Ю.О. Новгородова Удмуртский государственный университет, г. Ижевск,
М.М. Лобаскова, С.Б. Малых Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва
M.К. Rotbart, S.A. Ahadi, D.E. Evans рассматривают темперамент в русле психобиологического подхода. Авторы считают, что темперамент является результатом генетического вклада, а также продуктом индивидуального опыта человека. Главной задачей при рассмотрении темперамента М.К. Ротбарт считает определение изменений уровней биологического и социального развития, что может связывать их вклад в раннем детстве и являться основой для выражения темперамента во взрослости.
Важным аспектом концепции темперамента М.К. Ротбарт является представление о том, что темперамент развивается в ходе онтогенеза, то разные эмоции и компоненты эмоций, а также составляющие моторной системы, активационной системы и системы внимания, появляются в разные возрастные периоды. М.К. Ротбарт и ее коллеги изучали свойства темперамента в разных возрастах (младенческом, раннем детском, дошкольном, подростковом и взрослом) и разработали опросники темперамента с учетом специфики каждого возрастного периода.
В нашем исследовании использовалась родительская форма опросника – Опросник темперамента EATQ-R (Early Adolescent Temperament QuestionnaireRevised (Parent)) для исследования темперамента детей 7–11 лет.
Опросник темперамента EATQ-R включает 62 вопроса и позволяет оценить 8 свойств темперамента: «внимание», «Страх», «Контроль активации», «Застенчивость», «фрустрация», «Контроль торможения», «Аффилиация», «Удовольствие от стимуляции высокой интенсивности» (УСВИ), которые группируются в три факторные шкалы: «Произвольный контроль», «Негативный аффект», «Экстраверсия». Кроме того, Опросник EATQ-R включает две шкалы поведенческих особенностей – «агрессивность» и «Депрессивное настроение», что позволяет исследовать особенности социально-аффективного функционирования младших школьников.
После того как полный вариант Опросника EATQ-R был переведен на русский язык, адекватность перевода была оценена несколькими независимыми экспертами. Затем испытуемым было предложено ответить на полный вариант опросника темперамента по каждой шкале.
Общая выборка стандартизации составила 428 родителей детей младшего школьного возраста (216 родителей девочек, 212 родителей мальчиков).
Для проверки надежности использовался анализ внутренней согласованности шкал опросника. В качестве критерия внутренней согласованности использовался альфа-показатель Кронбаха. Для всех шкал выборки коэффициенты альфа составили более 0,50 и варьировали от 0,50 до 0,76, средний показатель составил 0,63. Данные анализа внутренней согласованности шкал Опросника EATQ-R на американской выборке выглядят следующим образом: для шкал коэффициент альфа составляет более 0,65 и варьирует от 0,65 до 0,86, средний показатель 0,67.
Таким образом, проведенная процедура обеспечила внутреннюю согласованность шкал опросника. Четыре вопроса исключены из опросника на основании критерия альфа Кронбаха: вопрос № 5, вопрос № 30, вопрос № 33, вопрос № 58. Исключение перечисленных вопросов не отразилось на коэффициентах внутренней согласованности шкал.
В результате модифицированная версия опросника EATQ-R включила 58 вопросов, оценивающих 10 шкал, в среднем по 5 вопросов на шкалу.
Для оценки гомогенности шкал опросника был проведен факторный анализ методом главных компонент для всех 10 шкал. Было выделено 3 фактора, которые в сумме объясняли 66% дисперсии.
Оцениваемые в Опроснике EATQ-R параметры согласно данным факторного анализа группируются в виде трех факторов. Первый фактор «Произвольный контроль» включает следующие шкалы: «внимание», «Контроль активации», «Контроль торможения», «фрустрация» с отрицательной нагрузкой. Второй фактор «Экстраверсия» включает шкалы «Удовольствие от стимуляции высокой интенсивности», «Аффилиация», «Застенчивость» с отрицательной нагрузкой. Третий фактор «Негативный аффект» включает шкалу «Страх».
Таким образом, факторная структура родительского Опросника ЕATQ-R в целом соответствует факторной структуре, полученной на американской выборке стандартизации. Основное отличие состоит в том, что шкала «фрустрация» не включена в фактор «Негативный аффект».
Комментарии
Добавить комментарий