Инструментальная психотехника профилактики развития депрессивных расстройств у военнослужащих - участников боевых действий

Разработана общедоступная инструментальная психотехника профилактики развития депрессивных расстройств у военнослужащих - участников боевых действий

Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета

Известно (Щадрина И., 2014), что "депрессивные расстройства у комбатантов обусловливают их дезадаптацию в мирное время, что диктует необходимость обеспечения участников современных боевых действий психолого-психиатрической помощью как в период сразу после выполнения воинского долга, так и в отдаленном периоде". Новизной разработанной инструментальной психотехники редукции депрессивной симптоматики является реализация сочетанных полисенсорных приемов стимуляции приемами целенаправленного общедоступного активного музицирования, в форме формирования минорного звукоряда и барабанотерапии, на фоне тактильной, обонятельной и визуальной стимуляции, и самокоррекции индивидуального профиля межполушарной асимметрии.

Конструктивное оформление разработки реализовано (см. фото) в виде мягкой плюшевой игрушки–медвежонка, внутри которой размещены сенсоры, бесконтактное воздействие на которые рукой пользователя при поглаживании игрушки сопровождается замыканием их электрических контактов, коммутирующих включение генераторов различных мелодичных звуков портативного электронного музыкального синтезатора. Схемным решением разработки предусмотрена синхронизация поглаживания плюшевой игрушки с формированием  мелодичного минорного звукоряда, характерного для нежной и грустной музыки.

Экспериментально подтверждено (Таруффи Л., 2015), что минорные мелодии действуют на находящегося в депрессии человека, который находится в подавленном и депрессивном состоянии, как сопереживание, поддержка и дружеское внимание. Грустная музыка способствует «созданию пространства для размышлений и переоценки личностных переживаний» (Палмер С., 20150), что создает благоприятный психологический фон для успешной редукции депрессивной симптоматики при реализации комплекса как медикаментозных, так и немедикаметозных терапевтических мероприятий.

Техническое решение разработки характеризуется эффектом формирования минорных мелодий только при поглаживании плюшевой игрушки, что сопровождается сочетанной стимуляцией акустического, тактильного и визуального анализаторов. При этом реализуются антидепрессивные психотехники активного музицирования в форме общедоступного (независимо от наличия музыкальных навыков) воспроизведения мелодий, способствующих редукции депрессивной симптоматики. Тактильная стимуляция в форме поглаживания плюшевой игрушки и «плюшевых объятий» способствует формированию следующих, весьма значимых для успешной редукции депрессивной симптоматики, эффектов:

  • инициирования состояния психологического комфорта и душевной гармонии (Свит К., 2012);
  • снижения уровня тревоги,  нормализации показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений (Вистбакка И., 2007);
  • стабилизации эмоционального состояния, инициирования хорошего самочувствия и положительного отношения к окружающему миру (Филд Т., 2007);
  • отвлечения от психотравмирующих переживаний (Кооле С., 2015).

Конструктивным оформлением разработки предусмотрена также возможность активного музицирования  на фоне тактильного контакта («плюшевых объятий») с помощью пальцевого пружинного эспандера. Воздействие пальцами на подпружиненные штоки  эспандера сопровождается срабатыванием контактных сенсоров, включающих генераторы мелодичных звуков музыкального синтезатора, формирующего минорный звукоряд с антидепрессивным эффектом. Корпус эспандера армирован гальванической парой (Чаусовский Г.,2011), что наделяет его функцией целенаправленной одновременной гальванической и мышечной латеральной стимуляции зон афферентации полушарий головного мозга с целью достижения прогнозируемых психофизиологических откликов. Экспериментально подтверждено (Чуприков А., 1980), что левополушарная стимуляция способствует регрессии характерных для депрессий тоскливых и апатических компонентов в индивидуальном психоэмоциональном профиле.

Следует отметить, что ритмичное сжимание кистевого эспандера является общедоступным приемом осуществления умеренных физических нагрузок  Согласно результатам исследований (Herring М., 2013; Данилов А., 2014), умеренный физический тренинг способствует нейтрализации стресса и уменьшению уровня депрессии.

Экспериментально подтверждено (Плат М., 2013; Свит К., 2014; Джеймс Д., 2014), что «плюшевые объятия» способствуют снижению концентрации стрессового гормона кортизола и инициированию состояния душевного комфорта, что весьма важно для формирования благоприятного для успешной комплексной терапии депрессивных состояний психологического фона. При этом Визуализация плюшевой игрушки, которая воскрешает в памяти приятные моменты из детства, вносит дополнительную психологическую компоненту в аутопсихотерапию депрессивного состояния. Экспериментально (путем использования магнитно – резонансной томографии) подтверждено (Карл А., 2014; Nittоno Х., 2015) подтверждено, что Визуализация и поглаживание плюшевых игрушек способствует снижению активации области головного мозга (миндалевидного тела), определяющей реакцию на психотравмирующие факторы. Конструктивным оформлением разработки предусмотрена фиксация на лапках плюшевого медвежонка тактильных сенсоров, коммутирующих электрические цепи включения генераторов звуков барабана. Это позволяет после прослушивания звуков минорного лада, способствующих редукции депрессивной симптоматики, мягкими соударениями лапок плюшевого медвежонка по телу пользователя при «дружеских объятиях» мягкой игрушки, реализовывать повышающие жизненный тонус антидепрессивные эффекты барабанотерапии.

Согласно результатам исследований (Клифт С ., 2010; Bitmann В., 2011; Эрккила Я., 2011) активное музицирование в форме игры на барабане способствует редукции депрессивной симптоматики. Игра на барабане является эффективным приемом отвлечения от стрессогенного стиля мышления и профилактики формирования стресс-реакций (Ли С., 2009), являющихся инициирующими факторами развития депрессивных расстройств.

Приемами разработки предусмотрена ароматизация игрушки эфирным маслом с антидепрессивным эффектом, например эфирным маслом герани розовой, способствующим повышению жизненного тонуса и работоспособности.

Таким образом, предложенная разработка, реализующая принцип сочетанной полисенсорной стимуляции и аутопсихотерапии, расширяет возможности повышения эффективности использования немедикаментозных методов в комплексной терапии депрессивных расстройств у военнослужащих - участников боевых действий, что имеет существенное медико – социальное значение, т.к. у 46,5% комбатантов наблюдается социально-психологическая дезадаптация (Лыткин В.М., 1998).

Разделы психологии: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки