Психотехника активации внимания водителя автомобиля на развитие предаварийных вибрационных процессов
Новая инструментальная психотехника активации внимания водителя автомобиля на развитие предаварийных вибрационных процессов
Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета
Известно, что около 20% причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП) связаны с техническими неисправностями автомобиля. При этом следует отметить, что происшествия из-за неисправностей автомобиля сопровождаются наиболее тяжелыми последствиями по сравнению с ДТП, возникшими по вине водителей и других участников движения, а также неудовлетворительного состояния дороги.
Одним из существенных психофизиологических аспектов рассматриваемой проблемы является перегрузка сенсорных каналов восприятия дорожной обстановки и формирование адаптации водителя автомобиля к генерируемым транспортным средством монотонным акустическим, вибротактильным и слуховым стимулам, что способствует повышению риска несвоевременного его реагирования на развитие предаварийных, в частности вибрационных, процессов в технических системах транспортного средства.
Одним из «критических сигналов» водителю о развитии предаварийных процессов в технических системах автомобиля является вибрация рулевого колеса. Несвоевременное реагирование водителя на этот вибротактильный сигнал может обусловить возникновение ДТП, т.к. причиной вибраций и стуков на рулевом колесе является следующий комплекс потенциально опасных технических неисправностей:
- ослабление крепления рулевого механизма;
- увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг и подшипниках ступиц передних колес;
- колесный дисбаланс;
- деформация ступицы колеса или других несущих элементов подвески автомобиля;
- дефекты тормозных колодок или дисков;
- неисправность подушек крепления двигателя или коробки передач;
Спорадический характер возникновения единичных стуков и вибраций на рулевом колесе очень часто остается вне сферы внимания водителя, а к систематическим вибрациям происходит адаптация, что, как уже отмечалось, повышает риск возникновения ДТП.
С точки зрения обеспечения минимизации риска возникновения ДТП из-за неудовлетворительного состояния технических систем автомобиля, практический интерес представляет создание инструментального портативного бортового средства, характеризующегося следующими функциональными возможностями:
- осуществления непрерывного автоматического мониторинга показателя динамики роста суммарного времени вибровоздействия на наиболее опасные, с точки зрения их активирующего влияния на инициирование аварийных процессов, технические узлы автомобиля;
- отражения контролируемого интегрального показателя вибрационного воздействия в удобной для зрительного восприятия в процессе управления автомобилем цифровой градации;
- своевременной активации внимания водителя на достижении предельно допустимых вибрационных нагрузок путем генерирования предупреждающего вибротактильного сигнального стимула, характеризующегося минимальным отвлечением водителя от управления автомобилем.
Для создания возможности получения водителем в реальном режиме времени управления автомобилем непрерывной информации об интегральном показателе вибрационного воздействия на рулевое колесо и автоматической сигнализации о недопустимости, с точки зрения риска возникновения ДТП, связанного с технической неисправностью технических систем, дальнейшей эксплуатации транспортного средства, автором разработан портативный бортовой дозиметр вибраций.
Конструктивная схема разработки реализована (см. фото) в виде фиксируемого на рабочем колесе автомобиля (или на любом другом техническим узле, длительное вибровоздействие на которого потенциально опасно с точки зрения развития аварийных процессов) миниатюрного пьезоэлектрического вибросенсора, включенного в цепь управления электромеханическим (часового типа) интегратором, снабженного цифровой шкалой и стрелочным указателем, и обеспечивающего непрерывную регистрацию показателя суммарного вибрационного воздействия на контролируемый технический узел транспортного средства. Электромеханический интегратор снабжен позиционным задатчиком порогового уровня контролируемого показателя, достижение которого в процессе непрерывного мониторинга вибрационных воздействий, сопровождается автоматическим включением вибротактильного стимула активации внимания водителя на развитие предаварийных вибрационных процессов.
Использование именно вибротактильного сигнализатора обеспечивает минимизацию отвлечения водителя от управления автомобилем и своевременное его реагирование на получаемую сигнальную информацию о развитии предаварийных процессов.
Таким образом, предложенная разработка ( стоимость конструктивного оформления которой не превышает 8 у.е.) создает предпосылки для повышения безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля за счет активации внимания водителя на развитии начальных стадий предаварийных процессов, несвоевременное реагирование на сигнальную информацию о показателях динамики интенсификации которых чревато возникновением ДТП с тяжелыми последствиями.