Выступление на родительском собрании учащихся музыкальной школы
Выступление на родительском собрании учащихся музыкальной школы 5-7 классов.
Ваши дети учатся в музыкальной школе. А как же музыкальная школа на них влияет?
Во-первых музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить!
Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший - музыка; потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.
Музыкальные занятия развивают навыки общения или как их сегодня называют коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придется в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся сроков сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу» и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, Интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Музыкальные занятия в детстве — это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел — помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Ребенку-музыканту будет легче бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
Наукой доказана эффективность музыки в качестве стимулятора школьной успеваемости. Разнообразные исследования, выполненные в разных странах, показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом, т.к. музыкальные функции очень широко расположены в мозгу и обнимают все его зоны и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы.
Но подходя к подростковому возрасту в обучении могут возникать проблемы. Это связано с тем, что в подростковом возрасте происходит ряд психологических перемен которые являются закономерными: новые социальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства, появляется страх не соответствовать ожиданиям окружающих. То, что вчера привлекало, сегодня становится для них неинтересным. Поэтому даже если они сами захотели пойти в школу, то к подростковому возрасту они могут решить, что это им совсем не нужно, потому что на первый план в этом возрасте выходит общение. И вы, уважаемые родители, должны быть к этому готовы. Переходный период требует повышенной затраты ресурсов организма. В сочетании со сменой интересов это может привести к снижению учебной успеваемости. У младших подростков (10 лет) закономерно появляется повышенная утомляемость. Поэтому у них пропадает желание трудиться, потому что физически им тяжело. Поэтому необходимо выбирать нагрузки для ребенка по мере его возможностей. И выбрать такое сочетание занятий и кружков, которое не привело бы к переутомлению вашего ребенка.
И тут выбор зависит от каждого. Музыкальная школа не стремиться из каждого сделать выдающегося музыканта, но процесс обучения в музыкальной школе серьезный - это не кружок, это школа. В которой есть несколько предметов, которые с разных сторон открывают для ребенка музыку. И все они важны и нужны для музыкального образования, т.к. дополняют друг друга. Музыкальная школа требует достаточно времени и для домашней подготовки. Но в результате занятия музыкой учат детей трудиться и добиваться целей, а в дальнейшей жизни эти качества помогут. И для этого полезно закончить музыкальную школу как достижение одной из первых, важных и трудных целей. Это покажет ребенку что он может добиваться того, чего хочет, если будет трудиться.
Также ребенку полезно сталкиваться с препятствиями, чтобы оценить свои желания и возможности. Когда не существует рамок, подросток легко подвергает себя опасности. Он становится заложником сиюминутных желаний, вместо того чтобы учиться планировать свою жизнь. Родители духовно, телесно, финансово отвечают за здоровье и жизнь ребенка, и они должны ставить ограничения и контролировать ребенка - это вопрос безопасности и ответственности. Но также важно уметь находить компромиссы - для родителей это вопрос доверия к ребенку, а для подростка — сигнал о том, что у него есть тыл, где его всегда примут, поймут, простят и помогут. Что бы ни случилось, он должен чувствовать, что дома его любят - любого.
Как вы полагаете, может ли один и тот же ребенок быть одновременно самостоятельным и несамостоятельным, тихим, послушным и резко нарушающим правила поведения? Может, если речь идет о школе и доме. Как ни парадоксально, но бывает так, что ребенок дома умеет разогреть себе еду, следит за порядком в своей комнате, а в школе требует постоянной опеки педагогов: не может подготовиться к уроку, не слышит требований учителя, забывает что-либо сделать.
Именно, потому, что ребенок может быть разным, так важно нам, взрослым, иметь возможность видеть целостную картину поведения ребенка и на ее основании выработать общую схему взаимодействия с ним.
Особую остроту проблема объединения взаимодействия взрослых приобретает с началом подросткового возраста, когда дети пытаются отделиться от взрослых и отстаивать свою самостоятельность любыми средствами: грубостью, стремлением нарушить требования, отказом от каких-либо действий.
Перед нами встает задача не потерять нить доверия, понять ребенка. Для этого нужно увидеть его разным. Хотелось бы, чтобы в связи с этим общение школы и родителей было более активным, чтобы чаще инициатива исходила от заинтересованных родителей, даже если отсутствуют какие-либо острые, тревожащие проявления.
И мы надеемся на сотрудничество с вами и желаем вам успехов. Спасибо за внимание. До свидания.