В.А. Столярова Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга
В статье представлены варианты психологических индикаторов продуктивной актуализации социогуманитарных понятий в ходе оценки ситуаций социальной значимости представителями современной студенческой молодежи. Выявлены два варианта психологических индикаторов продуктивной актуализации социогуманитарных понятийных структур: «индикаторы семантического поля понятия» и «индикаторы области компетенции понятия».
The article presents the variants of psychological indicators of productive actualization of socio-humanitarian concepts in the course of assessing the situations of social significance by representatives of modern student youth. Two variants of psychological indicators of productive actualization of socio-humanitarian conceptual structures are revealed: "indicators of the semantic field of the concept" and "indicators of the sphere of competence of the concept".
Ключевые слова: продуктивная актуализация понятия, понятия права, психологические индикаторы продуктивной актуализации понятийных структур, семантическое поле понятия, область компетенции понятия, контекст ситуации социальной значимости, личный опыт интерпретации значимых социальных ситуаций.
Keywords: productive actualization of the concept, concepts of law, psychological indicators of productive actualization of conceptual structures, semantic field of the concept, the field of competence of the concept, the context of the situation of social significance, personal experience of the interpretation of significant social situations.
С общепсихологической точки зрения в структуре индивидуального сознания социально значимые понятия, раскрывающие специфику конкретных жизненных ситуаций, формируются и развиваются, включаясь в систему разнообразных логико-семантических связей и отношений посредством умственных действий, операций. В ходе непосредственной оценки социальных ситуаций у индивидов отслеживаются определенные варианты психологических индикаторов продуктивной актуализации социогуманитарных понятий, задействованных в извлечении контекста значимых социальных ситуаций.
Задачами настоящего исследования стало описание вариантов психологических индикаторов продуктивной актуализации понятий права из контекста ситуаций, имеющих правовой «вес».
Эмпирическую базу исследования составили 209 человек (девушки – 109 человек (52%), юноши – 100 человек (48%). Возрастной диапазон испытуемых 17-19 лет, все они являлись студентами вторых курсов дневных отделений (исторического и инженерно-педагогического факультетов) Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского и Калужского филиала Российской правовой академии. На этапе разработки и апробации диагностического инструментария приняло участие 110 человек, 99 человек – в основной части эмпирического исследования.
В качестве семантических единиц, посредством которых индивидами извлекается содержание социально значимых ситуаций, были взяты понятия: «норма права» и «степень общественной опасности». В целом, правовая система общества представляет собой систему, в которой «норма права» является социальным регулятором базовых моделей поведения граждан, а «степень общественной опасности» рассматривается как мера оценки допущенных индивидом неправомерных вариантов поведения [Абрамов 2006; Гайворонская 2001; Петрушев 2004].
Диагностическим инструментом определения продуктивности актуализации понятий права с целью извлечения содержания из контекста ситуаций социальной значимости стало ситуационное тестирование. Задания авторских ситуационных тестов «Нарушение норм» и «Столкновение норм» моделировали контекст, релевантный социально значимым ситуациям, остро дискутируемым современными студентами: сохранение жизни и здоровья; свободы, чести и достоинства личности; противоправные действия в отношении членов семьи и несовершеннолетних; собственности; преступления в сфере экономической деятельности и компьютерных технологий; действия против военной службы; порядка управления; общественной безопасности.
Методика «Нарушение норм» была направлена на изучение особенностей извлечения содержания из информационно-обедненного и непротиворечивого контекста социальных ситуаций. Причины, условия, возможные последствия нарушения норм права, конкурирующий аспект, предполагающий возможность морального оправдания героев, в них не указывались. Испытуемым давалась следующая инструкция: «В повседневной жизни зачастую мы являемся очевидцами или участниками различных ситуаций и от нас требуется их осмысление, интерпретация, оценка. Вам будет предложен следующий перечень ситуаций. Определите, включала ли каждая конкретная ситуация нарушение норм уголовного права или норм морали. Оцените также степень тяжести выявленного Вами нарушения норм по 13-балльной шкале: 0 баллов – отсутствие тяжести нарушения, 13 баллов – максимальная степень тяжести нарушения. Всего таких ситуаций предлагалось сорок.
Дадим описание примера верного хода размышления испытуемых над заданием ситуационного теста «Нарушение норм».
Так, студентам необходимо представить, что в повседневной жизни они столкнулись с оценкой следующей правовой ситуации. Пётр создаёт и распространяет в сети Интернет опасный компьютерный вирус. Конкретная ситуация моделирует уголовное правонарушение средней степени тяжести в сфере компьютерной информации в соответствии со статьёй 273 УК РФ и несоблюдение такой нормы морали как активная гражданская позиция. Далее представителям студенческой молодежи следует определить, произошло ли в данном случае нарушение норм права, морали, и оценить возможную степень общественной опасности поведения. Адекватный вариант оценки представленной ситуации возможен в ходе осуществления следующих рассуждений. Создание и распространение компьютерных вирусов в информационных и социальных сетях не является эталоном образца приемлемого социального поведения. Сфера компьютерной информации подвергается правовой регуляции, таким образом, в рамках конкретной ситуации представлено не только отступление от норм социального взаимодействия, но и от общих положений, принципов правовых отношений, которые регламентируют эти нормы. Испытуемый может прийти к заключению, что в данной задаче описывается нарушение как нормы права, так и нормы морали.
Несмотря на то, что ситуация характеризуется информационной неопределённостью, в ответах испытуемого не должно быть признаков трансформации её контекста. Вопрос о степени общественной опасности противоправного деяния должен быть решён следующим образом. Каждый объект правовой сферы обладает социальной значимостью. Противоправные действия в отношении приоритетных социальных образующих характеризуются наибольшей степенью общественной опасности. В сфере действия права наивысшими ценностями являются – жизнь и здоровье гражданина, конституционный строй и безопасность государства, поддержание, сохранение мира и безопасности человечества. Помимо социальной значимости объектов необходимо учитывать общие масштабы ущерба в ходе реализации правонарушения. Последствия создания и распространения в сети Интернет нового опасного компьютерного вируса достаточно ощутимы, но не сопоставимы по степени социальной значимости и масштабам с более серьёзными правонарушениями. Таким образом, выбранная испытуемым оценка должна располагаться в диапазоне от 3 до 5 баллов.
Ситуационный тест «Столкновение норм» включал пятнадцать ситуаций нарушения норм уголовного права и морали. Задания моделировали социальные ситуации с информационно-насыщенным и противоречивым контекстом. В каждом случае непосредственно указывались причины, условия, возможные последствия нарушений. Каждая из представленных на рассмотрение ситуаций моделировала явление морально-правового конфликта. Формулировка задания, предлагаемая испытуемым, аналогична инструкции ситуационного теста «Нарушение норм».
Как и в предыдущем варианте ситуационного теста «Нарушение норм», правильные рассуждения испытуемых имеют следующие логические основания: во-первых, социально нежелательное поведение, реализуемое на уровне неформальных, межличностных, дружеских отношений, не является предметом правового регулирования, во-вторых, не всегда внешние условия жизни главных героев выступают объективными обстоятельствами уменьшения меры их виновности.
В ходе извлечения социогуманитарного предметного содержания из контекста социально значимых ситуаций у испытуемых были выявлены следующие варианты психологических индикаторов продуктивной актуализации понятий права: «индикаторы семантического поля понятия» и «индикаторы области компетенции понятия».
Раскроем специфику «индикатора семантического поля актуализируемого понятия». Термин «норма права» является семантически простым понятием, так как его содержание представлено незначительным количеством существенных признаков [Филлмор 1975; Мартинович 1990, 1993; Чуприкова 2001]. В заданиях ситуационных тестов студентам требуется распознать исключительно неправомерность действий одного из участников социального взаимодействия. Содержание понятия «норма права» ориентирует испытуемого на распознание в контексте ситуации возможного отступления от социально желательного или социально одобряемого правового норматива. Все существенные поведенческие аспекты индивидов, представленные в ситуации, следует анализировать и оценивать с позиции возможности ущемления законных прав и интересов. Примечательно, что этот вариант ошибок встречается, как правило, в информационно-обедненном контекста ситуационного теста «Нарушение норм» (11% испытуемых).
Второй вариант психологических индикаторов продуктивности актуализации социогуманитраных понятийных образований – «индикаторы области компетенции актуализируемого понятия». Приведем следующие примеры, с одной стороны, понятие «норма права» достаточно продуктивно распознаётся испытуемыми в информационно-насыщенном контексте ситуационного теста «Столкновение норм». Подтверждая положение о том, что оценка ситуаций социальной значимости требует обращения индивида к анализу множества внутренних существенных признаков их содержания. В то же время было установлено явление «целенаправленного соскальзывания мышления» испытуемых. В ходе оценки заданий ситуационного теста «Столкновение норм» представители современной студенческой молодежи склонны оправдывать неправомерные действия участников социального взаимодействия стечением неблагоприятных жизненных обстоятельств, переживанием возрастных и социально-экономических кризисов. Этому способствует сама структура методики. Испытуемые целенаправленно не указывали нарушение норм права (35% выборки). Умственные действия и операции студентов реализуются на основе морального содержания рассматриваемых ситуаций, весь процесс их мыслительной деятельности направлен на поддержание развития и формирования оправдательной позиции в отношении главных героев ситуационного теста.
С другой стороны, указанная разновидность психологических индикаторов продуктивной актуализации социогуманитарных понятий была отмечена в случае выполнения испытуемыми заданий ситуационного теста «Нарушение норм» (87%). Понятие «степень общественной опасности» является сложным по составу признаков и логических связей семантического поля [Филлмор 1975].
Его содержание тесно соотносится с целым рядом правовых категорий, и прежде всего, таких, как «правовая система общества», «правовая регуляция», «законность», «правопорядок». Семантическая сложность понятия «степень общественной опасности» неправомерного поведения отражает меру социального ущерба, вреда, который может быть нанесён индивидом в ходе реализации им конкретного поступка в рамках правового поля. Логико-семантическая активность испытуемых в случае анализа контекста социальной ситуации с позиции указанного понятия предполагает активный поиск ими информации с точки зрения общепризнанной социальной значимости объектов, их ценности и приоритетности (незначительной, умеренной или высокой). Информационно-обедненный контекст ситуационного теста «Нарушение норм» задает общее направление мыслительной деятельности студентов, нацеленное на поиск даже несущественных ориентиров оценки поведения участников описываемых ситуаций, и преодоление «информационного дефицита». Сталкиваясь в ходе осуществления мыслительного процесса с существенными трудностями преодоления информационной недостаточности заданий диагностической методики, испытуемые вынуждены трансформировать, домысливать их содержание. В качестве мыслительной опоры поиска ими варианта решения в этом случае выступает их уникальный индивидуальных опыт оценки и интерпретации ситуаций, имеющих правовой «вес». Умственные действия и операции студентов реализуются на основе здравого смысла, прежде всего, личного опыта интерпретации и анализа подобных жизненных ситуаций. В целом, можно говорить о том, что наблюдается подмена сферы, области актуализации социогуманитарных понятий.
Обобщая вышесказанное, можно прийти к следующим выводам. В ходе непосредственной оценки социальных ситуаций у представителей современной студенческой молодежи отслеживаются два базовых варианта психологических индикаторов продуктивной актуализации социогуманитарных понятий: «индикаторы семантического поля понятия» и «индикаторы области компетенции понятийного образования». «Индикаторы семантического поля актуализируемого понятия» указывают на успешность владения испытуемыми непосредственным содержанием, количеством существенных признаков актуализируемой понятийной структуры. «Индикаторы области компетенции актуализируемого понятия» позволяют определить возможности понимания индивидами сферы действия, области применения конкретной социогуманитарной понятийной структурной единицы индивидуального сознания.
- Абрамов А.И. Понимание функции права // Журнал российского права. 2006. № 2. С.71-83.
- Гайворонская Я.В. К вопросу о поминании правовых и юридических норм // Правоведение. 2001. № 3. С. 39-45.
- Мартинович Г.А. Типы вербальных связей и отношений в ассоциативном поле // Вопросы психологии. 1990. №2. С. 143-146.
- Мартинович Г.А. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента // Вопросы психологии. 1993. №2. С. 93-99.
- Петрушев В.А. Многозначность текста нормативно-правового акта и единообразие его толкования //Академический юридический журнал. 2004. №1. С. 9-14.
- Чуприкова Н.И. Строение и развитие сложной логико-семантической системы понятий, складывающейся вокруг понятия «дерево» // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 86-100.
- Fillmore Ch. Types of lexical information // Semantics: an interdisciplinary reader in philosophy, linguistics and psychology. Cambridge. 1975. pp. 370392.
Комментарии
Добавить комментарий