Ю.А. Маракшина, М.М. Пясик МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва
Проблема исследования рабочей памяти и когнитивного контроля является актуальной в связи с возрастающим интересом к исследованию когнитивных функций. Рабочая память и когнитивный контроль являются необходимым условием осуществления когнитивных процессов; их функционирование зависит от индивидуальных, возрастных особенностей, которые специфически влияют на эффективность выполнения когнитивных задач. Важным для изучения представляется выявление вариативных особенностей как причин успешного выполнения этих задач.
В данном исследовании изучались особенности мозговой активности при прохождении компьютерных тестов на рабочую память и когнитивный контроль и сопоставлялись с результатами нейропсихологических проб из классического нейропсихологического исследования.
В исследовании приняли участие 5 здоровых испытуемых – студенты обоих полов, возраст – 17–20 лет (19,2±1,3). Методика включала в себя: 6 компьютерных адаптивных тестов – 3 задания на пространственную рабочую память («Змейка 6х6», «Змейка 8х8», «Квадратики»), 2 задания на вербальную рабочую память («One-back (цифры)», «Числа»), 1 задание на когнитивный контроль («Антисаккада»); 5 нейропсихологических проб по методике А.Р. Лурии – 3 пробы на акустическую память (10 слов, запоминание нескольких групп слов, запоминание рассказов), 2 пробы на вербальное мышление (решение арифметических задач, вычитание от 100 по 7). В процессе выполнения заданий регистрировалась многоканальная ЭЭГ (16 каналов, система отведений «10–20%») по отдельным тестам для каждого испытуемого. Сразу после прохождения испытуемым каждого теста с ним проводилось Интервью с целью получения от него обратной связи по поводу используемой им стратегии запоминания и удержания в памяти предъявляемых паттернов. Полученные записи ЭЭГ были очищены от артефактов, обработаны с помощью многофакторного метода разделения и очистки ЭЭГ MFS, разработанного А.В. Вартановым. С помощью программы BrainLoc была получена локализация диполей; на уровне коэффициента дипольности, равного 0,99, описывалось 30% исследуемого диапазона. Каждый диполь был отнесен к определенной мозговой структуре в соответствии с атласом Талейраха. Затем было подсчитано число диполей в каждой из выделенных мозговых структур.
После прохождения тестов оценивалась эффективность (успешность) испытуемых по прохождению каждого отдельного теста.
Результаты исследования показали наличие значимой корреляционной зависимости (r=0,39) для всех испытуемых между эффективностью выполнения компьютерных тестов на рабочую память и когнитивный контроль и активностью левого 11-го поля по Бродману на уровне значимости p<0,05. Это может свидетельствовать о задействовании процессов принятия решений, связанных с выработкой разнообразных стратегий, преобладания различных стилей при выполнении заданий. Также обнаружена значимая корреляция (r=0,44) между эффективностью выполнения нейропсихологических проб и активностью левого 30-го поля по Бродману на уровне значимости p<0,05. Сопоставление полученных корреляций может указывать на большую специфичность компьютерных тестов и направленность их на выявление индивидуальных стилей обработки запоминаемого материала, тогда как нейропсихологические пробы предполагают меньшую вариативность таких стратегий. На это косвенно указывают Интервью с испытуемыми.
Комментарии
Добавить комментарий