Инструментальная психотехнология информационно-предупредительного влияния на курильщика
Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), курение занимает 2-е место в списке причин преждевременной смерти и согласно прогнозам экспертов к 2030 году число жертв никотиновой зависимости вырастет до 8,3 млн.человек в год. Курение сокращает жизнь человека в среднем на 10 лет, причем табак убивает от одной трети до половины людей, которые его регулярно употребляют на протяжении 15 лет.
Согласно положениям Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе с табачной зависимостью, на каждой пачке табачных изделий должна быть графическая предупредительная информация и фотоиллюстрации, отражающие негативные последствия табачной зависимости.
На сегодняшний день более чем в 40 развитых странах мира на табачных изделиях размещают предупредительную текстовую и фотографическую информацию. Однако согласно результатам исследований в области определения эффективности пропаганды отказа от курения (Falk Е..2011), существует эффект привыкания курильщика к предупредительной визуальной информации, размещаемой на упаковке табачных изделий.
Экспериментально подтверждено (Страссер Э., 2012), что формирование сознательного отношения курильщика к смысловой направленности предупредительных надписей и рисунков на упаковках табачных изделий возможно только при условии активации внимания на визуализируемой информации в момент открывания пачки для извлечения очередной сигареты.
В настоящее время активация внимания на предупредительной информации на пачках сигарет осуществляется приемами её графического оформления (предупредительная информация о вреде курения наносится черными буквами на белом фоне и располагается в черной рамке на лицевой стороне пачки сигарет). Однако, как уже отмечалось, курильщик привыкает к наличию предупредительной текстовой информации на упаковке табачных изделий, что способствует снижению таких показателей её психологической эффективности, как запоминаемости, информативности и, самое главное, побудительности.
Новизной разработанной психотехнологии информационно-предупредительного влияния на курильщика является реализация инструментальных приемов, обеспечивающих повышение активации его внимания на смысловой направленности антитабачной текстовой информации (предупреждения о негативных последствиях курения) именно в момент открывания пачки для извлечения очередной сигареты.
Конструктивное оформление разработанной психотехнологии (см.фото) реализовано в виде сменного аппликатора многоразового использования, фиксируемого на пачке сигарет. Сенсор аппликатора в момент открывания курильщиком пачки сигарет включает закрепленный над предупредительной текстовой информацией на лицевой стороне упаковки табачного изделия миниатюрный светодиод ультрафиолетового спектра излучения. Предупредительный текст на пачке сигарет «КУРЕНИЕ УБИВАЕТ» предварительно покрывается бесцветным, оптически прозрачным фотохромным лаком, что обеспечивает яркую флуоресценцию в ультрафиолетовом свете надписи - предупреждения в момент извлечения очередной сигареты. Тем самым обеспечивается повышение активации внимания курильщика на яркой флуоресцирующей текстовой предупредительной информации о негативных последствиях курения. Это создает предпосылки для нейтрализации формирования нежелательных психологических эффектов привыкаемости и игнорирования смысловой направленностью текстовой антитабачной рекламы, наносимой на упаковки табачных изделий.
С учетом того, что среднестатистический курильщик достает сигарету из пачки около 7,5 тысяч раз за год, инициируемая приемами разработки Визуализация, при извлечении каждой очередной сигареты, яркой флуоресцирующей предупредительной текстовой информации о негативных последствиях курения способствует формированию на сознательно – подсознательном уровне негативного отношения к никотиновой зависимости.
Техническое решение разработки обеспечивает также возможность сознательного нанесения курильщиком на лицевой стороне пачки сигарет фотохромным карандашом дополнительных, невидимых при обычном освещении, но ярко флуоресцирующих при открывании упаковки табачного изделия, индивидуально значимых , с учетом личностных особенностей восприятия своей пагубной зависимости, надписей – предупреждений, например: «Курение - удел слабых и безвольных неудачников», «Каждая сигарета – новая морщина на лице», «Сокращаю продолжительность жизни на 10 лет» и т.д. Это способствует формированию благоприятного для самоизбавления от никотиновой зависимости психологического фона.
Таким образом, разработанная психотехнология, реализованная в виде сменного аппликатора многоразового использования для пачки сигарет, позволяет общедоступными приемами (стоимость конструктивного оформления разработки не превышает 1 у.е.) обеспечить:
- повышение эффективности информационно-предупредительного влияния на курильщика в целях активации его волевого потенциала для самоизбавления от никотиновой зависимости;
- создание возможности оптимизации приемов визуально-психологического воздействия (использования предупредительных текстовых информаций и фотоиллюстраций на упаковках для табачных изделий) с учетом личностных особенностей восприятия курильщиком антитабачной рекламы;