Перед современной системой высшего профессионального образования в России стоит задача подготовить компетентных специалистов, способных эффективно решать профессиональные задачи. Успешность ее решения будет определяться как педагогической и воспитательной средой вуза, так личностно, а именно направленностью студентов на освоение профессии. Важной задачей вуза в данных обстоятельствах является формирование и развитие активности обучающихся в освоении теоретических аспектов будущей трудовой деятельности и готовности к применению полученных знаний, умений, навыков в практике.
В контексте профессионального становления будущего специалиста на стадии обучения в вузе важная роль отводится именно развитию профессиональной мотивации, которая выступает как базовый компонент профессионально направленной личности и условие успешного выполнения деятельности. В данной сфере личности необходимо уделить внимание положительному отношению к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения и является внутренним движущим фактором развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
В эксперименте М. Н. Чарковой (2001, 2005) продемонстрировано влияние высокого уровня мотивации на оптимизацию когнитивных процессов, результатом чего является высокий уровень продуктивности испытуемых даже с низким уровнем мышления [8].
Именно внутренняя мотивация в исследованиях И.А. Васильева, О.В. Митиной и В.В. Кобанова значительно коррелирует с продуктивностью мыслительной деятельности человека по сравнению с внешней мотивацией, поэтому первостепенной задачей в период обучения является формирование внутреннего интереса к данной деятельности.
Сформированность профессиональной мотивации до поступления в вуз повышает успешность данной категории студентов, что доказано в эксперименте В.И. Ковалева [3]. В.А. Сластенин утверждает, что «профессиональная направленность предусматривает осознание студентами профессиональной необходимости углубленного изучения специальных дисциплин для успеш‑ ного и компетентного выполнения профессиональных функций» [7, с.406]. Активность студента в период освоения профессиональных компетенций обусловлена сформированностью системы мотивов, отношения к задачам, содержанию и объекту деятельности (В.Н. Мясищев), направленностью, которая проявляется в избирательности его деятельности (Б.Ф. Ломов).
На этапе обучения в вузе происходит преобразование мотивации, ценностных ориентаций учащейся молодежи, также содержание мотивов деятельности студентов усложняется, они ставят все более значимые для себя цели. В процессе профессиональной подготовки возможен «кризис профессионального выбора», который может быть преодолен сменой учебной мотивации на социально-профессиональную» [7, с.433]. А.К. Маркова отмечает, что изменение иерархии мотивов в осуществлении конкретной деятельности происходит индивидуально и зависит от личностных особенностей, организации деятельности и условий труда [5].
Важным обстоятельством изменений в мотивационной сфере является то, в какие общественные отношения включен человек и каким образом он их осознает [2].
Следует иметь ввиду, что любая деятельность является полимотивированной, то есть имеет в своей основе наличие определенных потребностей, которые могут быть удовлетворены только в конкретной деятельности. Например, среди мотивов профессионального выбора могут быть необходимость реализовать собственные способности, родительские установки, интерес к профессии, общественный престиж, полоролевые факторы и т.д.
Иерархия мотивов в процессе обучения меняется (М.В. Вовчик-Блакитная, Р.С. Вайсман, А.И. Гебос и др.), немаловажную роль при этом играет профориентационная работа (Е.А. Климов), организация производственной практики студентов (В.Д. Шадриков), а также возможность дальнейшего трудоустройства. Итак, социальные условия, созданные высшим образовательным учреждением, существенно влияют на мотивацию обучения студентов.
К А. Абульханова-Славская рекомендует учитывать то, что «мотивация, которая служит мобилизации человека в процессе деятельности, не находя подкрепления в этой деятельности, неизбежно приводит к личностным противоречиям, которые приобретают застойный характер и приводят к снижению его активности» [1, с.228].
Мотивы придают личностный смысл деятельности. Повышение эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов связано, прежде всего, с развитием их социально-ценных мотивов в соответствии с требованиями учебного заведения и будущей профессии. «мотивация как новое качество личностной активности связана со становлением личности субъектом деятельности, ее включением в общественно значимую деятельность. мотивация есть ценностно-динамическая сторона этого становления, способ организации всех уровней деятельности» [1, с. 332].
Профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности. A.A. Вербицкий и H.A. Бакшаева (2000) отстаивают позицию, что основой для развития профессиональной мотивации являются познавательные мотивы личности.
Развитие мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации [6]. Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития, потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности. мотивация человека наполняется профессиональным содержанием. Личность оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность.
Наивысшей эффективности в трудовой деятельности человек достигает тогда, когда профессия приобретает для него смысл. смысл определяется личностной значимостью профессии для человека, а для достижения успехов в профессиональной деятельности человек должен уметь «видеть» все новые смыслы профессии. Отсутствие такой способности приводит к потере интереса к работе и при малейших трудностях – к падению эффективности деятельности и удовлетворенности трудом [5].
Другое направление формирования мотивов студента связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. Традиционно в психологии выделяют две группы мотивов трудовой деятельности: внутренние мотивы, связанные с самим процессом труда, и внешние мотивы, находящиеся вне его содержания. В первом случае процесс труда доставляет человеку удовольствие и радость, активизирует личность на приобретение новых знаний и навыков, развитие профессиональных способностей. Во втором случае в качестве мотивов выступают значимые для личности факторы, например материальная выгода, социальное признание и т.д. На различных этапах профессионального развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивая наибольшую включенность субъекта в освоение и выполнение деятельности. В процессе овладения профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением себя как профессионала, что определяется наполнение личности обучающегося профессиональным содержанием [5].
Важную роль в формировании адекватного представления о профессии играет содержание профессионального обучения, в частности, соотношение между теоретической и практической его частью, то есть организация учебно-воспитательного процесса в учебном заведении определяет профессиональную мотивацию студентов.
Согласование внутренних и внешних факторов детерминации активности человека находит свое отражение в мотивации, которая определяет настоящую и будущую ситуацию, представленную в целях деятельности и средствах ее достижения [4].
Таким образом, профессиональная мотивация – это Направленность личности на реализацию конкретных побуждений человека, связанных с осознанным выбором профессии, ее осмысленным освоением и выполнением соответствующих ей обязанностей. В учебном процессе для того, чтобы студент являлся не только пассивным объектом и простым накопителем знаний, но и субъектом познавательной деятельности и активным ее участником, необходимо сформировать профессиональную мотивацию будущего специалиста, ведь во многом именно она является предпосылкой успешности и результативности профессиональной подготовки. Учитывая изменения современной системы образования, важной задачей психологии и педагогики высшего образования является дополнение научного понимания профессиональной мотивации, а также определение условий и путей ее становления к усвоению студентами профессиональной деятельности и компетенций, которые рассматриваются как характеристики профессионального развития, когда выпускник будет способен осуществлять самостоятельную профессиональную деятельность.
Литература
- К.А. Абульханова-Славская Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 336с.
- Б.Ф. Ломов. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1999. – 350с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука , 1988. – 191с.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312с.
- Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности: основы психологической концепции профессионализации. – Курск, 1991. – 130 с.
- Сластенин. – М.: Издательский дом Магистр-Пресс, 2000. – 488с.
- М.Н. Чаркова К вопросу психологического мониторинга качества развития когнитивных процессов в условиях высшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – №6. – С.54-55.