Новая инструментальная психотехнология профилактики развития синдрома информационной усталости
Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета
Во всем мире число людей, занимающихся умственной деятельностью, ежегодно увеличивается. При этом поиск и обработка информации в Интернет-ресурсах сопряжены с развитием синдрома информационной усталости, который характеризуется следующими негативными проявлениями: развитием «информационного стресса», ухудшением памяти, потерей концентрации внимания, формированием хронического тревожного состояния.
Новизной разработанной психотехологии, аппаратурное оформление которой реализованного в виде оправы для очков, является сочетанное применение комплекса инструментальных психофизиологических приемов, обеспечивающих эффективную профилактику развития синдрома информационной усталости непосредственно в процессе работы с информационными источниками.
Конструктивное оформление разработки реализовано (см. фото) в виде оправы для очков, на дужках которой закреплены: миниатюрное звуковоспроизводящее устройство, светодиодные излучатели, коммутируемые микротактильными сенсорами, зафиксированными на кистевом пружинном эспандере, миниатюрный программируемый таймер, наносник с пористым аппликатором, пропитанным эфирным маслом розмарина, держатель с тактильным сенсором-регистратором активности большой скуловой мышцы.
В процессе обработки информации электронный таймер через предварительно заданный интервал времени издает акустический сигнал-напоминание о необходимости осуществления профилактического перерыва, во время которого осуществляется:
- прослушивание музыки с эффектом стимуляции скорости мышления, памяти и внимания, например, динамичных фрагментов музыки А.Вивальди «Времена года»;
- сжатие пружинного кистевого эспандера соответствующей, в зависимости от необходимости активации требуемого вида памяти, рукой;
- обонятельная стимуляция эфирным маслом с эффектом положительного влияния на процессы запоминания и воспроизведения обрабатываемой информации;
- Визуализация попеременно зажигающихся в противоположных полях зрения светодиодных излучателей;
- целенаправленная активация большой скуловой мышцы («растягивание губ в улыбку») с использованием принципа биологической обратной связи (БОС).
Экспериментально (на основе использования методов электроэнцефалографии) установлено (Ли Риби., 2013), что прослушивание динамичных фрагментов музыки «Времена года» Антонио Вивальди способствует стимуляции скорости мышления, памяти и внимания.
Визуализация в противоположных полях зрения попеременно зажигающихся с помощью микротактильных сенсоров пружинного кистевого эспандера голубых светодиодных излучателей инициирует попеременное движение глаз по горизонтали. Согласно экспериментальным исследованиям (Кристман С., Паркер Э., 2007), гимнастика глаз в форме целенаправленных попеременных их движений по горизонтали способствует (за счет гармонизации межполушарных взаимодействий) улучшению запоминания текстовой информации на 10-15%.
Следует также отметить, что для излучаемого светодиодным излучателями голубого цвета характерно формирование чувства внутренней уверенности, спокойствия и готовности адекватного реагирования на психотравмирующую информацию, совладения информационным стрессом (Льюиса Д., 2009), снижения уровня тревожности (Судзуки Ц., 2009).
Сжатие пружинного кистевого эспандера способствует усилению метаболизма и кровотока в соответствующем контралатеральном полушарии головного мозга (Годик Э., 2010) и согласно экспериментальным исследованиями (Пропер Р., 2013), благоприятно влияет на биохимические процессы, лежащие в основе активации запоминания и воспроизведения обрабатываемой информации. При этом экспериментально подтверждено, что сжатие правой кисти способствует активации запоминания новой информации, а левой руки – её воспроизведения.
Согласно экспериментальным исследованиям ( Мосс М., 2013) применение в качестве обонятельного стимула эфирного масла розмарина, способствует улучшению запоминания информации на 60-75%, что обусловлено благотворным влиянием на биохимические процессы, которые лежат в основе формирования памяти, содержащегося в этом эфирном масле соединения -1,8-цинеола.
Техническое решение разработанной психотехники способствует также нейтрализации «информационного стресса», который является доминирующим фактором развития синдрома информационной усталости. При этом используется сочетанное применение следующих антистрессовых психофизиологических приемов.
Цветотерапевтический антистрессовый прием, который, как уже отмечалось, основан на использовании фотостимуляции с помощью голубых светодиодных излучателей.
Зафиксированные на оправе очков светодиодные излучатели, включаемые с помощью микротактильных сенсоров кистевого эспандера и большой скуловой мышцы (при волевом растягивании губ в улыбку) обеспечивают использование принципа биологической обратной связи для реализации следующих антистрессовых приемов.
Визуализацию попеременно зажигающихся светодиодных излучателей в противоположных полях зрения, способствующую формированию эффекта десенсибилизации и переработки психотравмирующей информации движениями глаз (Shapiro F., 1987).
Биоадаптивный визуальный самоконтроль за активацией большой скуловой мышцы по синхронному с растягиванием губ в улыбку зажиганию светодиодных излучателей на оправе очков, обеспечивает реализацию антистрессового эффекта «лицевой обратной связи». Это обусловлено тем, что между мимикой и эмоциями существует «лицевая обратная связь» (Ekman P., 1999) и даже осознанно инициированная искусственная улыбка способствует снижению уровня информационного стресса (Острого Д., 2010; Крафт Т., 2012; Зоккола П., 2013).
Таким образом, разработанная инструментальная психотехология расширяет возможность осуществления общедоступными приемами эффективной профилактики развития синдрома информационной усталости, обусловливающего снижение эффективности интеллектуальной деятельности, негативное влияние на интегральные показатели здоровья человека и формирование иррациональности в его поведении.
Следует также отметить, что конструктивное оформление разработки, реализованное в виде сменного аппликатора к оправе очков любого типа, позволяет отнести её к общедоступным средствам индивидуальной психогигиены умственного труда, способствующих максимальной реализации интеллектуального потенциала личности.
Комментарии
Добавить комментарий