Йорданова Берджухи Михран (София, Болгария), кандидат педагогических наук, главный ассистент, Софийский Университет «Св. Климeнт Охридски», Факультет педагогики, Кафедра Теории воспитания.
Кръстева Гергана Красимирова (София, Болгария), Софийский Университет «Св. Климeнт Охридски», Факультет педагогики.
Аннотация: Ряд современных исследований выявляют прямую связь между использованием современных технологий (ноутбуки, смартфоны, планшеты и т.д.), социальных сетей в интернете с некоторыми психофизиологическими проблемами у детей в подростковом возрасте. В статье рассмотрено нездоровое влияние интернета и технологий на развитие детей. Представлены параметры и характеристики компьютерной зависимости среди детей и молодежи, которые разрушают их здоровье. Обозначены основные рекомендации по превенции поведения, зависимого от социальных сетей и интернета, пропагандирующие здоровый образ жизни детей и подростков. Подчеркивается необходимость в целенаправленном профилактическом просвещении и воспитании в семье и школе как основного средства преодоления интернет-зависимости.
Ключевые слова: технологии, интернет, социальные сети, детское развитие, дети, подростки.
PREVENTIVE EDUCATION AND EDUCATION FOR THE INTERVENTION OF INTERNET DEPENDENCE IN CHILDREN
Jordanova Berdzhuhi Mihran (Sofia, Bulgaria), PhD, Assistant Professor, Sofia University «St. Kliment Ohridski», Faculty of Education, Department of Theory of Education.
Krasteva Gergana Krasimirova (Sofia, Bulgaria), Sofia University “St. Kliment Ohridski”, Faculty of Education.
Abstract. A number of recent studies reveal the direct link between the use of modern technology, social networking in the internet, and some psycho-physiological problems in children of growing age. This article discussesthe unhealthy impact of the Internet and technology on child development. It presents the parameters and characteristics of computer dependence among children and young people, which seriously damages their health. They are outlined main recommendations for prevention of addictive behavior to social networks and the Internet, which promotes healthy lifestyle for children and teenagers. It is pointed out the need from purposefulhealth education in the family and school as the major means of overcoming internet dependence.
Keywords: technology, internet, social networks, child development, children, teenagers
В современном технологическом мире интернет, планшеты, смартфоны, компьютеры и социальные сети являются неизбежной частью повседневной жизни людей двадцать первого века. Наблюдается растущая тенденция среди детей делать свои первые шаги в сфере компьютерных технологий во все более раннем возрасте. На первый взгляд, это явление говорит нам о большой потребности, но в то же время и зависимости, как человеческой личности, так и общества в целом от интернета и всех телекоммуникационных устройств. Наряду с этим, мы являемся свидетелями необратимых, иногда очень тревожных последствий для физического и психического развития, для благополучия и здоровья детей. Вот почему необходимо, чтобы разумное использование новых технологий было существенной частью профессиональной компетентности каждого учителя, воспитателя, педагога, психолога, врача, социального работника и других специалистов, занимающихся развитием детей и формированием их личности, адекватных современным требованиям общества.
В последние несколько лет наиболее обсуждаемой становится тема развития зависимости человека от компьютеров и интернета. Так, например, в 2018 году «бывшие руководящие служащие „Facebook“ …Шон Паркер и …Чамат Палихапития публично сообщили, что эта социальная сеть разработана таким образом, чтобы вызывать зависимость. Что именно заставляет людей становиться зависимыми?» [1]: «социальные сети как пакетик чипсов или вафля – удовлетворяют важные потребности человека в очень короткое время, и только впоследствии мы чувствуем, что постоянное употребление этой “пищи” вредно для здоровья»; «соблазнительно получить то, что жизненно важно для нашей души, мгновенно и с минимальными усилиями. Но после мы остаемся с неприятным вкусом иллюзии и пустоты»; «для людей особенно ценно иметь возможность донести свои чувства, мысли и переживания до максимально широкой публики»; возможность чувствовать себя «частью группы» и «легко и быстро» удовлетворять свои «онлайн-потребности в признании и поддержке»; «у интернета есть основное одобрение. Одобрение десятков человек за минуты!
Таким образом, мы остаемся с ложным чувством, что нравимся, хотя глубоко в себе знаем, что наши онлайн-друзья видят нас только с той стороны, которую мы сознательно выбрали, чтобы показать»; «Facebook услужливо называет всех наших знакомых, близких или далеких, общим словом „друзья“. Ничего удивительного, что подростки, которые стремятся найти свое место среди сверстников, выбирают этот легкий и быстрый, но недолговечный способ дружбы»; «социальные сети удовлетворяют также потребность в волнующих новых стимулах. Исследования показывают, что поиск информации и копание в профиле знакомых задействуют в мозгу те же механизмы, которые связанные с преследованием добычи. Это приносит прилив удовольствия и вызывает зависимость»; к сожалению, при наличии «обилия все новой и новой информации, ее ценность быстро спадает, и мы ищем больше, и больше, и больше – что-то, что удержит наше внимание, или что-то, чем мы удержим чужое внимание. И становимся зависимыми».
Дискуссии последнего десятилетия относительно проблемы с интернет-зависимостью порождены и включением несколькими государствами термина «компьютерная зависимость» в список психических и поведенческих расстройств. В Болгарии все еще неясно, будет этот вид зависимости признан психическим нарушением или нет, но этот факт не умаляет серьезности проблемы. Основная причина возникновения настолько различных сторон и мнений по данному вопросу заключается в том, что точные характеристики и определения «компьютерной зависимости» еще не выяснены. Поэтому затруднительно разграничить понятия «зависимый человек» и человек, имеющий тенденциальный, продолжительный и усиленный интерес к определенному феномену. В этом смысле, объявление ребенка зависимым к данной компьютерной технологии будет не только непрофессиональным, но и негуманным. Границы тонкие, а это повлияло бы негативно как на детей, у которых действительно есть проблемы, так и на тех, у кого более выражен интерес.
Вопреки неясности относительно точных характеристик зависимости, существуют несколько наиболее утвержденных классификаций симптомов. Наиболее широко распространенная медицинская характеристика зависимости содержит в себе следующие симптомы [6]: невозможность отказа и прекращения навыка, действия; неудовлетворенность, ненасытность и сильное желание повторения и/или исполнения действия/навыка; иррациональное и часто деструктивное поведение, возникшее вследствие вышеуказанных пунктов; Фрустрация и отрицание при попытке признания проблемы.
Из указанных характеристик приобретаем более глубокий взгляд на проблематику и видим, насколько сложно может быть диагностирован этот вид зависимости как заболевание. Отсюда вытекает необходимость включения компьютерных и интернет-зависимостей в сферу профессиональной педагогической подготовки и повышения цифровой компетентности учителей, воспитателей, психологов и т.д. через выяснение специфики взаимодействия: «дети–технологии».
Неоспоримым является факт, что современная политика образования поддерживает интеграцию информационных компьютерных технологий в образование. Конечно, подобная интеграция, вопреки общим представлениям, может играть важную превентивную роль в развитии данных психических и физических изменений в развитии детей, вследствие развития компьютерных технологий. С другой стороны, многие родители из мер безопасности накладывают вето на данную тему, и их аргументами также не следует пренебрегать. Ясное представление со стороны учителей и родителей об опасностях для детей в киберпространстве может быть только помощью для превенции этой проблемы. Истина в том, что огромную роль в контролировании этического использования технологий имеет установление четких границ для ребенка относительно того, что хорошо, а что плохо для его здоровья.
Исследования по данной проблеме с использованием компьютерных технологий и социальных сетей показывают, что дети в пубертатном возрасте проводят в среднем около 9 часов в день в интернете, в предпубертатном возрасте – около 6 часов, а дети в возрасте до 8 лет – около часа. Эта статистика показывает, что хотя до восьмилетнего возраста родители и проявляют контроль над временем и активностью детей в интернете, с возрастом этот контроль уменьшается. К сожалению, самый большой риск развития зависимости от интернета существует именно в более старшем детском и школьном возрасте. Одним из государств, сильно пострадавшем от этой проблемы, является Китай. Так, например, данные исследования, опубликованные в 2003 году в «Китайском журнале психологии», раскрывают, что люди мужского пола более подвержены угрозе и податливее к зависимости от интернета. Они также установили, что дети и взрослые имеют различные переменные и характеристики зависимости от интернета. В этом смысле, применение универсальной шкалы при измерении степени зависимости затруднено. Отсюда следует и вопрос: «Возможно ли разработать шкалу, подходящую для любой группы населения, или необходимо что-то еще более субъективное?» [5].
Из-за масштаба зависимости от интернета среди детей и взрослых, Китай – одна из первых стран, включивших зависимость от интернета в свой список психологических заболеваний в 2008 году. В том же году начинается и открытие центров реабилитации пристрастившихся к интернету детей. В Болгарии такая статистика пока еще отсутствует, но это, скорее, из-за недостаточности исследований, а может быть и из-за присутствия проблемы в болгарской социальной действительности. Если зависимость от интернета вызывает тревогу, то можно обратиться и к другим тревожным тенденциям. Исследование, проведенное в 2007 году, раскрывает, что существует прямая связь между использованием социальных сетей в интернете и некоторыми психологическими заболеваниями, такими как депрессия, социальная тревожность, бессонница и телесная дисморфия (синдром мнимой некрасивости) [4].
Неоспоримым является факт, что социальные сети имеют прямое влияние на самочувствие подростков. В последние несколько лет в интернете появился термин «социальный инфлюенсер», которого можем определить как человека, широко известного в социальных сетях, с большим числом последователей и влиянием. Факт, что часто эти фигуры рекламируют слишком абстрактный и нездоровый образ жизни наряду с нереальными представлениями о среднем стандарте жизни людей и их внешним виде. Возрастной диапазон их последователей, в среднем, от 12 до 24 лет. Именно это одна из наиболее рискованных возрастных групп, как было упомянуто выше.
Дети в пубертатном возрасте наиболее склонны к развитию некоторых из вышеперечисленных состояний или к подсознательному закладыванию основ своего развития на более позднем этапе жизни из-за характерных для этого периода биологических и психологических изменений. Таким образом, подобные примеры для подражания могут значительно усилить этот эффект. Конечно, общество легко может обвинить интернет, но более важной является та основа самоуважения и чувства собственного достоинства детей, которую родители закладывают с самого начала их жизни.
Авторы исследования о потреблении интернета среди детей и подростков в Болгарии, проведенного в 2016 г., считают, что «все больше болгарских детей заходят в интернет, при этом средний возраст, в котором дети впервые открывают для себя сеть, становится все моложе». По их мнению, «интернет может быть определен просто как различная среда, в которой те самые риски, какие дети встречают в своей повседневной жизни, принимают новую форму». Основное различие между социальной действительностью и интернетом состоит в том, что последний является «источником бесконечной информации, чье распространение часто нерегулированное, а также – источником облегченной коммуникации», что без сомнения, «имеет свои плюсы, но, в то же время, может привести к рисковому поведению, киберзапугиванию, как и к другим рисковым ситуациям онлайн» [2]. Данные этого исследования раскрывают, что более половины детей не делятся со своими родителями, когда что-то их обеспокоило в интернете.
Другой интересный вывод из этого исследования служит поддержкой вышеупомянутому утверждению, что родители все меньше занимаются в интернете совместно с детьми по мере их взросления. Иначе говоря, контроль ослабевает и, следовательно, интернетсреда начинает оказывать еще более сильное влияние на подростков.
Еще одна тревожная тенденция проявляется при сопоставлении двух эмпирических исследований той же темы, проведенных в 2010 и 2016 годах. Оказывается, что болгарские дети больше подвержены вредному влиянию, по сравнению с предыдущими годами. На 10% больше детей указали, что попадали на вредный контент в интернете. Наряду с этим, исследование показывает, что за последние шесть лет число случаев киберзапугивания возросло на 10%, что существенно [там же].
Все эти нарастающие проценты и тревожные характеристики говорят о необходимости превенции подобного поведения. Большую трудность представляет более низкая, по сравнению с детьми, интернет-культура и грамотность родителей. Очень тревожен факт, что даже если дети информируют своих родителей о данном нарушении в киберпространстве, те часто не в состоянии реагировать правильно из-за недостатка знаний и общего представления об интернет-действительности. Отсюда следует подчеркнуть, насколько необходим для детей разговор об интернет-пространстве и безопасном его использовании.
Результаты этих превентивных мер были бы намного лучше, если бы существовала согласованность между родителями и педагогами. Каждый учебный год в начале учебных семестров ученики инструктируются своими учителями по информационным технологиям о правилах использовании компьютерного зала, о мерах физической безопасности и бережном отношении к технике. Однако ими почти не упоминается о соблюдении безопасного поведения в киберпространстве. И в то время, пока некоторые школы организуют внеклассную деятельность с подобной целью, мастер-классы и лекции, в других школах такая организация отсутствует. Это пробуждает новую для современной педагогики проблему, с которой не сталкивалось ни одно поколение. Если по тому или иному вопросу можно обратиться за помощью к существующим книгам и практикам, то здесь наука педагогика теперь должна создаваться снова. Вызов адресован всем родителям, учителям, социальным работникам, психологам и медикам.
В частности, рекомендации по безопасному использованию интернета [2]: обучение медиаграмотности на всех этапах образовательного процесса; целевые программы и мероприятия для критической возрастной группы детей от 12 до 14 лет; разработка и продвижение социальных сетей для молодежи; больше детей должно быть включено в различные программы обучения, проводимые их сверстниками; стимулирование и поддержка родительского участия и посредничества; более заметное и узнаваемое приложение усилий для создания Центра безопасного интернета и других подобных институтов и программ.
Посредством профилактического образования и воспитания в семье и школе возможно осуществление превенции зависимости от интернета среди детей и подростков до ее проявления. В этом смысле необходимостью является включение тем, касающихся здорового потребления интернет-пространства и социальных сетей, в профилактические образовательные программы для болгарской школы. Для большего воздействия и эффективности важно, чтобы при реализации учебно-воспитательного процесса педагоги знали и применяли преимущественно интерактивные методы обучения, которые связаны с овладением навыками безопасного использования интернета и социальных сетей. Такими методами являются решение казусов и инцидентов, ролевые игры, дискуссии, изготовление постеров, обсуждение проблемных ситуаций и т.д., что со своей стороны требует высокого профессионализма и повышения цифровой грамотности педагогических специалистов. Все эти меры способны привести к уменьшению последствий и развития определенных проблем со здоровьем в связи с неконтролируемым и зависимым использованием новых технологий и интернета.
Другие возможные мероприятия, реализуемые в школах: распространение брошюр; организация специальных уроков по безопасному использованию интернета; посещения гостей-лекторов – компьютерных специалистов, психиатров, психологов и т.д.; отведение времени для разговоров по данной теме на классном часе, что оказывает сильное влияние и ведет к значительному ослаблению проблемы; включение родителей в специально организованные дискуссии о контроле их детей при использовании интернета, о возможных опасностях и способах борьбы с ними.
Литература
- Енева Ел. Интернет-зависимость – как да се измъкнем от нея, 2018. URL: http://www.highviewart.com/cvetno/internet-zavisimost-kak-da-se-izmaknem... (08.02.2019).
- Хайдиняк М., Кънчев П., Георгиев Ем., Апостолов Г. Онлайн поведението на децата в България: рискове и вреди (национално представително изследване). Изд. Фондация «Приложни изследвания и комуникации» в сътрудничество с агенция «МаркетЛинкс», София, 2016. URL: https://fonpc.childhub.org/bg/onlayn-biblioteka-za-zakrila-na-deteto/nac... (08.02.2019).
- Riazuelo H., Deschamps. The place of the body in young adults use of the new technologies: virtual bodies? // Българско списание попсихология, бр. 1–4, 2015. URL: https://bjop.files.wordpress.com/2017/11/bjop20151-4.pdf (08.02.2019).
- Jenaro C., Flores N., Gómez-Vela M., González-Gil F., Caballo C., Problematic internet and cellphone use: Psychological, behavioral, and health correlates // Addiction Research & Theory. 2007. 15 (3). URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/16066350701350247, (08.02.2019).
- Chen S.-H., Weng L.-J., Su Y.-J., Wu H.-M. & Yang P.-F. Development of a Chinese Internet Addiction Scale and Its Psychometric Study // Chinese Journal of Psychology, 2003. 45(3). URL: https://pdfs.semanticscholar.org/f53f/e7101d322f4a3f51a2e44967ebd00fcead... (08.02.2019).
- American Society of Addiction Medicine. Public Policy Statement: Definition of Addiction. – US, 2011.
Комментарии
Добавить комментарий