Одним из основных понятий, с помощью которого Л.С. Выготский раскрывает содержание процессов психического развития, является понятие общения. В общении ребенка с окружающими, по мысли Выготского, происходит развитие и перестройка психических процессов. Для современной психологии приобрело аксиоматическое значение положение о том, „что психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры” [Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1960, с. 198].
Указывая на решающую роль общения с окружающими в психическом развитии ребенка, Выготский уделял внимание как общению ребенка со взрослым, так и общению со сверстниками. Мысль об особой роли взрослого и общения с ним для психического развития ребенка развита Выготским в понятии „зоны ближайшего развития” и методе ее измерения, основанном на сравнении того, что ребенок может сделать сам, с тем, что он в состоянии сделать с помощью взрослого, в сотрудничестве с ним. В то же время он настоятельно подчеркивал роль сверстника в развитии ребенка, указывая, что „функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей и затем становятся психическими функциями личности” [ там же, с. 199].
Таким образом, в работах Выготского четко намечена взаимосвязь отношений „ребенок—взрослый” и „ребенок-ребенок” в процессе психического развития детей.
Эти идеи Выготского получили развитие и обогащение в исследованиях Д.Б. Эльконина. В психическом развитии ребенка, подчеркивает он, существуют две тенденции, две линии развития, и все психическое развитие происходит тем самым как внутренне противоречивый процесс: „Одновременно с развитием потребности жить жизнью взрослых, вместе с ними занимать определенное место в жизни общества развивается и другая тенденция — тенденция к самостоятельности” [Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960, с. 18].
Учитывая вышеприведенные положения, можно заключить о преимущественном выражении тенденции к совместной жизни со взрослым в сфере отношения „ребенок-взрослый”, а тенденции к самостоятельности — в сфере общения со сверстниками.
Однако на сегодняшний день в психологии существует точка зрения, согласно которой ребенку для нормального психического развития вполне достаточно только общения со взрослым. Этим частично объясняется значительное количество психолого-педагогических исследований, посвященных изучению общения ребенка со взрослым, и сравнительно небольшой круг работ по проблемам общения детей между собой, причем последние, как правило, носят сугубо эмпирический характер.
Если мы хотим обратиться к изучению действительного процесса развития, в его целостности, а не ограничиваться выявлением тех или иных частных изменений в частных психических процессах, мы должны исследовать обе сферы общения ребенка в их взаимосвязи.
Анализ категории развития в свете данных об общении ребенка с окружающими показывает, что общение детей во всех его формах генетически связано с исходным, фундаментальным отношением „Ребенок- Взрослый” (чтобы отличать данное отношение от всех других видов взаимосвязи ребенка с окружающими, будем писать его компоненты с большой буквы). На определенной ступени психического развития это первоосновное отношение расщепляется на относительно независимые, реализующие противоположные тенденции и. одновременно, взаимосвязанные и взаимообусловленные сферы: общение со взрослым и общение со сверстником.
Аналитическое рассмотрение исходного отношения „Ребенок—Взрослый” приводит к выводу, что внутри него фактически совмещены два разнородных типа взаимоотношений, которые могут быть условно обозначены как „ребенок—взрослый как взрослый” и „ребенок—взрослый как равный”. С одной стороны, взрослый является представителем общества, носителем культурно-исторического достояния человечества и по отношению к ребенку выступает как источник всего содержания психического развития в онтогенезе. С другой стороны, взрослый — участник совместной с ребенком деятельности, в определенном смысле равный партнер, Понимание слов и действий которого означает для ребенка отождествление себя с ним. Такая двойственность позиции взрослого — необходимое условие полноценного процесса психического развития ребенка.
Возвращаясь к вопросу о расщеплении исходного отношения „Ребенок — Взрослый” на производные от него и более частные отношения „ребенок-взрослый” и „ребенок—ребенок”; можно сделать о генетической преемственности этих отношений и входящих в исходное отношение двойственных связей ребенка со взрослым как взрослым и как равным. Точнее будет сказать, что указанная Элькониным тенденция к совместной жизни со взрослым в рамках отношения „Ребенок—Взрослый” находит свое выражение и удовлетворение внутри взаимосвязи ребенка со взрослым именно как со взрослым, представителем всего человеческого общества. Впоследствии, после расщепления исходного отношения „Ребенок-Взрослый”, эта тенденция реализуется как более частное отношение „ребенок—взрослый”. Другая тенденция онтогенетического развития психики, связанная со стремлением ребенка к самостоятельности, находит свое выражение в отношении „Ребенок—Взрослый”, где взрослый играет роль взрослого как равного. Впоследствии эта функция взрослого выделяется в самостоятельную сферу жизни ребенка — сферу его общения со сверстниками.
Таким образом, общение ребенка со сверстниками оказывается связанным генетической зависимостью с развитием такого аспекта в отношении „Ребенок — Взрослый”, где взрослый выступает на равных ребенком. Отсюда можно вполне определенным образом ответить на вопрос о возможности полноценного психического развития ребенка в случае отсутствия, в силу каких-либо причин, общения его со сверстниками. Это оказывается возможным в принципе, в той мере, в какой взрослый способен замещать сверстника на всем протяжении детского периода в жизни ребенка. Но наиболее просто и естественно эта логика развития ребенка удовлетворяется, по-видимому, при наличии соответствующих форм общения не только со взрослым, но и со сверстником.
В работе одного из авторов, выполненной под руководством А.В. Запорожца, была предпринята попытка с указанных позиций подойти к экспериментальному изучению у ребенка кризиса семи лет под углом зрения проблемы психологической готовности к школьному обучению. Полученные в исследовании результаты говорят о том, что психологическая готовность детей к обучению в школе существенным образом зависит от сформированности у них определенных уровней общения как со взрослым, так и со сверстниками.
Комментарии
Добавить комментарий