Индивидуальность и счастье: в поисках общих категорий

Л.З. Левит Частнопрактикующий психолог (индивидуальный предприниматель), г. Минск (Беларусь)

Психология индивидуальности и психология счастья переживают в настоящее время период бурного развития. В работах, выполненных в 2008–2011 годах, нами была представлена личностно-ориентированная концепция счастливой жизни (ЛОКС, автор Л.З. Левит), основанная на применении системного подхода к человеку как к биопсихосоциальному единству.

Биологический уровень ЛОКС представлен концептом Здоровья, понимаемым, в первую очередь, как отсутствие существенных «телесных» помех для психологической самореализации. С нашей точки зрения, Здоровье является важнейшей характеристикой биологического уровня, позволяющей индивиду реализовывать себя и стремиться к счастливой жизни.

В нижней части второго, психологического уровня (У2), мы поместили концепт «врожденного», «животного» эгоизма (ЭГ) − свойства, общего для человека и животных, отвечающего за самосохранение и выживание индивида. При дальнейшем движении вверх по У2 ЭГ переходит в Разумный эгоизм, «реализатор» личностной уникальности (РЭГ), включающий в себя интеллектуально-регуляторные и (при необходимости) рефлексивные компоненты. «В глубине» второго уровня (по крайней мере, у некоторых людей) находится Личностная Уникальность (ЛУ), представляющая собой неповторимый синтез индивидуального таланта и личностных компонентов, способствующих ее применению в соответствующей деятельности (трудолюбие, настойчивость и т.д.). Третий уровень (социальные контакты) индивида представлен понятием Умеренности, что отражает наше Понимание возможности неоднозначных воздействий со стороны социума на индивида, стремящегося к актуализации своих потенциалов и счастливой жизни.

Идеи психологического ядра (второго уровня – У2) концепции берут начало в учении Аристотеля об эвдемонизме (Аристотель, 1997), в соответствии с которым, наивысшим благом для человека является жизнь, проживаемая в согласии с собственными достоинствами и добродетелями. Последние представлены в нашей концепции в виде понятия Личностной Уникальности (ЛУ), реализовываться которой помогает Разумный эгоизм (РЭГ) субъекта. Онтологически РЭГ возникает из врожденного, «животного» Эгоизма (ЭГ) индивида и является изоморфным факту выделения человека из природного царства в связи с формированием Разума (в первую очередь, абстрактно-логического мышления). Наличие прослойки ЭГ в ЛОКС позволяет инкорпорировать в нее и другое направление, представленное в современной психологии счастья – гедонистическое (при главенстве эвдемонизма, относящегося к более высокому подуровню концепции).

В наших публикациях и монографиях (Левит, 2010, 2011) показано взаимодействие уровней и компонентов ЛОКС, а также возможности интегрирующего характера всей системы к ряду теорий личности начала–середины ХХ века (концепции З. Фрейда, Э. Берна, К. Юнга, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, К. Роджерса; частично Г. Олпорта и Э. Эриксона). Цель же настоящей работы заключается в дополнительном анализе, сопоставлении и обосновании «ядерных» компонентов нашей концепции (Разумного Эгоизма и Личностной Уникальности) в сравнении с последними разработками в области психологии индивидуальности, представленными в одноименной монографии коллективом известных авторов (Психология индивидуальности.., 2009).

Начнем с Разумного Эгоизма. Данное понятие, как нам кажется, включает в себя многие признаки индивидуальности. Оно осуществляет интеграцию свойств и особенностей человека; определяет избирательность личности; представляет собой высший уровень интеграции, планирует жизненные цели, способствует самореализации и самовыражению личности. Разумный эгоизм может быть представлен как высший уровень активности и развития субъекта, способствующий его самоуважению и осуществляющий защитные функции, процесс индивидуации, нахождение наиболее конгруэнтных связей индивидуальности с жизнью, а также использование субъектом своего потенциала. В контактах с социумом РЭГ осуществляет презентацию личности, представляя собой его внешнюю позицию. Его работа заключается в выявлении собственных возможностей индивида, целей и смыслов, отношения к себе, самоопределения по отношению к своему жизненному миру. Разум и разумная душа ведут к умной жизни. Разумный эгоизм организовывает активность, жизнь и развитие субъекта, способствует его целеустремленности и свободе, «вертикальному» движению сознания. Одной из важнейших функций РЭГ является рефлексия, что в сочетании с личностной продуктивностью ведет к акме. Разумный эгоизм, таким образом, может выступать и в качестве рефлексивной доминанты – одного из двух источников и центров активности в составе индивидуальности (там же).

Отметим также, что активно-организующий РЭГ может рассматриваться в психологии индивидуальности в качестве возможного эквивалента понятию «субъекта», как оно представлено в монографии (там же).

В понятие Разумного Эгоизма включены: «внешняя» активность, саморегуляция и самоуправление, рефлексия, установка на реализацию собственного (личностного) потенциала. Наличие подобных «вспомогательных» функций не в последнюю очередь связано и с тем, что данный потенциал принадлежит «внутреннему» миру человека и требует весьма благоприятных условий для своей «внешней» реализации (Роджерс, 1994). Контент-анализ монографии «Психология индивидуальности» позволил выделить ряд характеристик, которые могут быть соотнесены с Личностной Уникальностью субъекта. Это личностный потенциал, сплав способностей и личностных компонентов, личностный интеграл, «проприум» на седьмой стадии развития в концепции Г. Олпорта, зрелая «самость» в концепции К. Юнга, «гений в человеке», внутренний мир, внутренняя жизнь, внутренняя позиция, «герой» автобиографии, смысловая субстанция и т.д. (Психология индивидуальности.., 2009). Использование возможностей для усиления ЛУ означает, по Э. Фромму, «быть» – жить подлинной жизнью. В рамках религии Личностная Уникальность может рассматриваться в качестве души – «дыхания Божьего». При этом возможен не только диалог человека с самим собой как партнером по мысленному общению, но и с идеальным партнером – Богом в виде обращенной к нему молитвы (там же).

Описание индивидуальности как Я личности, познающего и формирующего себя, получает естественное и логичной объяснение в следующем звучании: РЭГ, познающий и формирующий ЛУ субъекта. Подобного рода развитие создает «вершинный» уровень личности. Представление о том, что личность становится индивидуальностью, лишь достигая высшего уровня своего развития, позволяет выделить в нашей концепции подуровни второго, собственно психологического, уровня, обозначаемые буквами «У», «Л», «Р». Если под «У» (уникальностью) понимать врожденные способности человека, то « Л» представляет более высокий личностный подуровень регуляции деятельности («способность использовать способности»). В этом случае «Р» («разумная» часть РЭГ) вполне обоснованно оказывается «над деятельностью», обеспечивая субъекту рефлексивно-организующую позицию, широкий обзор свого жизненного пути. Подуровни «У», «Л», «Р» могут рассматриваться, с нашей точки зрения, в качестве эквивалентов понятиям «индивид», «личность», «индивидуальность». Именно через «двуединство» Разумного Эгоизма и Личностной Уникальности можно объяснять взаимодействие «внешнего» и «внутреннего Я», лучше понять, как «духовная сила открывает человека по отношению к миру и одновременно отграничивает его от мира». Исследования творчества как одного из важнейших проявлений зрелой индивидуальности человека могут осуществляться с помощью нашей концепции. Приведем в этой связи лишь одну из многих цитат, в которой читатель без труда заметит аналоги Разумного Эгоизма и Личностной Уникальности: «…одним из важнейших индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека» (Психология индивидуальности.., 2009, c. 135). Если вернемся к началу статьи, то заметим удивительное сходство данного высказывания с идеями Аристотеля об эвдемонии, о «жизни наивысшего качества» – о счастье.

Литература

  1. Аристотель. Никомахова этика. М.: ЭКСМО-Пресс, 1997.
  2. Левит Л.З. «счастье от ума-3». Минск: Пара Ла Оро, 2010.
  3. Левит Л.З. Формула Счастья: Поиск, создание, применение». Минск: А.Н. Вараксин, 2011.
  4. Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / Под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009.
  5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Левит Л.З. Индивидуальность и счастье: в поисках общих категорий // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 204-206.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки