Н.В. Козырева Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка, г. Минск (Беларусь)
В дошкольном возрасте происходит не только познание ребенком своей внешности. Он узнает о своих возможностях в различных видах деятельности, о чертах формирующегося характера. На основе этих представлений о себе формируется его самооценка, являющаяся показателем растущего самосознания ребенка и в целом его личности. В дошкольном возрасте у ребенка формируется позитивный образ себя и, как правило, завышенная самооценка. Однако самооценка может снижаться из-за непринятия ребенка группой сверстников. Статус изгоя, изолированного может закрепиться и отложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Что же может послужить причиной такого положения в группе?
В дошкольном возрасте дети активно усваивают нормы и правила общественной жизни. Существует система ожиданий, требований к поведению, соответствия определенным культурным и социальным стереотипам, нормам, ценностным эталонам. Эти образцы поведения детям дают взрослые (родители, воспитатель), а затем и другие дети. Существенную помощь в этом играют развивающиеся притязание на признание взрослого и стремление сохранить с ним положительные отношения и притязание на признание сверстников и стремление сохранить с ними положительные отношения.
А если дошкольник не соответствует принятым эталонам поведения? Хорошо, если воспитатель проявляет терпение и мудрость, однако можно слышать окрики на одних и тех же детей и наблюдать не самое лучшее отношение к ним воспитателя. Большая часть группы научится такому поведению по отношению к данным детям. А у отверженных детей, вероятно, выработается в ответ агрессивное поведение. Может возникнуть стигматизация, представляющая собой явление, состоящее в «навешивании» негативных ярлыков, дискредитирующих индивида в глазах окружающих и вызывающих его стойкую социальную изоляцию и отсутствие готовности взаимодействовать с ним на равных. На статус в группе также влияет степень овладения дошкольником игровой деятельностью и общением (межличностным взаимодействием). Главным признаком для стигматизации служит «инаковость», отличие индивида от других.
По мнению психологов, особенная, не похожая на других личность, оцениваемая в полноте ее духовных и физических свойств, называется индивидуальностью. Таковая выражается в неодинаковости опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента. Свою индивидуальность мы постоянно доказываем, утверждаем. На одной чаше весов – необходимость следования стандарту (универсальному), а на другой – индивидуальность (уникальность) личности.
В мае–июне 2011 года проводилось измерение социометрического статуса детей среднего и старшего дошкольного возраста и изучались причины, по которым дети не хотели дружить и взаимодействовать с некоторыми детьми из группы. База исследования – детские сады № 7 и № 11 г. Рогачева Республики Беларусь. выборка состояла из 41 ребенка, из них 22 девочки и 19 мальчиков.
Основные причины отрицательных выборов:
– Дерется, бьет, ссорится – 31,7%
– Обижает меня и других – 12,2%
– Не играет, не дружит – 9,7%
– Плачет – 7,3%
– Кусается – 7,3%
– Не делится – 4,8%
– Не нравится, плохо разговаривает, не умеет лепить – 2,4%
– Много разговаривает, не дает мне говорить – 2,4%
– Играет в машинки – 2,4%
Таким образом, можно говорить о том, что на положение ребенка в группе оказывает влияние несоответствие принятым нормам поведения. Под «инаковостью» в дошкольной группе понимается отличие в поведении, более всего порицается агрессивность. Следовательно, с одной стороны, необходимо развивать в определенной степени межличностную толерантность, а с другой – снижать уровень агрессивности и развивать умения конструктивного взаимодействия.
Комментарии
Добавить комментарий