Экзамен – способ проверки знаний или психологическое испытание?
В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются переживания. «Я ничего не помню, я не сдам этот экзамен!…» Эти слова достаточно часто слышат родители от своих детей. Экзамены, пожалуй, можно отнести к стрессовой ситуации, поскольку сдача экзаменов сопряжена с большим напряжением для организма школьников. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная ограничением двигательной активности, нарушение режима сна и отдыха, эмоциональные переживания - все это приводит к перенапряжению нервной системы, влияет на общее состояние организма.
По этому, очевидно, что перед педагогами и родителями стоит проблема сохранения нервно-психического здоровья школьников, в которой следует выделить два направления:
- создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовой ситуации;
- повышение функциональных возможностей, т.е. стрессоустойчивости организма.
В большинстве случаев, семья в силах оказать ученику помощь в преодолении затруднительных ситуаций, связанных со сдачей экзаменов. В экзаменационную пору родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители могут помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности. Если Вас очень беспокоит эмоциональное состояние ребенка, необходимо обратиться к специалисту - психологу.
Для поддержания работоспособности в период выпускных экзаменов необходимы совсем простые вещи: соблюдение режима труда, сна и отдыха, также дозированные физические нагрузки. Известно, что головной мозг способен интенсивно работать в среднем 8-9 часов в день. Каждые 45-50 минут работы необходимо устраивать 10-15 минутный перерыв, во время которого полезно будет подвигаться. Продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять около 2 часов в день, продолжительность сна не менее 8-8,5 часов. Хорошим способом восстановления работоспособности может служить даже небольшой по продолжительности дневной сон. Чтобы сон был крепким и полноценным, необходимо завершить занятия, особенно за компьютером, не менее чем за час до сна.
Питание в экзаменационную пору должно соответствовать нагрузке на организм. Интенсивная умственная деятельность сжигает массу калорий, примерно столько же, как и физическая. Принимать пищу нужно каждые 3-4 часа. Учитывая недостаточность витаминов и повышенную их потребность, имеет смысл включать в рацион питания витаминизированные продукты и витаминные препараты.
Ни для кого не является секретом, что успех в сдаче экзаменов зависит от того, насколько правильно организована подготовка. Любой материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если ребенок хорошо понимает, для чего он это делает. Использование различных методов запоминания, приемов рациональной работы с текстами учебников сокращают время, затраченное на работу информацией. С этими аспектами работы по подготовке к экзаменам учащиеся будут знакомиться в беседах и на классных часах.
Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:
- Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате: выпускник может не справиться со своими эмоциями;
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал;
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням (начать следует с наиболее сложных или плохо усвоенных);
- Во время выполнения тренировочных тестов приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять;
- Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе;
- Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок;
- Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга;
- Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
Во время тестирования обратите внимание своего ребенка на следующее:
- сначала пробежать глазами весь тест, чтобы оценить тип заданий, которые в нем содержатся;
- обязательно читать вопрос до конца для того, чтобы понять его смысл (многие учащиеся допускают излишнюю поспешность, - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если ребенок не знает ответа на какой-либо вопрос или не уверен в правильности своего ответа, лучше вопрос пропустить, чтобы потом к нему вернуться;
- если в течение отведенного времени ваш ребенок не нашел на него ответ, есть смысл положиться на интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.