Развитие творческих способностей ребенка во внеурочной деятельности учителя-предметника

Разделы психологии: 

Лындина Лариса Владимировна, учитель ГБОУ Школа № 121.

Я являюсь учителем математики – науки, которая априори считается «точной» и далекой от творчества, и, по большому счету, это действительно так. При прохождении учебной программы во время уроков львиная доля времени уделяется непосредственно математическим аспектам: работе с числами, изучению формул и теорем, решению задач и уравнений. При таком плотном графике изучения материала и учитывая его специфику, времени и возможностей для развития творческих способностей практически не остается. Данный факт может негативно сказываться на вовлеченности учащихся в учебный процесс и проявлению к нему интереса, так как творчество является одним из сильнейших мотиваторов. Разумеется, при большом желании и хорошей успеваемости класса, иногда можно изыскать время для выдачи учащимся нестандартных задач, решение которых требует творческого подхода. Однако, использовать такой подход систематически и с высокой периодичностью, в условиях ограниченного времени на изучение основной учебной программы – проблематично. Именно поэтому внеурочная деятельность является настоящей «палочкой-выручалочкой» в развитии творческих способностей учащихся при изучении такого предмета, как математика.

Мне бы хотелось привести, в качестве примера, одно из мероприятий которое я готовила и проводила со своими учениками в рамках предметной недели. В этом году, мы подготовили и провели для учащихся 10-11 классов математический квест. Вначале я предложила учащимся 10-го класса собрать группу, которая будет готовить и проводить данное мероприятие. Начали мы с написания сценария. Данный сценарий описывал все конкурсы, которые мы придумывали вместе с ребятами, в нем были прописаны роли и обязанности ведущих, которые будут проводить конкурсы, был подробно продуман необходимый реквизит.

Процесс придумывания конкурсов был длительным, надо было соединить математическую составляющую с творческими заданиями, идей было много, но воплотить все было достаточно сложно, мы ограничены правилами техники безопасности, не можем использовать все помещения, сложно с материально-техническим обеспечением, забегая вперед, хочу сказать, что после проведения игры, где гостями была администрация школы, которая отметила, что стоит разработать мероприятие более масштабное, где задействовать больше школьных помещений, школьный двор. В результате были разработаны следующие задания для команд участников игры.

1 конкурс «лабиринт». Нами был построен лабиринт, который был составлен из школьной мебели и веревок. Команда получала карточку с математическим заданием, состоящим из 5 алгебраических выражений, значения которых надо было найти, если в ответе получалось положительное число, то двигаться надо было направо, если отрицательное-налево, если 0-прямо. В конце каждого ответвления лабиринтов участников ждала буква (букв было приготовлено в конце каждого ответвления по количеству команд участников), т.о., если команда правильно решила все задания, то пройдя по лабиринту , она получала правильную букву. Если нет, то полученная буква была неправильной.

2 конкурс «танцевальный». Командам выдавались карточки, где были заданы функции своими формулами. Участники должны были вспомнить форму графика данной функции и составить танец, изображая график руками, ногами и т.д. Все команды справились с этим конкурсом. Гости, ведущие и сами участники получили огромное удовольствие от данного конкурса, а все команды, кроме того получили правильную букву.

3 конкурс « темная комната». В кабинете, где был выключен свет и опущены жалюзи были спрятаны части квадратных уравнений. Уравнения были написаны на листах бумаги разного цвета и разрезаны на части. Перед входом в комнату команда выбирала цвет. Затем игроки должны были собрать все части уравнения, решить его и сказать свой ответ ведущим, если ответ был верным, то команды получали правильную букву, если нет, то неправильную букву, не зная об этом. В комнате участников ждали «сюрпризы»: то рука, неожиданно приклеивалась к створке шкафа, то глаза встречались с глазами маски, притаившейся в темном углу.

4 конкурс «поэтический». Командам предлагалось написать стихи, используя только числа и союзы в стиле В.В. Маяковского и А.С. Пушкина, большинство команд писали стихи произвольно, используя лишь ритм известных поэтов, но одна команда подошла к заданию очень ответственно, ребята написали несколько строк стихотворений и затем сделали своеобразный перевод на математический язык. Такой подход был отмечен дополнительным количеством очков. Все команды справились отлично и получили по правильной букве.

5 конкурс « удача». По количеству команд участников были подготовлены трехлитровые банки, которые были красиво завернуты в фольгу. Участники, не видя содержимое, должны были, прорвав фольгу, опустить руку в нее и достать букву, правильную или неправильную, как повезет. Банки имели разное наполнение: в одну банку мы положили воздушные шарики, наполненные водой, в другой была мокрая газета, в 3-ей – мука, а вот в четвертой, был наш главный сюрприз-клейстер , и там была правильная буква. Конкурс прошел очень весело.

По завершении всех конкурсов команды имели на руках 5 букв, надо отметить, что ни одна команда не собрала все правильные буквы. За все правильные буквы командам были начислены очки. Затем команды должны были угадать какое Слово пряталось за этими буквами. Участником было известно, что Слово относится к математике. С эти заданием справились все команды. За что тоже получили очки. Буквы скрывали за собой фамилию немецкого математика, физика ,астронома Карла Фридриха Гаусса.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

22 апр 2016

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Лындина Л.В. Развитие творческих способностей ребенка во внеурочной деятельности учителя-предметника // Проблемы творческого развития личности в системе образования: сб. науч. статей по материалам III всерос. науч.-практ. семинара, Москва, 31 марта 2016 г. / сост. А.В. Криницына. – М.: ФГБНУ ИХОиК РАО, 2016. – С. 105-107.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки