Разделы психологии:
Пашкович Т.Ф. Минск, Академия последипломного образования
Обращение к проблеме совершенствования системы работы с одаренными учащимися в рамках учреждения общего среднего образования актуализирует целый ряд вопросов, среди которых и выбор эффективных подходов для определения стратегии и тактики в данном направлении и разработки структурно-функциональной модели креативной образовательной среды с учетом возможностей и перспектив развития данного учреждения образования [3: с. 213].
Огромным потенциальным ресурсом, на наш взгляд, обладает интегративный подход, который может выступать и как образовательная стратегия и тактика в работе с одаренными учащимися, и как средство создания креативной образовательной среды – структурно-функционального компонента данной системы.
При создании креативной образовательной среды необходимо исходить из поставленной цели, где ключевой позицией является раскрытие интеллектуального и творческого потенциала каждого учащегося и создание условий для успешной его самореализации на всех ступенях обучения. Предпосылками создания такой образовательной среды является необходимость предоставления учащимся условий и возможностей для раскрытия потенциала на основе реализации интегративного содержания – гармоничного использования современных образовательных и информационных ресурсов.
Креативная образовательная среда при таком подходе может представлять собой интегративное единство двух структурно-функциональных компонентов: базового (урок, факультативное занятие, стимулирующее занятие, поддерживающее занятие, кружок) и дополнительного компонента, в котором можно выделить следующие направления деятельности:
- организация и подготовка учащихся ко всем этапам республиканской олимпиады;
- организация научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов;
- работа по развитию общей интеллектуальной одаренности учащихся (интеллектуальные турниры и состязания, ставшие традиционными в учреждении образования, дистанционные интеллектуальные конкурсы, интеллектуальные состязания в режиме он-лайн и др.);
- работа по развитию художественно-эстетической одаренности учащихся (литературной, музыкальной, художественной);
- работа по развитию спортивной одаренности учащихся;
- работа по развитию лидерских качеств учащихся;
- работа по развитию духовно-ценностной одаренности учащихся [4: с. 15].
Такая креативная образовательная среда в учреждении образования должна отвечать требованиям концептуальности, системности, адаптивности, эффективности, оптимальности, управляемости и интегративности.
В рамках базового компонента креативной образовательной среды закладываются основы для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Дополнительный компонент обеспечивает не только дальнейшее развитие потенциальных возможностей каждого учащегося, но и предоставляет все условия для успешной самореализации на основе деятельностного и интегративного подходов, то есть, погружения в креативную деятельность в соответствие с принципом природосообразности. При этом погружение в деятельность учащихся обеспечивается психолого-педагогическим сопровождением, где составной частью будет диагностика, позволяющая правильно самоопределиться учащемуся. Психолого-педагогическая поддержка формируется как приоритетная система деятельности, нацеленная на интеграцию педагогических ресурсов по развитию каждого учащегося, а также для разрешения возникающих проблем и противоречий, связанных с общением, личностным развитием и социализацией одаренных учащихся в интегративной среде.
Рассмотрим наиболее эффективные и продуктивные формы реализации интегративного подхода в работе с одаренными учащимися.
Организацию и подготовку учащихся ко всем этапам республиканской олимпиады целесообразно, на наш взгляд, осуществлять в рамках Центра по работе с одаренными учащимися на основе интегративного подхода. Он создается в учреждении образования и осуществляет свою деятельность на основе локального документа – Положения о Центре по работе со способными и одаренными учащимися (далее Центр), разработанного на методическом совете [4: с.17]. Направления деятельности Центра могут соответствовать учебным предметам, по которым проводится республиканская олимпиада. Однако это не означает, что, создавая такой Центр, сразу необходимо открыть направления по всем учебным предметам. На начальном этапе, например, могут функционировать 1-2 направления по подготовке учащихся ко всем этапам республиканской олимпиады. Эту подготовку на основе интегративного подхода осуществляют все педагоги соответствующего методического объединения учителей.
Согласно Положению в Центр могут зачисляться учащиеся, которые проявили интерес к изучению определенного предмета и имеют высокий балл за год, на основании заявлений законных представителей. На основании данных заявлений формируется разновозрастная группа из учащихся 8-11 классов, где каждый ученик будет иметь определенный уровень учебных достижений по этому предмету. Вполне возможно, что в такой группе окажутся учащиеся, которые только проявили интерес к изучению данного предмета, и учащиеся, которые имеют дипломы всех этапов республиканской олимпиады. Этот фактор, с одной стороны, может вызывать определенные трудности, а, с другой стороны, может быть использован как основополагающий для взаимообучения в рамках образованной группы, поэтому численность группы не должна превышать 12-15 человек. Основу этой группы составляют учащиеся, которым предстоит представлять учреждение образования на определенном этапе республиканской олимпиады. Так как это высокомотивированные учащиеся с высоким уровнем обучаемости и обученности, то для работы с ними необходимо использовать современные образовательные технологии и методики, интерактивные формы. Занятия проводятся в соответствии с расписанием (один раз в неделю) и календарно-тематическим планированием, которые утверждаются директором учреждения образования.
Проектирование календарно-тематического планирования осуществляется на основе интегративного подхода педагогами методического объединения коллегиально (60 часов в год) с учетом уровня заданий всех этапов республиканской олимпиады. При составлении календарно-тематического планирования одновременно разрабатывается механизм реализации интегративного содержания с учетом темы разделов, заданий, которые оказались наиболее трудными для учащихся данного учреждения образования на предыдущей олимпиаде [1: с.87]. Такой диагностико-аналитический и интегративный подход к проектированию календарнотематического планирования позволит учесть все недостатки предыдущей подготовки. Реализуют интегративное содержание педагоги в соответствии с календарно-тематическим планированием. При разработке механизма реализации содержания на повышенном и углубленном уровне учитываются профессиональное мастерство и личностные предпочтения каждого педагога.
Таким образом, педагоги на основе интегративного подхода разрабатывают стратегию и тактику подготовки учащихся ко всем этапам республиканской олимпиады, вырабатывают навыки тренерской работы, разрабатывают индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося с учетом его запросов и притязаний в рамках интегративного общения, принимают на себя коллегиальную ответственность за результаты. Работа Центра должна быть обеспечена локальными нормативными документами, психолого-педагогическим сопровождением, кадровым, учебно-методическим, информационным и материально-техническим обеспечением [4: с. 18].
Формирование исследовательской культуры учащихся как интегративного личностного качества, в котором воплощается целостная картина мира, умения и навыки научного познания, ценностное отношение к его результатам – все, что обеспечивает социальное и профессиональное самоопределение и творческое саморазвитие личности, осуществляется на основе интегративного подхода учащихся и педагогов в научном обществе. Эффективность развития исследовательской культуры учащихся обеспечивается совокупностью интегративных педагогических условий и средств. К ним относятся: формирование ценностного отношения учащихся и педагогов к исследовательской деятельности и ее результатам; единство целевых, содержательных и процессуальных компонентов образовательного процесса, организация субъектсубъектного взаимодействия по достижению цели исследовательской деятельности; формирование навыков саморегулятивного комплекса – самопознания, самооценки, самоконтроля, саморазвития, самореализации. Поскольку развитие и совершенствование исследовательской культуры субъектов образовательного процесса осуществляется в интегративном формате научного общества школы (гимназии), рассмотрим более подробно структуру, содержание и формы работы данного формирования.
Структура научного общества может представлять собой единство таких подсистем, как Малая академия (учащиеся I ступени), Большая академия (учащиеся II и III ступеней) и магистратура (педагоги) [4: с.19]. Деятельность каждой подсистемы соответственно направлена на развитие и совершенствование исследовательских компетенций учащихся, то есть переход от учебно-исследовательской деятельности к научно-исследовательской. С этой целью для учащихся разрабатывается интегративная программа по формированию, развитию и совершенствованию исследовательских навыков, которая реализуется через такие формы работы, как семинарские занятия, индивидуальные консультации по вопросам определения темы, объекта, предмета исследования, оформления работы и подготовки презентации, защиту стендовых докладов и исследований. Педагоги проводят педагогические исследования в рамках инновационной деятельности или заявленной темы по самообразованию.
Эффективным является совместное проведение научно-практических конференций в учреждении образования, где и педагоги, и учащиеся – равноправные участники конференции. Это свидетельствует о высоком уровне культуры субъект-субъектного взаимодействия [4: с.20]. Проведение конференций в рамках научного общества школы (гимназии) целесообразно, на наш взгляд, проводить в такой логической последовательности: установочная конференция, которая определяет цели, задачи, направления работы и тематику исследований членов научного общества; научно-практическая конференция по подведению итогов научно-исследовательской деятельности в учреждении образования и рекомендации работ учащихся на городской (районный) конкурс; научно-практическая конференция «От самопознания к самореализации», где подводятся итоги интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и педагогов. На заключительной конференции целесообразно вручение дипломов, а также награждение в номинации «За большой вклад в развитие научно-исследовательской деятельности в учреждении образования». Эти номинации устанавливаются как для педагогов, так и для учащихся. Механизм выбора кандидатур, форма поощрения прописывается в локальном нормативном документе – Положении о научном обществе школы (гимназии).
Для развития литературной одаренности учащихся можно проводить литературные гостиные, театральные мастерские и т.п., основываясь на интегративном подходе. Литературное творчество учащихся может отражаться в литературно-художественных изданиях, радиопередачах и телевизионных программах.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: интегративный подход обеспечивает стратегию и тактику работы с одаренными учащимися; является эффективным средством в создании креативной образовательной среды; результативность системы работы с одаренными учащимися в учреждении образования определяется не только количественными показателями, но и качественными, которые свидетельствуют об успешной самореализации учащихся в интегративной среде.
Список литературы
- Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – 2. – Минск, 2010. – 256 с.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 224 с.
- Новиков А.М. Основания педагогики. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 2008 с.
- Пашкович Т.Ф. Система работы с одаренными учащимися // Организационно-методическое обеспечение работы с одаренными учащимися / сост. Шакура; под ред. д-ра фил. наук В.В. Познякова; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2014. – С. 8-23.
- Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.
Комментарии
Добавить комментарий