Листик Е.М. Москва, МГПУ
Дети современного мегаполиса живут в крайне интенсивном поле информационной среды и практически постоянно находятся под воздействием факторов технологизации и компьютеризации. Эта тенденция в целом характерна для постиндустриального этапа общественного развития и проявляется в главенстве знаний и информации во всех сферах деятельности людей [2]. Если 20-й век обогащал опыт ребенка информацией из книг, радио, телевидения, от взрослых, сверстников, то 21-й век сместил развитие информационной среды в сферу компьютерных технологий. Само общество ставит перед современными детьми новые задачи адаптации в мире, полном информационных технологий. И более успешными оказываются те дети, которые помимо освоения коммуникативной, социальной, интеллектуальной компетентностей, являются информационно компетентными.
Прежде чем рассмотреть результаты исследования развития информационной компетентности детей на разных возрастных этапах, определим основные понятия: «информационная среда» и «информационная компетентность». Под понятием «информационная среда» мы обозначаем совокупность информационных условий функционирования знаний в виде сообщений. Информационная среда создается человеком как вторичная, искусственная среда, включающая в себя информационно-технические устройства.
Информационная компетентность представляет собой готовность субъекта принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности [3: с. 16].
- Информационная компетентность включает в себя следующие умения:
- Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.);
- Умение делать выводы из полученной информации;
- Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности;
- Умение задавать вопросы на интересующую тему; Умение получать информацию, используя некоторые источники [3: с. 16].
В нашем исследовании мы изучаем такие умения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, как умение ориентироваться в некоторых источниках информации и получать ее из разных источников. Источниками информации для ребенка в наше время становятся не только близкие и социальные взрослые, сверстники, книги в их классическом варианте исполнения, но и созданные человеком технические устройства (телевизор, мобильный телефон, компьютер, электронная книга, планшет и т.п.). Рождаясь на свет, ребенок оказывается погруженным в информационную среду, которую он осваивает также активно, как и социальную, физическую и др.
Важным этапом в развитии информационной компетентности младенца, по нашему мнению, становится возраст 6 месяцев, когда у ребенка формируется акт хватания, позволяющий манипулировать предметами, удерживать их достаточно долго в руке. Хотя ребенок действует со всеми предметами одинаково, независимо от их свойств, но главным является его интерес к предметному миру. С взрослого (который был в центре внимания младенца первое полугодие его жизни) интерес ребенка переключается на предметный мир. Взрослый становится для младенца деловым партнером, источником информации [1]. И именно взрослый показывает младенцу способы действий с разными предметами, среди которых могут быть не только погремушки, но и кнопочные музыкальные игрушки, электронные игрушки и др. В поле зрения ребенка часто попадают пульт от телевизора, телефон, компьютер, планшет и т.п. И не смотря на то, что взрослые стараются не давать младенцу сложных устройств, иногда они остаются в поле досягаемости, и он дотягивается до них, пытается с ними действовать.
На наш взгляд, одним из условий развития информационной компетентности ребенка является формирование избирательного отношения к разным взрослым на первом году жизни. Положительное отношение к взрослым вызывается теми действиями, которые связаны с приятными эмоциями (ребенка ласкают, берут на руки, разговаривают с ним), а отрицательное – с отрицательными (крик, раздражение взрослого). Сложившаяся положительная реакция переносится на предметы. Поэтому предметы, находящиеся в руках приятного взрослого, приобретают притягательный характер и начинают сами по себе вызывать у ребенка положительные реакции [1]. В младенческом возрасте дети наблюдают за родителями и другими близкими взрослыми, как они используют разные технические устройства и приспособления в быту. Таким образом, эти устройства становятся притягательными для ребенка и вызывают большой интерес, стремление их изучить.
В раннем возрасте дети овладевают действиями с предметами, среди которых важное значение играют предметно-орудийные действия. Раньше дети раннего возраста знакомились с такими предметами-орудиями, как совок, расческа, ложка, зубная щетка и др. Дети нашего столетия, кроме овладения известными предметами-орудиями, начинают овладевать более сложными способами воздействия одного предмета на другой. К таким предметаморудиям можно отнести пульты от телевизора, машинки, ДВД, люстры и т.п. И новые предметы-орудия относятся к информационно-техническим устройствам. В конце раннего возраста дети способны использовать разные технические устройства для развлечения (компьютерные игры, поиск мультфильмов, песен и др.).
Цель нашего исследования: выявить специфику развития информационной компетентности детей. Мы провели опрос среди московских родителей детей разного возраста для определения возрастных особенностей развития информационной компетентности и уточнения специфики взаимодействия детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с источниками информации.
В исследовании приняли участие 70 родителей детей раннего и дошкольного возраста. Мы предположили, что умения ориентироваться в информационных источниках и получать из них информацию начинают развиваться у детей уже в младенческом и раннем возрастах.
Родителям были заданы следующие вопросы:
- В каком примерно возрасте (год, месяц) ваш ребенок начал проявлять интерес к таким техническим устройствам, как телевизор, пульт, мобильный телефон, компьютер, планшет, навигатор?
- Какие технические устройства еще осваивал ваш ребенок в первые годы жизни (перечислите их и возраст начала использования)?
- Какую информацию он мог извлекать самостоятельно?
- В чем ему требовалась ваша помощь?
- Умеет ли ваш ребенок искать ответы на свои вопросы в книгах, телефоне, компьютере, планшете и др.?
- Какие именно ответы на вопросы ваш ребенок уже находил в разных источниках?
Овладение бытовой техникой является первым этапом в развитии умения ребенка получать знания, используя определенные источники информации. Так, любые кнопочные устройства позволяют детям собирать сведения о работе этих устройств, как работает стиральная машина, пылесос и др. Наравне с бытовой техникой ребенок осваивает и другие технические устройства, позволяющие получать знания не просто об их работе, но и об окружающем мире (телевизор, мобильный телефон).
По данным опроса, около 50% респондентов ответили, что дети младенческого возраста больше всего проявляют интерес к телевизору, пульту, 30% – к мобильному телефону. Менее 10% родителей отметили, что младенцы интересуются компьютером и планшетом. В конце младенческого возраста у детей образуются первые мыслительные связи между совершаемыми действиями с предметами. Нажав кнопку музыкальной игрушки, ребенок слышит музыку; нажав кнопку пульта, видит изменения на экране телевизора. Таким образом, ребенок устанавливает новые мыслительные связи и отношения, что является важным этапом в развитии наглядно-действенного мышления.
В раннем возрасте, по мнению 50% опрошенных родителей, к перечисленному списку (телевизор, пульт, мобильный телефон) добавляется интерес ребенка к компьютеру, который подкрепляется разрешением взрослых действовать с клавиатурой и мышкой. В раннем возрасте дети могут смотреть как по телевизору, так и на компьютере познавательные мультфильмы. На компьютере дети также осваивают познавательные игры.
В дошкольном возрасте около половины опрошенных отмечают интерес детей к планшетам. Более раннее освоение телевизора, пульта и мобильного телефона может быть связано с большей доступностью этих технических устройств для исследовательского поведения детей по сравнению с более сложными приборами – компьютерами, планшетами и навигаторами, в наличии которых немаловажное значение играет материальное благосостояние семьи. Родители могут разрешать младенцу изучать, например, пульт от телевизора, так как не боятся его поломки, тогда как компьютер и планшет являются дорогостоящими средствами, которые могут легко выйти из строя, если с ними будет манипулировать младенец (стучать, лизать, бросать). В одной из анкет ответ на вопрос «Какими техническими средствами умеет пользоваться ваш ребенок» звучал так: «После выхода из строя музыкального центра мы не даем ребенку никаких технических устройств».
Мы также выяснили с помощью опроса, каким техническим устройством дети овладевают в первую очередь. Телевизор – это первое, чем могут управлять с помощью пульта большинство детей младенческого и раннего возраста. Такие результаты говорят о том, что уже в младенческом возрасте дети начинают смотреть телевизор вместе с родителями. Только в одной из 70 семей телевизор отсутствовал как техническое устройство, а в остальных дети достаточно рано знакомятся с ним, без особых ограничений со стороны родителей.
Одна из проблем раннего развития информационной компетентности детей связана с охраной их нервно-психического здоровья, так как чрезмерное использование в процессе воспитания и развития детей младенческого и раннего возраста информационно-технических устройств может негативно сказаться на их психофизическом состоянии. По результатам опроса данная проблема является актуальной только для 3% родителей. Важно ответить на вопрос, является ли нормой активное использование разных информационно-технических устройств в развитии детей младенческого и раннего возраста. Эта проблема требует внимательного изучения. Мы считаем, что как часть пространства информационно-технические устройства имеют право на жизнь в наших домах, но взаимодействие ребенка с ними в младенческом и раннем возрасте не должно превышать определенных временных рамок.
Список литературы
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 136 с.
- Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 2010. – 784 с.
- Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, И.В. Груздова и др. – Тольятти: ТГУ, 2009. – 114 с.
Комментарии
Добавить комментарий