В.А. Москвин, Н.В. Москвина Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва
Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины в свое время было проведено А.Р. Лурией и получило дальнейшее развитие в работах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и др. При рассмотрении проблемы индивидуальности В.Д. Небылицын (1976) считал лобные доли нейрофизиологическим субстратом «лобно-ретикулярного» и «лобно-лимбического» комплексов мозга. В соответствии с его взглядами, левая и правая лобные доли находятся в реципрокных взаимоотношениях и определяют два основных параметра индивидуальности – «общую активность» и «эмоциональность».
Эти представления согласуются с исследованиями ряда авторов, в частности, Н.Н. Даниловой (1985), подтвердившей наличие ретикулярной и септогиппокампальной систем активации мозга, что позволило ей предложить двухфакторную модель регуляции функциональных состояний. Первая система регулирует функциональные состояния в условиях бодрствования, повышение активации этой системы соответствует росту эффективности выполнения заданий и обозначается автором как «продуктивная активация». Вторая система связана с развитием эмоциональных состояний, переживания тревожности, стресса. Высокие ее уровни неблагоприятны для выполнения заданий, и она обозначается как «непродуктивная активация». С этими данными согласуются и результаты изучения нейрохимических различий левого и правого полушарий мозга, которые выявили межполушарную нейрохимическую асимметрию: связь активности левого полушария с работой катехоламинергической системы, а правого – с работой серотонинергической системы.
Проблема изучения функциональных асимметрий мозга (ФАМ) человека давно привлекает внимание большого числа ученых как за рубежом, так и в России. Если первоначальные исследования базировались на диагностике локальных поражений мозга и связанных с ними феноменов и строились по схеме «от специфики повреждений к поведенческим коррелятам», то в последующие десятилетия произошла переориентация исследований от патологических явлений к изучению ФАМ здорового человека (особенно в связи с разработкой методик исследования ФАМ), что изменило логику исследований.
Говоря о предыстории возникновения и развития данного направления, можно вспомнить, что подход к проблеме изучения связи ФАМ с индивидуальными особенностями был предопределен пионерскими экспериментами Р. Сперри и Р. Майерса, которые начали расщеплять мозг кошек (посредством перерезки хиазмы). В дальнейшем J. Bogen (1969) при психологическом исследовании больных, перенесших комиссуротомию, обнаружил, что у них существует как бы две самостоятельные сферы мышления и сознания. Левое полушарие оказалось функционально связанным с использованием вербальных символов, логикой и анализом, а правое – с перцепцией зрительных, пространственных, кинестетических стимулов, с восприятием музыки, что было обозначено соответственно как «пропозиционное» и «оппозиционное» мышление. Впервые было выдвинуто предположение о связи этих типов мышления с концепцией И.П. Павлова о художественном и мыслительном типах высшей нервной деятельности человека, определяемых, соответственно, преобладанием первой или второй сигнальных систем.
Отечественные психологи рассматривают проблему связи функциональных асимметрий человека как проблему дифференциальной психофизиологии (В.В. Суворова, Е.П. Ильин). В.В. Суворова (1975) при изучении индивидуальных особенностей баланса доминирования левого и правого полушарий мозга, также предполагает связь баланса доминирования с соотнесенностью двух сигнальных систем по И.П. Павлову. Автор считает, что доминирование левого полушария можно, по-видимому, связать с преобладанием второй сигнальной системы (а именно с преобладанием словесно-логического мышления), в то время как доминирование правого полушария – с преобладанием первой сигнальной системы, то есть с преобладанием конкретно-образного мышления.
Исследования, проведенные в последние десятилетия в России и за рубежом, свидетельствуют о возникновении и развитии нового направления, которое может быть охарактеризовано как нейропсихологический подход к проблеме индивидуальных различий (Москвин, 2002; Хомская и др., 1997). Данное направление занимается изучением корреляций латеральных признаков человека с индивидуальными особенностями, и его можно рассматривать как нейропсихологию нормы или же как дифференциальную психофизиологию с учетом особенностей функциональных асимметрий человека. А.Р. Лурия (1984) также отмечал необходимость разработки собственных нейропсихологических подходов к проблеме индивидуальных различий. Методики диагностики проявлений «парциального левшества» по А.Р. Лурии, а также появление компьютерной томографии в последующем позволили исследовать мозговую локализацию высших психических функций человека в норме и использовать эти методики и по отношению к здоровым людям.
Ряд авторов считает, что «современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Это фактически приводит к слиянию нейропсихологии с психофизиологией». Авторы так-же отмечают, что «современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, “нормальную” нейропсихологию и системную психофизиологию» (Марютина, Ермолаев, 1997). Это позволяет говорить, что нейропсихология индивидуальных различий, дифференциальная психофизиология и психология индивидуальности являются разными сторонами (или аспектами) одной и той же области знаний.
Концепция о парциальном доминировании зон мозга А.Р. Лурии (1978) позволяет говорить, что нейропсихологические основы индивидуальных различий здоровых людей могут быть связаны с вариабельностью сочетаний парциального доминирования сенсорных и моторных признаков, что должно определять разный их вклад в процессы реализации высших психических функций. Было подтверждено, что у лиц с вариациями сочетаний признаков парциального доминирования моторных и сенсорных систем выявляются индивидуальнопсихологические особенности в виде разных стратегий обработки вербальнологической и зрительно-пространственной информации, также были выявлены различия в регуляторных процессах и в индивидуальных стилях эмоционального реагирования (Москвин, 1990).
С нашей точки зрения, важным результатом работы Н. Сакано (Sakano, 1982) следует считать установление связи пробы А.Р. Лурии «перекрест рук» с функциями лобных долей, что позволяет использовать ее для диагностики функционального преобладания лобных отделов мозга, и по-новому использовать и интерпретировать взгляды В.Д. Небылицына на природу индивидуальных различий человека. Однако говоря о функциях лобных отделов мозга человека, Э. Голдберг приводит данные о том, что два полушария мозга не являются зеркальным отражением друг друга. Правая лобная доля шире, чем левая, и слегка за нее «выпирает». Левая затылочная доля шире, чем правая затылочная доля, и слегка за нее выпирает. Эта двойная асимметрия называется «сдвигом Яковлева» (по имени выдающегося нейроанатома из Гарвардского университета П. Яковлева). Лобная кора толще в правом полушарии, чем в левом. Сдвиг Яковлева существует уже у ископаемого человека. Э. Голдберг приводит данные о связи активности правого полушария с новизной и левого полушария с рутиной, которая не зависят от природы информации и является универсальной.
Полученные нами данные (Москвина, Москвин, 2010) свидетельствуют о наличии связи показателей жизнестойкости с доминированием правых лобных отделов, что также говорит и о наличии асимметрии третьего блока мозга, отвечающего за функции планирования, контроля и регуляции деятельности. Результаты проведенного исследования представляют интерес для развития психологии индивидуальных различий, а также могут быть практически использованы для диагностики индивидуальных особенностей жизнестойкости и адаптивных возможностей человека в дифференциальной психологии.
Разделение психической сферы человека на сознание и подсознание, введенное З. Фрейдом (1989), можно соотнести с «левополушарным» и «правополушарным» функционированием. Здесь также можно говорить о проблеме индивидуальных различий. Понятно, что «правополушарные» индивиды, исходя из этих позиций, являются более гипнабельными и внушаемыми. В возрастном аспекте более внушаемыми являются дети и подростки. Вспомним тот факт, что развитие мозга вначале идет с большим акцентом на развитии правого полушария, поэтому восприятие детей характеризуется большей непосредственностью и интуитивностью (поскольку доминирует правое полушарие и оно еще не «отягощено» левополушарным влиянием). Не зря существует народная мудрость, которая говорит, что «устами младенца глаголет истина». Современные исследования экстрасенсорных способностей и возможностей человека также свидетельствуют о том, что они в большей степени реализуются при активном участии правого полушария.
Однако рассмотрение транса как функции только правого полушария было бы достаточно большим упрощением. Человек неоднократно в течение дня оказывается в трансовых состояниях. Э. Росси (Rossi), основываясь на нейрофизиологических исследованиях, выявил динамику межполушарной активности и показал, что каждые девяносто минут функциональная активность меняется (от полушария к полушарию). И, при смещении активности в сторону правого полушария, через каждые полтора часа мы оказываемся если не в состоянии транса, то в состоянии довольно близком к этому (Беккио, Жюслен, 1997).
Следует также учитывать, что смещение активности от левого полушария к правому происходит не только «по горизонтали», но и сопровождается изменением характеристик волн мозга от бета-волн к альфа-, тета- и дельта-волнам, которым соответствуют разные психические и психофизиологические характеристики. Таким образом, можно говорить о динамике межполушарной функциональной активности, о разных стадиях развития трансовых состояний, которым соответствуют разные психофизиологические характеристики. Кроме традиционных способов, сегодня появились и аппаратурные методы наведения и углубления трансовых состояний, например, методика аудиовизуальной стимуляция (АВС), которая с успехом применяется в психокоррекционной работе и в спортивной психологии (Москвин, Москвина, 2011).
Применение подобных методик способствует также и гармонизации процессов межполушарного взаимодействия. Приведенные данные свидетельствуют о том, что научные взгляды В.Д. Небылицына на природу индивидуальных различий получили дальнейшее развитие в науке и активно используются в современной дифференциальной психофизиологии.
Комментарии
Добавить комментарий