Е.А. Высоцкая (Иркутск) - студент (4 курс) ПИ ИГУ
Актуальность выбора темы исследования обусловлена несколькими причинами. Во-первых, знание особенностей полимодального восприятия учащимися позволит активно использовать все модальности перцепции в переработке и воспроизведении учебного материала. Во-вторых, активизация полимодальности восприятия способствует развитию всей познавательной сферы личности обучающегося. Исследования, посвященные выявлению модальных предпочтений при восприятии различной информации, показывают частое несовпадение ведущей модальности восприятия у учителя с ведущей модальностью восприятия у учащихся. Это влечет за собой недостаточный контакт с учеником, трудности в восприятии передаваемой информации, снижение уровня познавательного интереса у школьников.
По мнению Т. Н. Бандурки, повышение успешности восприятия и усвоения учебного материала учащимися достигается в результате осознания ими особенностей собственной полимодальности и управления ею (Бандурка 2005, 2013). Вслед за Т.Н. Бандуркой мы считаем, что в основе познавательной деятельности лежит сенсорно-перцептивная организация личности школьника, его полимодальное восприятие.
Анализ источников показал, что в отечественной психологии (Ананьев, 1982; Барабанщиков, 2006; Бандурка, 2005, 2013; и др.) вопросам перцепции, психологии восприятия уделяется достаточное внимание со стороны психологов, занимающихся вопросами общей психологии, дифференциальной психологии, возрастной и педагогической психологии. На наш взгляд, все еще недостаточно исследований, показывающих влияние полимодальной перцепции на учебную деятельность.
Методологическую основу нашей работы составили исследования особенностей полимодальной перцепции, концепция развития полимодального восприятия и теоретическая модель чувственного восприятия Т.Н. Бандурки (Бандурка 2005, 2013).
Теоретико-методологической основой данного исследования являются: принцип системно-структурного подхода (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков, В.Н. Носуленко); принципы субъектно-деятельностного (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский) и знаково-речевого (Л.С. Выготский) подходов; работы, раскрывающие общие закономерности перцептивной деятельности и полимодальности восприятия (Б.Г. Ананьева, В.А. Барабанщикова, Л.М. Веккера, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Ю.М. Забродина, А.В. Запорожец).
Целью нашей работы является выявление и уточнение особенностей полимодального восприятия у девочек и мальчиков предподросткового и подросткового возрастов. Объект данного исследования – полимодальное восприятие у обучающихся. Предмет исследования – особенности полимодального восприятия у девочек и мальчиков предподросткового и подросткового возрастов. Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки следующих задач: анализ психолого-педагогической литературы по проблемам полимодального восприятия у обучающихся; выявление особенностей полимодального восприятия у девочек и мальчиков предподросткового и подросткового возрастов; сравнение балльных значений модальностей в полимодальном восприятии у девочек и мальчиков предподросткового и подросткового возрастов.
Исследование проводилось на базе школы № 21 г. Иркутска. выборка исследования включала 132 респондентов-школьников в возрасте от 10 до 16 лет (66 респондентов, обучающихся в 5-м классе: 33 девочки и 33 мальчика и 66 респондентов, обучающихся в 9-м классе: 33 девочки и 33 мальчика).
Для решения исследовательской задачи была использована методика выявления особенностей полимодального восприятия, которая разработана на основе теоретической модели чувственной перцепции Т.Н Бандурки. При обработке данных исследования были использованы методы описательной (дескриптивной) статистики, критерий U Манна–Уитни и χ2 критерий Пирсона.
Гипотеза исследования: мы предположили, что чувственное восприятие у девочек и мальчиков предподросткового и подросткового возраста не различается. Для проверки достоверности различия мы сформулировали рабочие гипотезы. Гипотеза H0: уровень балльных показателей полимодального восприятия девочек и мальчиков предподросткового возраста не отличается от уровня балльных показателей полимодального восприятия девочек и мальчиков подросткового возраста. Гипотеза H1: уровень балльных показателей полимодального восприятия девочек и мальчиков предподросткового возраста отличается от уровня балльных показателей полимодального восприятия девочек и мальчиков подросткового возраста.
Анализ и обсуждение, полученных результатов. Исследование особенностей чувственного восприятия предподросткового возраста: наибольшие балльные значения у девочек – зрительной и обонятельной модальностей, наименьшие – гаптической, висцеральной и слуховой модальностей восприятия. У мальчиков наибольшие значения у зрительной, вкусовой и обонятельной модальностей восприятия, наименьшие – у висцеральной и слуховой модальностей восприятия. У подросткового возраста: наибольшие балльные значения у девочек – зрительной и обонятельной, наименьшие – у кинестетической и слуховой модальностей восприятия; наибольшие балльные значения у мальчиков – зрительной и обонятельной, а наименьшие – у висцеральной и слуховой модальностей восприятия.
Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее развиты в данной выборке зрительная и обонятельная модальности восприятия, а наименее слуховая, что говорит о том, что в учебной деятельности обучающиеся совсем не умеют слушать своих одноклассников и учителей.
Исследование предпочтений модальностей восприятия у обучающихся предподросткового возраста: наиболее предпочитаемые модальности – зрительная у 40%, обонятельная – 23%, кинестетическая – 15%; наименее предпочитаемые или ресурсные у гаптической и слуховой по 1% соответственно. Исследование предпочтений модальностей восприятия у обучающихся подросткового возраста: наиболее предпочитаемые – зрительная у 33%, обонятельная – 19%, вкусовая – 11%; наименее – 1 % обучающихся.
Результаты исследования предпочтения модальностей восприятия показывают, что для данной выборки характерно зрительно представленная информация, что говорит нам о том, что у подростков в восприятии окружающей действительности на первый план выступают зрительные образы, картины, прежде чем войти в аудиторию они хорошо просмотрят ее, только потом займутся делом.
Изучение групповых тенденций в полимодальном восприятии у обучающихся позволяет сделать вывод о том, что нельзя утверждать о безусловном предпочтении зрительной модальности восприятия, так как восприятие ситуативно и предпочтения определенных модальностей может изменяться в соответствии с целью жизнедеятельности, деятельности и общения.
Для сравнительного анализа чувственного восприятия у девочек и мальчиков предподросткового и подросткового возраста были использованы критерии U Манна–Уитни и χ2 Пирсона. Сравнивались балльные значения модальностей восприятия у мальчиков предподросткового и подросткового возраста, а также у девочек предподросткового и подросткового возраста.
Критерий U Манна–Уитни (критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного) показал, что подтверждается гипотеза H1: уровень балльных показателей полимодального восприятия у девочек и мальчиков предподросткового возраста отличается от уровня бальных показателей полимодального восприятия у девочек и мальчиков подросткового возраста. Критерий χ2 Пирсона (предназначен для сопоставления двух эмпирических распределений одного и того же признака) выявил, что χ2Эмп превышает критическое значение, что доказывает: расхождения между распределениями статистически достоверны, подтверждается гипотеза Н1.
Проведенное исследование позволило выявить особенности полимодального восприятия у девочек и мальчиков предподросткового и подросткового возрастов. Анализ данных исследования позволяет сделать вывод о различиях в чувственном восприятии девочек и мальчиков предподросткового и подросткового возраста, что, думается, необходимо учитывать преподавателям в учебном процессе.
Литература
- Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1982. С. 9–31.
- Бандурка Т.Н. осознание собственного полимодального восприятия у студента как путь развития его субъектности и понимания им своих духовно-нравственных истоков // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 59–66.
- Бандурка Т.Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания. Иркутск: Оттиск, 2005.
- Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. М.: Когито-Центр–Высшая школа психологии, 2006.
- Запорожец А.В., Зинченко В.П. восприятие, движение, действие // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1982. С. 50–79.
Комментарии
Добавить комментарий