Система инженерно-графической подготовки в техническом вузе: проблемы качества и модернизации

Разделы психологии: 

Ю.М. Гришаева С.Б. Моргунова

В статье обсуждается ряд проблем, возникающих при преподавании графических дисциплин в техническом вузе. Соотношение количества аудиторных часов и часов, отведенных для самостоятельной работы, создаёт существенные трудности при традиционном подходе к обучению дисциплинам «Инженерная графика» и «Начертательная геометрия». Статья содержит обсуждение школьной подготовки или её полное отсутствие для изучения «Инженерной графики» первокурсниками. Кроме того, приведены некоторые рассуждения о личностных качествах, обучающихся и то, как они влияют на гармоничное развитие будущего специалиста научно-технической сферы. Рассмотрены некоторые варианты модернизации преподавания графических дисциплин в техническом вузе – видео-лекции, внедрение САПР. Статья содержит лишь некоторый ряд проблем качества и модернизации в системе инженерно-графической подготовки в техническом вузе.

Ключевые слова: инженерная графика, профессиональное обучение, профессиональная подготовка будущих инженеров.

Yu.M. Grishaeva S.B. Morgunova

THE SYSTEM OF ENGINEERING AND GRAPHIC TRAINING AT A TECHNICAL UNIVERSITY: QUALITY AND MODERNIZATION ISSUES

The article discusses some problems that arise when teaching graphic disciplines in a technical university. The ratio of the number of classroom hours and hours allotted for independent work creates significant difficulties in the traditional approach to teaching the disciplines "Engineering Graphics" and "Descriptive Geometry". The article contains a discussion of school preparation or its complete absence for the study of "Engineering Graphics" by first-year students. In addition, some considerations are given about the personal qualities of students and how they affect the harmonious development of the future specialist in the scientific and technical sphere. Some options for modernizing the teaching of graphic disciplines in a technical university are considered - video lectures, the introduction of CAD. The article contains only some of the problems of quality and modernization in the system of engineering and graphic training in a technical university.

Keywords: engineering graphic, professional education, professional training of the future engineer.

Дисциплина «Инженерная графика» является одной из необходимых для будущего инженера. Умение грамотно читать и составлять чертежи и схемы – одно из ключевых для квалифицированного специалиста научно-технической сферы. К современному инженеру предъявляется не мало требований научно-технического, экономического и социального характера. Кроме того, зачастую необходимо не только Понимание существующего технологического процесса, но и решение нетиповых, оригинальных задач. В некоторых научных работах [10, с.5] говорится о важности включения графического опыта в процесс инженерного обучения. По результатам измерений это увеличивает креативность обучающихся.

Вопрос повышения качества в системе обучения по дисциплине «Инженерная графика» содержит несколько принципиальных задач, требующих решения.

Существенную проблему составляет соотношение количества часов аудиторных занятий и часов, отведенных на самостоятельную работу студента. Согласно ФГОС ВО [5, с. 3] значительная часть часов, отведенные на изучение дисциплины, перенесены на внеаудиторную нагрузку, т.е. на самостоятельную работу. Самостоятельная работа не только способствует формированию профессиональной компетентности, но и обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности [6, с.3]. Однако, предполагается, что основной объем работы студент выполняет самостоятельно – изучение теоретического материала, освоение методов решения задач по каждой теме, выполнение индивидуальных расчетно-графических работ, отработка чертежно-графических навыков, подготовка к контрольным мероприятиям, при необходимости – поиск и изучение дополнительной литературы. Затруднение состоит не только в сложностях и особенностях предмета «Инженерная графика», но и наличие некоторых личностных качеств обучающегося, а именно уровень развития волевых процессов, навыки тайм-менеджмента и самоорганизации.

Кроме того, когда первокурсники приступают к изучению графических дисциплин в техническом вузе, учебный процесс невозможно начать в полной мере из-за отсутствия у студентов подготовки к освоению этого курса. Все чаще наблюдается тенденция об уменьшении количества студентов, у которых в школьной программе присутствовал предмет «Черчение». В литературе встречаются исследования [1, с.3] о результатах опроса студентов на наличие в программе школы дисциплины «Черчение» («Технология»). Резкий скачок уменьшения таких студентов наблюдается с 2015-2016 учебного года.

Входной контроль по графике
Рис. 1. Входной контроль по графике

Фрагменты этого предмета единичными часами входят в состав дисциплины «ИЗО и Технология» [3, с.2]. У студентов первокурсников в 90% случаев отсутствуют элементарные навыки владения чертежными инструментами (циркуль, угольники) и знания о типах и толщинах линий, масштабе, чертежном шрифте. Входные тестирования на первом занятии показывают, что большинство студентов не имеют представления об элементарных геометрических поверхностях – плоскость, цилиндр, конус, сфера. Однако, по-прежнему присутствует в школьной геометрии раздел про тела и поверхности, взаимное расположение объектов, сечение поверхностей плоскостями. Но при этом входной тест показывает, что студенты первокурсники не в силах распознать и назвать по изображению цилиндр, конус, сферу, пирамиду. Значительную часть первых занятий преподаватели вуза вынуждены посвятить восполнению пробелов в знаниях и навыках, которые, как предполагается по образовательным стандартам, присутствуют у выпускников школ.

Техника и культура речи, письма, оформления расчетно-графических работ – важный элемент в успешном обучении и развитии будущего инженера и квалифицированного специалиста научно-технической сферы. Многие преподаватели практикуют проверку конспектов лекций. Кроме того, зачастую разрешают пользоваться своими записями при ответе на устные вопросы и даже при выполнении контрольных графических работ. Тотальное отсутствие грамотности, небрежное оформление чертежей и графиков, неумение конспектировать даже под диктовку, отсутствие чертежных инструментов на лекции, мелкие чертежи без возможности разобрать на них построения – это лишь часть особенностей ведения конспектов студентами по графическим дисциплинам. Можно предположить, что, повсеместное использования тестов, как формы контроля знаний, привело к ощутимым последствиям. При устных ответах и защитах курсовых работ демонстрируется абсолютное неумение студентов формулировать свои мысли, выстраивать доказательную базу, и вплоть до невозможности просто заучивать и устно произносить определения и фразы из правил и ГОСТов. Культура и грамотность письма и речи у человека, обучающегося в высшем образовательном учреждении, должны быть на соответствующем уровне.

В век современных технологий и повсеместной компьютеризации естественным образом возникает вопрос о сомнительной необходимости чертить в ручной технике, в то время как существуют множество САПР (системы автоматизированного проектирования). Эти системы проектирования позволяют создавать графические документы и моделировать расчеты любой сложности – от элементарных учебных чертежей до сложных конструкторских решений. Сложно переоценить все достоинства САПР, которыми обеспечены все этапы технологических процессов. Субъективное мнение студентов по этому аспекту выражается в неуважительном отношении к «устаревшим» методам черчения – в ручной графике. Однако на первом курсе в техническом вузе – на начальном уровне освоения инженерно-графических дисциплин изучаются и выполняются элементарные графические построения. Для соблюдения педагогического принципа «от простого к сложному», эти построения необходимо выполнить чертежными инструментами на бумаге, т.е. в ручной графике. Помимо этого, освоение интерфейса и функционала графических редакторов и систем проектирования требует дополнительного времени на объяснение и изучение. При всем комплексе проблем в системе инженерно-графической подготовки (недостаточное количество часов на освоение дисциплины, отсутствие школьной подготовки по дисциплине «Черчение» и пр.), параллельное изучение работы в графических редакторах может повлиять отрицательно. Некоторые исследования [9, с.5] подтверждают степень важности графических предметов, такие как «инженерная графика» и «графическое выражение» для развития творческого потенциала. Графическое изображение предметов, рисование и черчение от руки, эскизы способствуют развитию пространственного воображения и визуального мышления. В свою очередь следует отметить, что, если в ручной графике пройдены и освоены первые разделы курса «Инженерная графика», изучить автоматизацию на компьютере этого процесса не составляет большого труда [7, с.2]. Основные чертежные операции с использованием компьютерных программ реально освоить за неделю ежедневной работы, максимум за месяц. Использование компьютеризации призвано дополнить традиционную методологию, применяемую на теоретических и на практических занятиях, для облегчения обучения. Эти технологии должны быть более интегрированы в новые образовательные модели, в которых учащиеся могут все больше ориентироваться на электронное обучение [11, с.13]. Эксперимент с внедрением семинаров по 3D моделированию в САПР был проведен группой исследователей [8, с.7]. Переход от плоского графического проектирования к трехмерным моделям в различных графических пакетах способствовал значительному увеличению творческого подхода к решению инженерных задач.

Один из методов модернизации в системе инженерно-графической подготовки стал «вынужденным» в связи с резко изменившейся эпидемиологической обстановкой в мире в 2020 году. Весь учебный процесс был перенесен на дистанционную форму обучения. Это создало необходимость большую часть теоретического материала представить в цифровом формате. Наибольшей наглядностью и доступностью для понимания учебного материала по курсу «Инженерная графика» обладают видео-лекции, которые представляют собой видеоряд из наглядных изображений и пошаговых решений задач при помощи различных графических редакторов и САПР, а также параллельные аудио-комментарии преподавателя. Все эти материалы стали весомым дополнением при возвращении к классическому формату офлайн обучения. Если эти видео-лекции не заменяют, а именно дополняют одноименные лекции и семинары, которые проводятся в аудитории, то у студента появляется возможность повторно просмотреть и прослушать материал в полном объеме, имея возможность ставить видеоролик на паузу, просматривать повторно фрагменты, делать дополнительные записи в своих конспектах [2, с.2; 4, с.3].

В заключение можно сказать, что решение проблемы качества и модернизации инженерно-графической подготовки в технических вузах требует комплексного подхода. Принимая во внимание все вышесказанное, по-прежнему остается актуальным вопрос об увеличении аудиторных часов по предмету «Инженерная графика» и возвращении в школьную программу отдельной полновесной дисциплины «Черчение».

Литература

  1. Болбат О.Б., Сергеева И.А. проблемы обучения начертательной геометрии и инженерной графики и пути их решения // Современные научные исследования и разработки. 2016. № 5 (5). С. 22-25.
  2. 2. Вараксин С.В., Лоскутова Е.В., Маркин Д.А. О проблемах преподавания дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» //Теоретические и практические аспекты инженерного образования. материалы всероссийской научно-методической конференции. 2018. С. 28- 31.
  3. Дарамаева А.А., Хлебникова Н.А. О проблемах преподавания «начертательной геометрии», «инженерной графики» студентам, не имеющим базовых знаний по черчению // Научный электронный журнал Меридиан. 2018. № 6 (17). С. 6-8.
  4. Тимофеева Е.А. проблемы изучения графических дисциплин на примере инженерной графики и программных средств инженерных расчетов в дистанционном формате обучения// Студент года 2021: сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса в 6-ти частях. Петрозаводск. 2021. С. 131-135.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования N 143 от 28 февраля 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/130301_B_3_2206201 8.pdf (дата обращения: 02.04.2023).
  6. Чернышева Е.И., Зайцева И.И. О проблемах преподавания инженерной графики // Современное технологическое образование: опыт, инновации, перспективы: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 58-63.
  7. Яшина Н.А., Сорокина Л.В. О проблемах преподавания инженерной графики и начертательной геометрии // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн: сборник статей / под ред. М.В. Шувалова, А.А. Пищулева, Е.А. Ахмедовой. Самара. 2018. С. 272-275.
  8. Carbonell C., Saorin J. and act. Enhancing creative thinking in STEM with 3D CAD Modelling // Sustainability. 2019. № 11 (21). PP. 1-15.
  9. Diaz D.M., Saorin J. and act. Analysis of the factorial structure of graphic creativity of engineering students through digital manufacturing techniques // International Journal of Engineering Education. 2020. № 4 (SI). PP.1151-1160.
  10. Martin-Erro A., Espinosa M.M., Dominguez M. Creativity in the formative curriculum of our industrial engineers // 11th International Conference of Education, Research and Innovation. Book Series: ICERI Proceedings. 2018. PP. 8926-8933.
  11. Trivino-Tarradas P., Mohedo-Gaton A. and act. Preliminary results of the impact of 3D-visualization resources in the area of graphic expression on the motivation of university students // Virtual Reality. 2021. № 26 (1). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.researchgate.net/publication/356586897_Preliminary_results_of_t he_impact_of_3Dvisualization_resources_in_the_area_of_graphic_expression_on_the_motivatio n_of_university_students дата обращения: 02.04.2023).

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Гришаева Ю.М., Моргунова С.Б. Система инженерно-графической подготовки в техническом вузе: проблемы качества и модернизации // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 47-53.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки