Особенности проявления трудностей в развитии одаренных дошкольников

БЕЛОВА Елена Сергеевна, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, г. Москва.

Образовательное пространство современного мегаполиса открывает большие возможности для развития детских способностей и дарований уже в дошкольном возрасте, а иногда и ранее. Часто родители, оказываясь перед широким выбором занятий для малышей (в дошкольных учреждениях, центрах детского творчества, театральных, художественных, музыкальных студиях, спортивных секциях), а также развивающих игр, игрушек, красочно иллюстрированных книг, материалов для творчества стремятся максимально использовать все ресурсы для развития сына или дочери.

Высокий творческий потенциал как основа детской одарѐнности может проявиться достаточно рано, на этапе дошкольного детства, когда идѐт активное формирование всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности [1, 2, 5, 10].

Признаки одарѐнности у ребѐнка-дошкольника радуют родителей и педагогов и нередко способствуют появлению больших надежд и ожиданий в отношении дальнейшего, как полагают взрослые, стремительного и успешного развития малыша. Однако в действительности часто раскрытие творческого потенциала дошкольника бывает сопряжено с возникновением трудностей в его развитии.

Опережение в формировании интеллектуальной сферы, творческих способностей может сочетаться с относительно медленнее проходящим формированием аффективной, социальной, моторной сфер. Сталкиваясь с проявлениями неравномерности развития одарѐнного дошкольника, обнаруживая слабые его стороны, взрослые, не только родители, но и педагоги нередко начинают сомневаться в его дарованиях. Перед ними встаѐт вопрос: что же делать? Возникает дилемма: продолжать дальше стимулировать развитие одарѐнности или всѐ внимание уделить преодолению трудностей. Чаще всего, как показывает практика, творческие проявления неординарного дошкольника перестают радовать взрослых, оцениваться ими по достоинству, подчас даже нивелируются. И из-за трудностей в развитии такой ребенок может даже попасть в число неуспешных. Творческий потенциал может быть загублен на любом этапе развития, отмечал А.М. Матюшкин [2]. В связи с этим проблема трудностей в развитии одаренных детей, в том числе дошкольного возраста, является одной из актуальных и значимых в современной психологии и педагогике.

Диссинхронии и трудности в развитии одаренных неоднократно становились предметом исследований [3, 4, 6, 8], однако в основном изучались дети школьного возраста, в отношении дошкольного периода данная проблема изучена крайне мало.

Проведенное исследование было нацелено на выявление и анализ трудностей развития одарѐнных детей дошкольного возраста. В ходе исследования решались следующие задачи: выявление одаренных дошкольников; выделение и описание трудностей их развития; составление классификации трудностей. В теоретической основе исследования определяющими являлись концептуальные идеи об одаренности А.М. Матюшкина (концепция «Творческая одаренность») [2], Е.И. Щеблановой (структурно-динамическая модель одаренности) [7].

В обследовании участвовало 230 детей в возрасте 5-6 лет. Они посещали детские дошкольные учреждения города Москвы.

Исследование включало два этапа: на первом этапе проводилась диагностика творческого потенциала всех дошкольников для выявления детей с высоким творческим потенциалом, которые составили группу одаренных; на втором этапе осуществлялось комплексное изучение особенностей и трудностей развития дошкольников выделенной группы.

Комплект диагностических методик включал: Фигурный тест творческого мышления Е.П.Торренса / форма А (адаптация для дошкольников Е.С. Беловой и Е.И. Щеблановой), методику экспресс-диагностики интеллектуальных способностей / МЭДИС, форма А (Е.И. Щебланова, И.С. Аверина, Е.Н. Задорина); Прогрессивные матрицы Дж.Равена (цветной вариант); методика «10 слов» для диагностики памяти; тест «Корректурная проба» для определения уровня концентрации внимания; методика диагностики речевого развития дошкольника (М.А. Поваляева); модифицированная методика Дембо-Рубинштейн для изучения самооценки; анализ продуктов творческой деятельности дошкольников (рисунков, поделок, др.) и их экспертная оценка; Фильм-тест Р. Жиля для выявления особенностей отношений ребенка с окружающими, характеристик его личности; «Рисунок человека», «Два домика». Проводилась статистическая компьютерная обработка данных.

Кроме того, была разработана и применена анкета для изучения мнения родителей и педагогов относительно изучаемых аспектов развития детей: а) способностей, дарований; б) трудностей развития. Составлена и применена схема наблюдения за дошкольниками в процессе занятий и игр, позволяющая прослеживать динамику раскрытия детской одаренности и фиксировать проявления трудностей. В итоге были составлены подробные характеристики развития каждого обследованного ребенка из отобранной на 1 этапе группы детей с высоким творческим потенциалом (N=30), явившиеся основой для экспериментальной разработки классификации трудностей развития одаренных дошкольников.

Анализ трудностей одаренных детей проводился с позиций многомерности, динамичности и содействия их преодолению на этапе дошкольного возраста, что позволило выделить два основных аспекта при разработке классификации трудностей: 1) структурно-содержательный: определялась сфера или область проявления трудностей, их виды, наличие и степень их сопряженности; 2) динамический: определялось время (этап) появления, частота, сила проявления, время (этап) преодоления (исчезновения).

Таким образом, трудности развития одаренных дошкольников были классифицированы по следующим признакам:

1.1 сфера/область развития: физическая, эмоционально-личностная, когнитивная, социальная;
1.2 виды (в зависимости от конкретной формы проявления в каждой сфере);
1.3 сопряженность: трудность выявлялась во взаимосвязи с другими трудностями /или фиксировалось отсутствие связи;
2.1 время появления (младенчество, ранний, средний, старший дошкольный возраст);
2.2 частота проявления (иногда, часто, всегда);
2.3 сила проявления (слабо, средне, сильно);
2.4 время преодоления (младший, средний, старший дошкольный возраст, др.).

В процессе анализа выявлены различные виды трудностей, например: в физической сфере – трудности пространственной координации движений, выполнения тонких движений руки (при рисовании карандашом, лепке, письме), повышенная подвижность; в эмоционально-личностной сфере – трудности адекватного отношения к себе, другим, осознания и оценки себя, других, трудности овладения навыками организованного поведения; в когнитивной сфере – трудности концентрации внимания, овладения навыками правильной и четкой речи, навыками чтения, составления рассказа; в социальной сфере – малообщительность, трудности освоения навыков активного слушания, не перебивая собеседника, трудности выполнения правил совместных игр.

По результатам анализа у большей части одаренных дошкольников (60%) обнаружены сопряженные трудности (две и больше), часто встречались сопряженные речевые трудности и трудности концентрации внимания.

Анализ динамического аспекта трудностей является очень значимым при изучении развития одаренных детей дошкольного возраста, так как в этот период развитие идет очень быстрыми темпами, стремительно происходят изменения. При освоении новой деятельности, нового знания одаренный ребенок, как и сверстники, сталкивается с определенными трудностями и, постепенно продвигаясь в освоении, преодолевает их.

Следует отметить, что у неординарного ребенка обнаруживаются и особые трудности, которые в определенном смысле являются как бы продолжением или другой стороной его дарования. Рассмотрим примеры. Учится быстро/легко: быстро запоминает и понимает основную информацию, но на занятии со сверстниками ему быстро становится скучно, не хочет заучивать, начинает отвлекать других, постепенно может даже стать неуспешным. Раньше сверстников может освоить навык чтения, с интересом читает, ходит в библиотеку, но может забывать или не хотеть выполнять другие важные действия, обязанности. Имеет склонность к перфекционизму: стремится к высоким результатам и добивается их, но проявляет нетерпимость к ошибкам, выражает недовольство получаемыми результатами, не желает переключаться на новое (дело, занятие). Много знает, готов к быстрому ответу, но сопротивляется повторениям. Творческий, любопытный, проявляет много интересов: задает вопросы, увлекается идеями, но может быть непоследователен, неорганизован. Предпочитает более старших друзей: мудрый не по годам, но в группе сверстников может оказаться в изоляции, быть неправильно ими понятым.

Некоторые исследователи выделяют среди отличительных характеристик высокоодаренных и творческих детей способность к сверхвозбуждению [9]. Интенсивность ее проявления обусловливает характер и выраженность трудностей саморегуляции: чем сильнее проявляется эта способность, тем выше раздражительность, агрессивность, гиперактивность. При этом сам ребенок тоже очень переживает из-за своей эмоциональной нестабильности, сильной восприимчивости.

Уникальность одаренных детей часто обусловливает их особую уязвимость, ранимость. Очень важно тактичное, уважительное, доброжелательное отношение к ним окружающих взрослых, вера в раскрытие детских дарований и преодоление возникающих трудностей.

Понимание и принятие взрослыми как сильных, так и слабых сторон развития одаренного дошкольника является необходимым условием поддержки его одаренности и гармонизации процесса формирования его как творческой личности. Исследование было проведено при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00741а.

Список литературы

  1. Белова Е.С. Психологические особенности одарѐнных детей дошкольного возраста // Материалы Челпановских чтений – 2010: Т.1. СПб.: Нестор-История, 2011. С.60-70.
  2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.
  3. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. М.: Когито-Центр, 2014. 132 с. 
  4. Петрова С.О. Психологические особенности одаренных подростков с разным соотношением вербальных и невербальных способностей // Психологическая наука и образование. 2009. № 2. С. 71-81. 
  5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. 440 с.
  6. Щебланова Е.И. Неуспешные одарѐнные школьники. М.: Бином. Лаборатория знаний. 2014. 245 с.
  7. Щебланова Е.И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте. Автореф.дис. …докт.психол.наук. М., 2006. 48 с.
  8. Able, Gifted and Talented Underachievers / Diane Montgomery (Editor). 2nd Ed. London: Wiley-Blackwell, 2009. 370 p.
  9. Probst B., Piechowski M. Overexcitabilities and temperament. In T.L. Cross, J.R. Cross (Eds.). Handbook for counsellors serving students with gifts and talents. Waco: Prufrock Press, 2011. Р. 53-73.
  10. Smutny J.F., von Fremd S.E. Differentiating for the Young Child: Teaching Strategies Across the Content Areas, PreK–3 (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Corwin, 2010. 280 p.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

12 апр 2016

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Белова, Е.С. Особенности проявления трудностей в развитии одаренных дошкольников // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всерос. науч.-практ. конф., Москва 12-13 апреля 2016 г., МГПУ / под ред. О.И. Ключко. – СПб.: НИЦ АРТ, 2016. – С. 82-85. – 0,3 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки