Разделы психологии:
Махмудова Азиза Анваровна ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. Академика Е.А. Вагнера» Минздрава России
Ключевые слова: стресс, депрессия, госпитальная шкала.
Keywords: stress, depression, hospital scale.
Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям; но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих студентов.
Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс - спутник студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.
Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция – определённый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование. Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом. Такое определение стрессу дал Г. Селье. [1]
Стресс может оказывать на здоровье прямое и косвенное воздействие. Он является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Воздействие стресса может привести к болезненным эмоциям, например, тревожности или депрессии.
депрессия – психическое расстройство, которое может вывести человека из эмоционального равновесия на продолжительное время и значительно ухудшить качество его жизни (трудовую активность, личные отношения и т.д.). Зачастую депрессия возникает как ответная реакция на психологическую травму или отрицательное событие (смерть близкого человека, увольнение с работы). депрессия, или болезненно пониженное настроение, может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением многих других. Пониженное настроение может быть и у совершенно здоровых людей. депрессия является одним из наиболее распространенных душевных расстройств. Необходимо знать, что депрессия во всех своих проявлениях – заболевание, которое необходимо лечить, иначе оно примет затяжное течение и приведет к тяжелым последствиям. Своевременное лечение в большинстве случаев приводит к полному выздоровлению. [4]
Тревога определяется как эмоциональное состояние острого внутреннего беспокойства, связываемого в сознании человека с прогнозированием опасности. Тревога рассматривается в психологии как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. По мнению Спилбергера Ч.Д., она представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх, источник которого может оставаться неосознанным. В отличие от страха как реакции на угрозу человеку как существу биологическому, когда опасности подвергается жизнь человека, его физическая целостность, тревога всегда связана с социальным аспектом. Она представляет собой переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному объекту, когда опасности подвергаются его положение в обществе: его ценности, представления о себе, потребности, затрагивающие ядро личности. Тревога всегда связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии. И в этом случае она рассматривается как эмоциональное состояние, связанное с возможностью фрустрации социальных потребностей. В современной психологии тревогу как психическое состояние часто называют ситуативной или реактивной тревожностью, так как она связана с конкретной внешней ситуацией. [1,2,4]
Целью нашей исследовательской работы является определение распространенности депрессивных нарушений и тревоги среди студентов 1-5 курсов медицинского университета.
Для исследования различных патологий, связанных с тревожностью и депрессивным расстройством пациента, была разработана госпитальная шкала HADS.
Госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS (The hospital Anxiety and Depression Scale Zigmond A.S., Snaith R.P.) - это диагностическая тестовая методика, которая используется для определения уровня тревожности у пациента или близости его состояния к депрессивному. [3]
Шкала разработана A.S. Zigmond и R.P. Snaith в 1983 году для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги в условиях общемедицинской практики взрослых лиц любого возраста. Рекомендуется к использованию в общесоматической практике для первичного выявления тревоги и депрессии у пациентов, чтобы помочь врачу лучше понять эмоциональное состояние и самочувствие пациента. Также велика роль этой диагностической методики и в дифференциальном диагнозе данных групп нарушений.
Пункты шкалы HADS отобраны из числа наиболее характерных для тревоги и депрессии жалоб и симптомов: пункты субшкалы депрессии отобраны из списка наиболее часто встречающихся жалоб и симптомов и отражают преимущественно ангедонический компонент депрессивного расстройства; пункты субшкалы тревоги отражают преимущественно психологические проявления тревоги. При этом исключены те симптомы, которые могли бы быть интерпретированы как проявление соматического заболевания, например, головная боль, головокружение и другие. Но для более детальной оценки состояния и отслеживания его дальнейшей динамики рекомендуется пользоваться более чувствительными клиническими шкалами. [3]
Преимуществом шкалы HADS является простота и удобство её применения и обработки информации, поскольку заполнение шкалы не требует продолжительного времени и не вызывает затруднений у пациентов. Исследование является субъективным, так как основано на самоопросе пациента. Для обеспечения спонтанности ответа желательно установить пациенту четкие временные рамки для заполнения шкалы (не более 20—30 минут). Больной отвечает на вопросы самостоятельно исходя из того, что он чувствует.
Шкала состоит из 14 вопросов: семь для определения симптомов тревоги и семь для оценки уровня депрессии. Уровень депрессии и тревоги оценивается независимо друг от друга. Для интерпретации результатов используются две подшкалы: подшкала А – «тревога» (от англ. «anxiety»): нечетные пункты; подшкала D «депрессия» (от англ. «depression»): четные пункты.
Каждому утверждению соответствуют 4 варианта ответа, отражающие градации выраженности признака и кодирующиеся по нарастанию тяжести симптома от 0 баллов (отсутствие) до 4 (максимальная выраженность).
Выдача пациенту шкалы сопровождается инструкцией следующего содержания:
«Ученые уверены в том, что эмоции играют важную роль в возникновении большинства заболеваний. Если Ваш доктор больше узнает о Ваших переживаниях, он сможет лучше помочь Вам. Этот опросник разработан для того, чтобы помочь Вашему доктору понять, как Вы себя чувствуете. Не обращайте внимания на цифры и буквы, помещенные в левой части опросника. Прочитайте внимательно каждое утверждение и в пустой графе слева отметьте крестиком ответ, который в наибольшей степени соответствует тому, как Вы себя чувствовали на прошлой неделе. Не раздумывайте слишком долго над каждым утверждением. Ваша первая реакция всегда будет самой верной».
В ходе изучения и анализа полученных результатов специалистами учитывается общий суммарный показатель по каждой подшкале. При этом выделяют три области его значений: 0 -7 — показатель показывает норму. То есть не было обнаружено достоверных и выраженных признаков тревоги и депрессии у человека; 8 -10 — тревога или же депрессия, выраженная субклинически; 11 и выше — является признаком ярко выраженной тревоги и депрессии. [3]
Всего было опрошено 100 студентов 1-5 курсов медицинского университета. Средний возраст принявших участие составляет 21 год. Из 100 опрошенных у 9 наблюдается клинически выраженная тревога, у 4 – клинически выраженная депрессия; отсутствие достоверно выраженных признаков тревоги у 54 студентов, депрессии – 71.
Для проведения статистического анализа все обследованные в зависимости от показателей уровней тревоги и депрессии были распределены на несколько групп:
- 1 группа — начальной дезадаптации (Т>8, Д<8): клинически выраженная тревога, уровень депрессии имеет нормальные значения. Наблюдается у 36 человек.
- 2 группа — длительно действующей дезадаптации, когда уровень тревоги в «норме», но наблюдается клинически выраженная депрессия: Т<8, Д>8. Наблюдается у 4 человек.
- 3 группа — выраженной дезадаптации. В этом случае обнаружены клинически выраженные тревога и депрессия: Т>8, Д>8. Наблюдается у 15 человек.
- 4 группа — нормальные уровни тревоги и депрессии: Т<8, Д<8. Наблюдается у 45 человек.
Подводя итоги по результатам нашего исследования, можно сказать, что стресс – это постоянный спутник студенческой жизни, который имеет значительное влияние на эмоциональное состояние и академическую успеваемость.
В результате проведенного статистического анализа были выявлены следующие особенности:
Студенты с начальной или выраженной дезадаптацией, т.е. 1 и 3 группы, в большинстве своем это учащиеся 1-го и 5-го курсов. Это объясняется тем, что, во-первых, у студентов первокурсников тревожное состояние связано со сменой образа жизни, вступления во взрослую жизнь: все сводится к вынужденной адаптации, которая влечет за собой ухудшение эмоционального фона, а вслед за ним – стресс, тревогу и депрессию. Во-вторых, студенты-выпускники подвержены стрессу из-за приближающихся окончательных экзаменов и дальнейшего поиска работы по специальности.
Нормальные уровни тревоги и депрессии наблюдаются в основном у студентов средних курсов, так как они уже адаптированы к условиям университетской жизни.
Однако, нельзя забывать, что реакции людей на стрессовые события существенно разные: у одних в ситуации стресса возникают серьезные психологические или физиологические проблемы, а другие в той же стрессовой ситуации не испытывают никаких проблем и воспринимают ее как интересную, находя в ней новые для себя задачи. Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется.
Литература:
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Под ред. Е. Егереевой. – СПб.: Питер, 2013.
- Белялов, Ф.И. депрессия, тревога, стресс и смертность / Белялов Ф.И. // Терапевтический архив. - 2016. - № 12. - С. 116-119
- Zigmond AS, Snaith RP. The Hospital Anxiety and Depression Scale. Acta Psychiatr Scand 1983;67:361 – 70 с
- Смулевич, А.Б. Депрессии при психических и соматических заболеваниях / А. Б. Смулевич. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : МИА, 2015. - 640 с.
Комментарии
Добавить комментарий