Добавить комментарий

Воспитание детей

Воспитание детей

В данной статье мне хотелось бы уделить внимание проблемам личности взрослого человека, которые могли быть обусловлены особенностями его воспитания в детстве. Пока ребёнок ещё не умеет говорить и оперировать понятиями, он усваивает всё в виде образов, и эти образы порой остаются в его подсознании на всю жизнь. Именно поэтому важно, чтобы ребёнка окружало только то, что не будет его пугать или нести негативной окраски. Как правило, основы характера человека начинают закладываться ещё в раннем детстве. В это время ребёнок впитывает всю информацию, как губка - всё, что он видит, слышит и чувствует, является основой, на которой формируется его восприятие. Та атмосфера и условия, в которых воспитывается ребёнок, имеют решающее значение в формировании его личности. По мере взросления, ребёнок усваивает всё больше информации. В этот период у него начинают проявляться личные качества и особенности, которые делают его уникальным и неповторимым.

Очень часто взрослые, сами того не зная, подавляют проявления индивидуальности своего ребёнка и закладывают в него комплексы, которые мешают ему жить. В детстве каждый из нас, наверное, слышал от своих родителей фразы типа «веди себя прилично, а то, что о тебе люди подумают» или «у всех дети, как дети, а ты - как ни от мира сего». Рассмотрим сначала первую фразу. Её чаще всего произносят в общественных местах. Услышав её, хочется спросить: «Почему я должен бояться того, что подумают обо мне люди?» В данном случае речь идёт о людях, которые нас не знают - это могут быть прохожие на улице или в других общественных местах. Во-первых, никто ничего может и не подумать. Во-вторых, почему мнение посторонних людей должно быть важнее собственных эмоций? Теперь мне хотелось бы выделить главное. Родители обычно говорят эту фразу, чтобы успокоить ребёнка, если он ведёт себя плохо или выходит за рамки приличия. Но ребёнок воспринимает это так, что мнение окружающих ценится выше, чем его желания. Поэтому фразы, побуждающие ребёнка успокоиться, должны строиться таким образом, чтобы ребёнок сам оценивал своё поведение и делал из этого выводы. Например, если ребёнок показывает кому-то язык, можно спросить: «Если бы тебе кто-то показал язык, тебе было бы это приятно?» Также хотелось бы отметить, что ребёнок непременно должен проявлять активность и выплёскивать свою внутреннюю энергию. Необходимо давать ему эту возможность, но контролировать его поведение, чтобы он не вышел за рамки допустимых норм.

Теперь обратимся ко второй фразе. Сразу хотелось бы отметить, что самый верный способ зародить в ребёнке комплексы и неуверенность - начать сравнивать его с другим человеком! В этом случае он будет либо стремиться до уровня этого человека, чтобы угодить своим родителям, либо будет злиться, что кто-то лучше него. Но ребёнок должен осознавать и ценить свои личные качества и свою уникальность! Вместо того, чтобы подражать кому-то, будет лучше выработать у него собственную мотивацию сделать что-то. Можно превратить ребёнка в такого же, как все, и подавить его внутренние ресурсы, но потом очень сложно избавиться от стремления к «стадности» и высвободить свой потенциал. Каждый человек уникален и важно сохранить эту уникальность. Существует заблуждение, что как только человек начинает проявлять свою индивидуальность, он рискует стать изгоем в обществе. Это не так. Человек может находиться и взаимодействовать с другими людьми, но при этом оставаться самим собой. Дети воспринимают информацию совершенно иначе, чем взрослые. Поэтому родителям стоит задуматься о том, что они говорят своему ребёнку и какие, всвязи с этим, могут быть результаты.

Последствия воспитания на подобных фразах для ребёнка могут быть разными. Во взрослой жизни он может стать человеком, который будет бояться всего нового, будет консервативен и замкнут в себе. А может быть и наоборот: он станет антисоциальной личностью, пытаясь таким образом избавиться от заложенного в него воспитания. А на кого-то эти фразы вообще не окажут никакого влияния. Здесь всё зависит исключительно от характера и темперамента человека.

Далее мне хотелось бы обратиться ещё к одной особенности воспитания детей, которая может вызвать резонанс во взрослой жизни. Здесь речь пойдёт о подростковом возрасте. В этот период некоторым родителям по-прежнему может казаться, что они контролируют жизнь своего ребёнка и имеют право ею распоряжаться. Но не стоит принимать решения за подростка, думая, что он не способен сделать это самостоятельно. Он уже сам начал понимать, чего он хочет, и любые попытки «привить» ему ваши желания, будут восприняты отрицательно. Приведу пример. Допустим, Ваш сын хочет быть врачом, а Вы считаете, что он должен стать юристом, потому что Вы - юрист. Почему Вы хотите, чтобы он повторил Ваш жизненный путь? Лучшее, что Вы можете сделать в данном случае, это рассказать ему о плюсах и минусах той или иной профессии. Вы можете предоставить ему информацию, поделиться жизненным опытом, выяснить, почему он хочет именно этого и готов ли он к тому, что ему предстоит. Но решение он должен принимать самостоятельно, иначе он всю жизнь будет винить Вас за выбор, который Вы ему навязали! В этом случае будет полезно обозначить подростку, что ответственность за свой выбор лежит на нём, но Вы всегда готовы помочь ему, если возникнут трудности. Хотелось бы отметить, что в подростковом возрасте детям важно самоутвердиться, почувствовать ценность своей личности. В моей практике был случай, когда отец хотел, чтобы его сын стал архитектором и буквально заставлял его выбрать именно эту профессию. При разговоре с сыном выяснилось, что он и сам хочет стать архитектором, но решил пойти учиться на педагога, чтобы доказать отцу, что он независим и свободен в своём выборе. Выходит, если бы отец не был так настойчив, то они оба остались бы довольны! Так что давление иногда может дать совершенно обратный эффект! Человек редко ценит то, что делается против его желания, даже если это что-то хорошее. Можно предложить кому-то свою помощь, но предоставить ему право отказаться от неё.

Далее хотелось бы отметить очень важную особенность человеческой психики. Как известно, помимо сознания, человек обладает ещё и подсознанием. В детстве многие вещи закладываются именно в подсознание. На основе этого формируется мировоззрение и мышление. В подсознании нет границ времени, поэтому даже то, что произошло много лет назад, может оказывать влияние на человека всю жизнь. Именно поэтому многим людям, обратившимся за помощью психолога, приходится работать именно с теми проблемами, зерно которых было посеяно ещё в детстве. Поэтому стоит более внимательно и ответственно относиться к воспитанию будущего поколения, чтобы из них выросли здоровые, успешные и счастливые люди!

Автор А. Переломов (психолог-консультант)

Разделы психологии: 

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки