Lieben und Arbeiten, и стипендия: смыслы взрослой жизни в рефлексии современных студентов

Клементьева Марина Владимировна − доктор психологических науе,профессор департамента психологии и развития человеческого капитала ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Москва, Ленинградский проспект д.49); профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» (Тула, пр. Ленина д.92)

Аннотация В статье рассмотрены смыслы событий взрослой жизни в биографической рефлексии современных студентов от 17 до 33 лет, обучающихся в ВУЗах. Выделены обобщенные концепты, служащие субъективными признаками взрослости: ответственность, независимость, причастность, релятивность.

Ключевые слова: взрослость, рефлексия, смысл, жизнь, концепт, студент

«LIEBEN UND ARBEITEN», AND A STIPEND: MEANING OF ADULT LIFE IN THE REFLECTION OF A MODERN STUDENTS

Klementyeva M.V. doctor of psychology, professor at the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Leningradsky Prospekt, page 49, Tula State University, Tula, pr. Lenina, page 92

Abstract The article deals with the meanings of the events of adult life in the biographical reflection of modern students from 17 to 33 years. The author introduced generalized concepts serving as subjective signs of adulthood: responsibility, independence, involvement, relativity.

Keywords: adulthood, reflection, meaning, life, concept, student

В современном научно-практическом дискурсе, посвященном проблематике психологии взрослости, выделяется новый период «формирующейся взрослости» (emerging adulthood) как переходный возраст, хронологически охватывающий период 18 –30 лет, существующий только в странах с высоким уровнем постиндустриального развития (США, страны ЕС, Россия, Япония, Корея и пр.). J.Arnett [2] характеризует «формирующуюся взрослость» как отложенную взрослость по критерию принятия ответственности и независимости, через пять аспектов: самопознание личности, особенно в области любви и работы; нестабильность; самофокусировка; чувство переходного периода от отрочества к взрослости; биографическое экспериментирование и высокий уровень оптимизма, связанный с осознанием собственных беспрецедентных возможностей изменить свою жизнь. Для этого периода характерны: длительное образование, сексуальные отношения до вступления в брак, откладывание брака и родительства, отказ от постоянной трудовой занятости, нестабильность социальных отношений. Отсроченный переход к взрослости с ее ставшими уже классическими маркерами свободной включенности в систему общественного производства и социальных отношений, характерный для современных молодых людей в возрасте 18-35 лет, интерпретируется как новый модус жизни (например, «бегство от взрослости» [1]). Отказ молодых людей от вступления во взрослость когнитивно, эмоционально и поведенчески в значительной мере подкрепляется фактором длительного непрерывного вузовского образования (в России – это три ступени: бакалавриат, магистратура, аспирантура, которые совокупно включают 10-15 лет), что удлиняет период «ученичества» вплоть до 30-33 лет, отодвигает вовлеченность студентов во взрослую профессиональную и социальную жизнь. С другой стороны, очевидна психологизация современного общества, его навязчивое поощрение индивидуализации жизненного пути и биографического экспериментирования, что значительно повышает невротизацию, тревожность и дезадаптацию «формирующихся» взрослых, поскольку человек при этом теряет важнейшие социально-культурные ресурсы поддержки смыслов собственной жизни.

Итак, свободное жизненное развитие, авторство жизни, оптимистичное утверждение своей аутентичности сопряжены с принятием на себя независимости и ответственности за результаты собственных жизненных выборов, которые могут быть как продуктивными и положительными, так и ошибочными и негативными, вызывать удовлетворенность самореализацией или приводить к отчаянию. В результате возникает противоречивое переживание «ожидания взрослости»: обладая возможностями быть взрослым человеком, молодой человек не живет полноценной взрослой жизнью, формируя в ответ совокупность иных смыслов уже «квазивзрослой» жизни.

В настоящее время для измерения субъективных оценок «формирующейся взрослости» используется единственная шкала IDEA (The Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood), которая является культурно детерминированной, а ее шкалы отличаются изменчивостью и вариативностью интерпретаций [2]. Исследования субъективных оценок «формирующейся взрослости», выполненные на российской выборке, в настоящее время отсутствуют.

Цель настоящего исследования – выделить и описать дескрипторы, характеризующие смыслы подлинной «взрослой жизни» и степень реализованности «взрослого Я» в контексте рефлексивно-биографического анализа событий жизни у студентов в период обучения в ВУЗе (17-33 лет).

Выборку составили данные, полученные от 200 студентов. Из них: 100 бакалавров 17-24 лет и 100 магистрантов 24-33 лет.

Авторская методика предполагала предъявление заданий, ориентирующих респондентов на тезаурусное и нарративное изложение событий жизни с последующей оценкой (по шкале Ликерта) степени воплощения в них «взрослого Я». Данные обработаны с использованием контент-анализа, а затем подвергнуты статистическому анализу (φ*-критерий углового преобразования Фишера).

Результаты. Выделены 4 концепта, характеризующие смысловые признаки подлинно взрослой жизни. Это: 1) независимость (финансовая; от родителей); 2) релятивность (проявлять коммуникабельность; дружить; уметь строить отношения; поддерживать другого; аттрактивность; заботиться о другом; помогать); 3) причастность (самостоятельность; принятие решения; выбор пути; самоопределение; самодостаточность); 4) ответственность (принятие риска, ответственность за свои поступки или за действия другого).

Выделены события жизни, имеющие наиболее высокие показатели оценок смысловых признаков подлинно взрослой жизни (коэффициент сопряженности значим при р = 0,92). Для обучающиеся 17-33 лет взрослая жизнь в первую очередь связана с началом университетской жизни, уходом из дома родителей (проживанием в студенческом общежитии), смертью родителя (прародителя). Обучающиеся 17-24 лет, в отличие от 24-33-летних, к событиям, приобщающим их к субкультуре взрослых людей, отнесли также трудовую занятость (часто - freelance), любовь и получение студенческой стипендии, а 24-33-летние значительно чаще, по сравнению с младшей подвыборкой, выбирали брак, родительство и самостоятельный выбор желаемой профессии. Межгрупповые различия статистически значимы (при р ≤ 0,01).

Субъективные оценки достижимости взрослости к моменту проведения опроса оптимистичны в обеих подгруппах и не имеют статистических различий (М = 7,2 ± 1,1): студенты в возрасте 17-33 лет оценивают себя как субъектов, еще не достигших полноценной взрослости, но относящих себя к возрастной когорте взрослых людей.

Обсуждение. В рефлексии современных студентов 17-33 лет наиболее значимые смыслы взрослой жизни связаны с достижением ответственности, независимости, релятивности, личной причастности или «авторства» жизни, стабильной трудовой занятости и устойчивых межличностных отношений. Полагаем, что чувство переходности у современных молодых людей возникает в связи с фрагментированным, неполным осознанием причастности всего комплекса отличительных характеристик взрослости своему Я. Полученные нами данные не только согласуются с результатами исследований формирующейся взрослости в отношении социально-психологических показателей независимости и ответственности [2], но и дополняют современные работы в области формирующейся взрослости, выделяя в качестве показателей оценку релятивности и причастности, которые характеризуют экзистенциальный аспект рефлексии взрослого бытия, осознания подлинности своего взрослого Я. «Lieben und arbeiten» - формула исполненности взрослого бытия, остроумно сформулированная З.Фрейдом, конкретизирована в современных исследованиях взрослости и зрелости (А.Г. Асмолов, Л.А. Головей, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Сапогова, Н.Н. Толстых, Г.Олпорт, М.А. Щукина, Э.Эриксон и др.) как профессиональная продуктивность, вовлеченность в широкие социальные связи и отношения, а также способность к установлению близких позитивных межличностных отношений, принятие другого человека. Современные студенты дополняют ключевые события взрослой жизни, связанные с профессиональным трудом и межличностными отношениям, получением стипендии, с которой они связывают частичное обретение финансовой независимости и социальное признание своей учебно-профессиональной компетентности. Рефлексивные оценки собственной взрослости подчеркивают переживание переходного периода формирующейся взрослости студентами: взрослости, которая обретена частично.

Вывод. Смыслы взрослой жизни в субъективных и рефлексивных оценках современных молодых людей (17-33 лет) охватывают как социально-психологические, так и экзситенциально-личностные аспекты индивидуального бытия. Понимание современной взрослости и критерии ее достижения помимо «классических» признаков включают признаки, характеризующие утверждение собственной аутентичности и достоинства.

Литература

  1. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: смысл, 2013. 767 с.
  2. Arnett J.J. Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens Through the Twenties (2nd edition). Oxford, NY: Oxford University Press, 2015. 416 р. doi: 10.1093/oxfordhb/9780199795574.013.9

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Клементьева М.В. «Lieben und Arbeiten», и стипендия: смыслы взрослой жизни в рефлексии современных студентов // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 121-123.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки