Использование опорных моделей для развития творчества детей в рисовании

Разделы психологии: 

Сухорукова Г.В. Киев НГПУ имени М.П. Драгоманова

Современная наука рассматривает развитие творческих сил ребёнка как условие его целостного духовного роста. Творчество ребёнка открывает новые потенциальные возможности для его личностного развития. По убеждению Н.Н. Подъякова, творчество ребенка составляет основу общего психического развития и, в первую очередь, такую важную его составляющую как саморазвитие.

Психолого-педагогические исследования дошкольного детства убеждают в существенном отличии его от всех последующих этапов жизни, прежде всего, относительной свободой действий и творческой активностью. Деятельность, которой занимается ребёнок, соответствует его личному желанию, имеет эмоционально насыщенный характер, даёт простор для воображения и творчества. По мнению психологов, творчество имеет «статус универсальной формы психической активности» (Н.Н. Подъяков) и «механизма развития» (Я.А. Пономарёв), психологическую основу которых составляет воображение (Л.С. Выготский). Оно очень важно и полезно для развития дошкольника, поскольку делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Творчеству дошкольника присуще единство воображения и мышления, яркая эмоциональность. Продуктивный характер изобразительного творчества визуально демонстрирует разнообразие хода мыслей детей, их творческое воображение.

Активным приёмом развития детского творчества можно рассматривать использование образных структурных моделей определённых явлений, понятий, положений или тем. С психолого-дидактической точки зрения модель понимают как систему объектов или знаков, воспроизводящую ряд существенных свойств системы-оригинала. Предлагают использовать её в качестве заменителя или представителя изучаемой учебной или предметной области [4]. Моделирование базируется на системном анализе изучаемого явления, выделении его структурных компонентов.

Использование в работе с дошкольниками образных моделей соответствует характеру их наглядно-образного мышления, дает возможность анализировать, экспериментировать, дополнять ситуации изображениями, необходимыми для решения проблемы, урегулирования предложенной ситуации.

В нашем исследовании, направленном на развитие творчества детей в рисовании по мотивам сказок, мы использовали опорные образные модели, подготовленные взрослыми для интеллектуального и изобразительного решения ими нравственных ситуаций, описанных в литературных произведениях. Дети решали творческие задачи, в основу которых было положено творчество морали [5], относительно которого все другие виды творчества (интеллектуальное, художественно-эстетическое) были производными, вспомогательными. Мы использовали наглядное моделирование сказок, героем которых был злой Волк, и предлагали детям решить проблему, как сделать его добрым, направить его недостатки на пользу другим героям сказок для оптимистического завершения их сюжета.

Например, предлагаемая детям образная модель к сказке «Красная Шапочка» была представлена в виде трех дорог, одной короткой и двух длинных, которые в определенном месте сходятся в одну и ведут к домику Бабушки. На дорогах изображены Красная Шапочка, Волк и домик Бабушки. В модели мы специально предложили детям в готовом виде рисунки сложных объектов сказки, чтобы не отвлекать их внимание и усилия от решения нравственной проблемы: помочь Красной Шапочке дойти к домику Бабушки невредимой. Детям предлагалось презентовать решение проблем двумя способами: визуальным (нарисовать) и вербальным (рассказать) свою версию сюжета сказки.

Дополнительно объясним, что в исследованиях проблемы развития детского творчества последних лет актуализируется принцип интеграционного подхода к использованию синтеза искусств и разных видов детского творчества во взаимосвязи, в частности художественно-речевого с изобразительным [1]. Эта диалектическая связь ведёт к взаимообогащению одних видов художественно-творческой деятельности другими.

В тоже время речь как системообразующий фактор участвует во всех видах и на всех этапах творческого процесса: планирует, направляет, сопровождает, регулирует, оценивает процесс, продукт изобразительного творчества, которое, в свою очередь, обогащает и придает образность речи самого ребенка [1].

В технологии интегрированного подхода к организации художественно-творческой деятельности детей для развития их творческих способностей и личностного развития в целом реализуется идея Л.С. Выготского о синкретическом характере детского художественного творчества.

Поэтому в нашем исследовании процесса развития творчества детей в рисовании на основе использования опорных образных моделей мы внедряли разные способы сочетания детского рисования и речи. Сначала дети дополняли опорные модели рисунка своими изображениями, а потом составляли сказки или рассказы о нарисованном, или, наоборот, сначала озвучивали решение проблемы, а затем дорисовывали схему модели. В опорной образной модели была закодирована проблема, найти решение которой ребёнок мог путем анализа рисунка-схемы. Например, помочь Красной Шапочке добраться к домику Бабушки невредимой. Наши модели побуждали детей к поиску путей решения проблем нравственного характера: осмысления нравственных ситуаций, поступков и действий сказочных героев, оказания помощи сказочным персонажам.

Проиллюстрируем примером, как девочка Маша решала творческую задачу «Помоги Волку стать добрым». Она придумала, что на пути Волка надо создать много препятствий, способных сделать его добрым. Нарисовала на его дороге куст шиповника с колючками, источник с колдовской водой, яблоню с волшебными яблочками, которые, по её мнению, стали препятствиями на пути Волка и изменили его намерения. Она так рассказывала о своём рисунке: «Волк решил пройти через цветочную поляну, но не разглядел в цветах кусты шиповника. Он не знал, что на кустах много острых иголок и сильно поранился, побежал через ручей, где быстро бежала вода и было много камней. Волк перепрыгивал с камня на камень. Он очень устал и испугался, потому что не умел плавать. Он очень проголодался и съел яблочко с волшебного дерева. Испытания сделали Волка добрым, он решил подружиться с Красной Шапочкой. Теперь они вместе играют на поляне. Над домиком Бабушки всегда играет радуга». По-другому решал творческую задачу Даниил: «Волк всегда голодный, – рассказывал он, – поэтому его надо накормить большим куском мяса. Он поест и станет добрее (нарисован на пути Волка большой кусок мяса). Волк зацепился за камень, который лежит на дороге, упал и больно ударился. Его мысли о том, что можно съесть Красную Шапочку и Бабушку, изменились. У дерева Волк попросил яблочек, а Кот-Баюн рассказал ему сказку про волшебные яблочки. Волк пришёл к домику Бабушки добрым и с подарками».

Оригинальный путь сделать Волка добрым предложил Назарий. Он рассказал о своём рисунке: «Волк злой, потому что одинокий. Ему нужна подружка. Волчицу привезли из зоопарка. Красная Шапочка оставила для них корзинку с едой и водой. Вдвоём им стало хорошо, и Волк стал добрым».

В своём творчестве дети во многом полагаются на волшебство, верят в него как в реальность. Поэтому в решении многих творческих заданий нравственного плана они полагаются на волшебников, фей, золотых рыбок, волшебных птиц, микроволновок и чудо-печей. Проиллюстрируем это рассказом Дениса о своём рисунке: «Прилетел в лес Волшебник на большом жёлтом воздушном шаре. Решил он изменить характер Волка и устроил праздник на поляне. Встретились Красная Шапочка и Волк, съели вместе вкусный тортик. Волк подарил Красной Шапочке цветы. Волшебник подарил Волку мяч, чтобы играл, когда будет скучно. Красная Шапочка и Волк стали друзьями. Волк охраняет домик Бабушки». Эти примеры свидетельствуют о гуманистическом характере детского творчества и доброте детской души.

Отметим, в чем особенности педагогической работы с опорными моделями для развития творчества детей в рисовании.

  • Её первоначальным этапом выступает припоминание сюжета сказки и постановка вопросов для активизации творческого мышления детей.
  • Как вы думаете, знала ли Красная Шапочка, что ходить одной в лес опасно?
  • Почему она согласилась пойти через лес и разговаривать с хитрым Волком?
  • Почему Красная Шапочка пошла к Бабушке длинной дорогой, а Волк побежал короткой?
  • А если бы было наоборот?

Дальше идёт постановка проблемы: помоги Волку стать добрым, спаси Бабушку и Красную Шапочку.

Варианты решения задачи дети придумывают сами и отображают их в рисунках, которые дополняют опорную образную модель. После ребята рассказывают свои варианты сказок, используя собственные рисунки.

Интересным завершением творческой роботы детей может быть создание из рисунков выставки-галереи «Как сделать Волка добрым в сказке “Красная Шапочка”»!».

Обращаем внимание на то, что решая на основе опорной образной модели нравственную творческую задачу умственным и изобразительным путём, дети особо не утруждают себя изображением сложных объектов и композиций. Дорисовывают деревья, цветы, Волшебников и волшебных птиц, воздушные шары, еду для Волка, поезд, самолет, телевизор, волшебную печь и другое. А композиции строят преимущественно внутри модели. Опорный рисунок модели, который включает готовые изображения сложных объектов, освобождает усилия детей для продуктивной работы воображения и мысли.

В итоге подчеркнем особую важность педагогического сопровождения работы ребенка с образными опорными моделями, изображающими сказочные ситуации, чтобы его рисование действительно стало творческим процессом.

Список литературы

  1. Богуш А., Гавриш Н., Котик Т. Методика організації художньомовленнєвої діяльності дітей у дошкільних навчальних закладах. – К.: Видавничий Дім «Слово», 2006. –304 с.
  2. Кудрявцев В. Феномен дитячої креативності //Дошкільна освіта. – 2012. – №3. – С. 30-40.
  3. Науменко Т.И. Образовательные модели в педагогике раннего детства//Дошкільна освіта. – 2010. – №2. – С.57-62.
  4. Репина Г.А. Формирование краеведческих представлений детей 6-7 лет средствами плоскостного и пространственного моделирования//Детский сад от А до Я. – 2010. – №4. – С. 133-140.
  5. Роменець В.П. Психологія творчості. – К., 2001. – 340с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

30 мая 2014

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Сухорукова Г.В. Использование опорных моделей для развития творчества детей в рисовании // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сб. материалов межрегиональной. науч.-практ. конф., Москва МГПУ 15-16 апреля 2014 г. – М.: Экон-информ, 2014. – С. 36-39.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки