Зрелищная программа, как форма воздействия на социально-ориентированное сознание общества

Разделы психологии: 

М.В. Кернерман

В предлагаемой статье представлен теоретический анализ сущности зрелищной программы, как формы воздействия на социально-ориентированное сознание общества. Рассмотрены основные аспекты подготовки и проведения зрелищной программы. Вводится понятие «зрелищная программа» в контексте формирования социально-ориентированного сознания. Проанализирована эффективность реализации зрелищной программы в социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: зрелище, зрелищная программа, организация зрелищных программ, целостный педагогический процесс, культурное развитие общества, цифровое пространство, социально-культурная деятельность.

M.V. Kernerman

ENTERTAIMENT PROGRAM AS A FORM OF INFLUENCE ON THE SOCIALLY-ORIENTTD CONSCIOUSNESS OF SOCIETY

The proposed article presents a theoretical analysis of the essence of the entertainment program as a form of influence on the socially-oriented consciousness of society. The main aspects of the preparation and conduct of the entertainment program are considered. The concept of "entertainment program" is introduced in the context of the formation of socially-oriented consciousness. The effectiveness of the implementation of the entertainment program in socio-cultural activities is analyzed.

Keywords: spectacle, entertainment program, organization of entertainment programs, holistic pedagogical process.

«Искусство всегда обогащало и одухотворяло идейный мир людей, укрепляло их мировоззрение, умножало силы. Оно всегда обнаруживало себя как действенное оружие в идейной и политической борьбе» [8]. Искусство слова, музыки, танца, живописи, объединенных в единую зрелищную программу, играет великую роль нравственного воспитания участников и зрителей. Изучая прошлый опыт культурно-просветительной работы, которая имела психологические и педагогические методы воздействия на личность – убеждение, внушение, стимулирование к познанию при участии в зрелищных программах, социально-культурная деятельность впитала в себя теорию и практику прошлых лет с инновационными педагогическими технологиями, что позволяет, обосновано, осмысленно подходить к целостному психолого-педагогическому процессу при создании зрелищных программ.

Зрелище – историческая категория, зависящая от идеологии времени.

Сегодня оно вбирает в себя все зрелищные приемы, апробированные временем, которые имеют возможность привлечь внимание своей яркостью, драматургией, при этом сконцентрировать внимание на особо важных общественных проблемах. Патрис Пави в «Словаре театра» рассматривает зрелищным «все, что воспринимается как часть совокупности, представленной на обозрение публики, оно зависит и от воспринимающего, и от воспринимаемого объекта» [2].

Зрелищную программу можно охарактеризовать, как социально-психологический процесс, который характеризуется как действие, направленное на восприятие зрителем, имеющее определенные характеристики с точки зрения внешнего вида представляемого действия.

«Социальное» – представляет собой культурный и образовательный уровень каждого индивида, с осознанным подходом во всех социальных процессах.

Следовательно, ориентированное – является определяющим в выборе поведенческих установок, общественных ценностей в социуме.

сознание – зависит от окружающих процессов, общения, обучения, культуры досуга. Это процесс, который формируется под влиянием различных событий, в том числе организованных массовых зрелищ.

Социально-ориентированное сознание, в данном контексте, выражается в формировании сознания индивида, который ориентирован на общественно-значимые ценности и традиции при восприятии, участии и выборе зрелищных программ.

С точки зрения педагогики, эти программы руководствуются основными методическими принципами:

- педагогическое осмысление современных социокультурных процессов, которые учитывают динамику изменений общественно-значимых задач;
- целенаправленное формирование структуры общения различных субкультур и разработка эффективных форм программы для воздействия на их восприятие;
- инкультурное развитие современного общества в условиях проведения зрелищной программы

Педагогические технологии в досуге направлены на достижение целей социализации, образования, духовно-нравственного, культурного воспитания всех участников.

Наиболее востребованные на сегодняшний день зрелищные мероприятия, сосредоточенные на организации обмена информацией, дискуссий и обсуждений, предназначены для массовой аудитории. Убеждение и внушения, как методы воздействия на зрителя, имеющие свою силу только с аргументами и фактами, могут быть представлены в зрелищной программе. Цитаты, выступление лидеров мнения, документы будут грамотным подкреплением высказанной мысли.

Следует отметить, что основным принципом является принцип ориентация на зрителя с его ценностями и интересами. Однако, учитывая эти важные аспекты, необходимо использовать методы воздействия на формирующееся ценностно-ориентированное сознание зрителя, такие как: «просветительно-образовательная деятельность, использование разнообразных репрезентативных технологий, беседо-дискуссионные формы деятельности» [2, с. 104- 105].

«Массовая культура воспитывает потребителя, но не активного участника культурных процессов» [3]. Это один из перечисленных рисков, упоминаемых в Стратегии государственной политики РФ. В связи с этим, с точки зрения воздействия зрелищного мероприятия на массовую аудиторию, следует применять профессиональное управление мероприятием: предвидеть, насколько успешно запланированное мероприятие будет реализовано, объем выполненных заданий, соблюдение временных критериев, соблюдение регламента, соблюдение бюджета и анализировать отзывы зрителей. Благодаря новейшим технологиям эффективность мероприятия можно отследить в интернете и СМИ, скорректировать будущие программы.

«Еще более тесная взаимосвязь между процессами социального общения и зрелищами существует на стадии функционирования произведения. Как смотрятся фильмы и спектакли, какие эмоции они вызывают…» [4]. В связи с этим соучастие зрителя, его имманентность в дальнейшем, может повлиять на его сознание, на поиск новых знаний, идей, развитие художественного мышления.

Развитие художественного мышления является одним из основных направлений в воспитании творческой личности.

Данные понятия аккумулируют в себе и объективный процесс в виде творческой деятельности, и субъективные личностные качества, проявляющиеся в художественных способностях и художественных навыках, и процесс познания на основе художественного мышления [1].

Художественное мышление – это интеллектуальный процесс со своей структурой, законами, направленный на восприятие, освоение, создание произведения искусства. Основными этапами художественного мышления являются накопление фактов, возникновение идеи, проверка идеи.

Зрелищные программы имеют популярность у массового зрителя, при этом массовые сцены часто бывают самыми яркими и задевающими общественный нерв. Динамика «массовой сцены» всегда максимальна: это доказывается тем, что хорошо сыгранная, она оставляет самое сильное впечатление на зрителей, и это естественно, потому, что в ней напряженность и изменчивость движения сценических заданий достигают наибольшей интенсивности» [4].

В условиях современной действительности особое значение в популяризации зрелищных программ имеют цифровые технологии.

Федеральный проект «Цифровая культура» – одно из трех направлений нацпроекта «Культура» – большой долгосрочный проект, который предусматривает создание виртуальных концертных залов в регионах, оцифровку и включение в Национальную электронную библиотеку книжных памятников, проведение онлайн-трансляций мероприятий, размещаемых на портале «Культура. РФ».

В период пандемии цифровые ресурсы доказали свою востребованность. Люди получили доступ к культурным ценностям, в том числе к зрелищным программам.

Постоянный мониторинг организаторами зрелищных программ социальных групп, знание проблем, появляющихся в обществе, использование психологических и педагогических методов воздействия, новейших технологий и цифрового пространства, предвидение и прогнозирование кризисных ситуаций, открывает широкие возможности формировать социально-ориентированное сознание индивида, повышать его духовно-нравственный, образовательный и культурный уровень.

Литература

  1. Кернерман М.В. Развитие художественных умений и навыков в учреждениях культуры: монография, Москва: ИНФРА-М, 2021. 116 с.
  2. Патрис П. Словарь театра. Москва: «Прогресс», 1991. 480 с.
  3. Правительство РФ. Распоряжение от 29 февраля 2016 год. № 326-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm... (дата обращения: 02.04.2023).
  4. Смышляев В.С. Техника обработки сценического зрелища. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 240 с.
  5. Стрельцов Ю.А, Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие. Москва: МГУКИ, 2008. 272 с.
  6. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталь, П.Ф. Юдин. Москва. 1993. 432 с.
  7. Хренов Н.А. Социальная психология зрелищного общения: теория и история: монография. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 688 с.
  8. Хрестоматия по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. институтов / сост. канд. пед. наук, доценты М.Г. Бушканец и Б.Д. Леухин; под ред. доктора пед. наук, профессора З.И. Равкина. Москва: Просвещение, 1976. 432 с./p>

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Кернерман М.В. Зрелищная программа, как форма воздействия на социально-ориентированное сознание общества // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 175-111.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки