что мотивационно-ценностные ориентации группы активности, продуктивности, развития, интереса к работе, удовольствия от обеспеченности, уверенность в себе связаны с самореализованностью. Что и подтвердилось в нашем исследовании.
Статистический анализ показал существование связи с ценностью «Здоровье»; с ценностью «Интересная работа»; с ценностью «Материально-обеспеченная жизнь»; с ценностью «Продуктивная жизнь»; с ценностью «Развитие»; с ценностью «Уверенность в себе» и самореализованностью офицеров (все коэффициенты ассоциации находятся в пределах 0,32-0,46 и статистически значимы при р<0.05).
Одним из факторов, влияющим на особенности самореализации военнослужащих, могут выступать их мотивационные особенности, связанные с достижением успеха. Полученные различия в мотивационных особенностях достижения офицеров позволяют говорить о том, что у военнослужащих, с высоким уровнем самореализации в военной службе преобладает мотивация достижения, тогда как офицерам, не воспринимающих военную службу как способ самореализации, характерен мотив избегания неудачи (коэффициент ассоциации равен 0,41 и статистически значим при р<0,01).
Изучение мотивационных профилей офицеров, относящихся к описанным особенностям самореализации, показали различия в отношении ориентации на условия труда, стимуляцию и структурированность отношений, стремления к достижению и признанию, а также ориентации на интересную и полезную работу. При этом как более важные рассматриваются условия труда и структурированность отношений.
Что касается различий в профилях, то для военнослужащих 2 группы в большей степени характерны ориентация на власть и материальное вознаграждение, а также некоторое повышение показателей стремления к самосовершенствованию. Для военнослужащих 1 группы более важными являются ориентации на стабильность взаимоотношений и социальные контакты, кроме того, наблюдается относительное повышение значимости креативности, творческого начала в деятельности. Выявленные различия в целом подтверждают сделанные ранее выводы об особенностях внутренних детерминант в выделенных группах.
Итак, результаты исследования показали, что существует зависимость между осознанием офицерами профессиональной деятельности способом самореализации и мотивационно-ценностными особенностями. Офицеры самореализующиеся в профессиональной деятельности, имеют мотивацию активности, продуктивности, развития, интереса к работе, удовольствия от обеспеченности, уверенность в себе, а у офицеров, не считающих военную службу способом самореализации, преобладает противоположные мотивационно-ценностные установки. В целом результаты исследования говорят в пользу предположения о наличии связи осознания субъектом профессиональной деятельности как способа самореализации и внутренними детерминантами, в том числе и мотивационно-ценностями особенностями.
Литература
- Анцупов А.Я., Аристер Н.И., Вахнина В.В. и др. Стратегия и практика достижения высшей квалификации субъектом инновационного труда / Под общ. ред. Пахомова С.И., Кубышко В.Л. 3-е издание, дополненное и переработанное. М.: Буки-Веди. 2018. 550 с.
- Автоматизированное рабочее место военного психолога 83т379 / Руководство по эксплуатации. НПО «ДИП». М., 2014 г.
- Герасимов В.П. Синергетическая антропология: иное видение человека как природного феномена // Антропологическая психология в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник материалов V Сибирского психологического форума (3–5 октября 2013 г.). – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2013. 284 с. С.62- 65.
- Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. –2016.№2(58). С. 7-12.
- Клочко В.Е. О понятийном аппарате постнеклассической психологии//Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 1 / Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. С.128-133.
- Кудинов С.И. Полисистемная концепция самореализации личности // Дизайн и Технологии. Научный журнал. Москва, 2014, №41(83). С.114-121.
- Шогорева Е.Ю. Опросник диагностики самореализации офицеров в системной парадигме // Военный академический журнал. 2017. №4(16). С. 167-174.
Комментарии
Добавить комментарий