Про травмы. Не суди меня, пока не пройдешь мой путь в моих ботинках

Аватар пользователя Юлия Левчинская

В нашем городе на центральной площади недавно появилась инсталляция. Огромных размеров. Это большущий круг, выложенный из слепков всевозможной взрослой обуви - мужской, женской (можно посмотреть на фото).

Инсталляция из слепков всевозможной взрослой обуви

Я каждый раз проходила мимо и думала: "Что этим хотел сказать автор?"

В искусстве, да, впрочем, как и в жизни, ничего просто так не создается. Это всегда выражение внутреннего мира человека, его переживаний, его чувств. В искусстве, чаще выражаются "негативные" переживания, но и "позитивные" тоже бывают, конечно же. Зигмунд Фрейд назвал это сублимацией (правда, Фрейд связывал это с сексуальностью, но я в своей статье это опущу).

То есть это выражение чего-то внутреннего, которое настолько стало большим, что рвется наружу, в материальный мир. Это невозможно более держать в себе, иначе можно сойти с ума (что тоже бывает) и психика находит выход - сублимировать, то есть переживания приобретают формы картин, скульптур, поэзии, романов, рассказов, инсталляций, перформансов и т.д.

Кстати, есть такое выражение: "Писать нужно только тогда, когда ты уже не можешь не писать". Именно такие книги будут вызывать огромное количество эмоций у читателя, ведь это не нечто выдуманное, это то, что происходит на самом деле внутри автора, это нечто искреннее, а пройти мимо искренности достаточно сложно, особенно, если ваш внутренний мир похож на внутренний мир автора. Все тоже самое можно сказать про все направления в искусстве.

Так вот вернемся к травмам и инсталляции из обуви. Сама я не догадалась, что хотел сказать автор, я прочитала об этом в интернете.

Инсталляция называется "Паноптикум". Автора (Oppy De Bernardo) вдохновили слова Луиджи Пиранделли "Прежде, чем судить о моей жизни или о моем характере, надень мои ботинки и пройди тот путь, который прошел я".

Я размышляю о том, почему именно на это а не на что-то другое обращает внимание автор. Видимо это нечто, что его очень сильно зацепило. Нечто, что очень близко ему самому. Наверное, в своей жизни он сталкивался с тем, что его часто судили не разобравшись. И сейчас он обращается к людям с помощью своей огромной инсталляции с тем, чтобы они были осторожны в своих суждениях о других.

Причем, о том, что это нечто ОЧЕНЬ травматичное для автора можно судить и по размерам инсталляции. Это что-то огромное. Ведь он мог бы сделать ее метр на метр, например, уменьшив размеры обуви. Но, видимо, метр на метр не хватило бы чтобы выгрузить свои внутренние переживания.

Так как очень большое количество психологических травм образуются в детстве, то можно думать о том, что первыми людьми в жизни автора, которые его судили были родители. Скорее всего ребенок часто слышал что-то, типа "как ты мог так сделать/поступить/подумать и т.д. "Наверное, ребенку не давали возможности объяснить почему он так сделал/поступил/подумал. И ему очень хотелось бы, чтобы его родители поняли его и не судили.

То есть, изначально это обращение к родителям. Родители — это первый социум для ребенка. Потом этот социум расширяется, постепенно включая бабушек, дедушек, учителей, одноклассников, соседей и т.д. Теперь автор обращается ко всем людям, к социуму - "не судите".

Еще интересно название инсталляции "Паноптикум". Это проект идеальной тюрьмы И. Бентама, где здание построено цилиндром, перегородки у камер стеклянные, а в центре стоит "будка" с надзирателем, которого заключенные не видят. Заключенные не знают, в какой момент надзиратель смотрит именно на них и это дает ощущение постоянного наблюдения. Т.е. надзиратель наблюдает и судит о поведении заключенного: если нарушает - придет наказание.

Можно сказать, что автор постоянно испытывает ощущение наблюдения за ним, именно поэтому он и обращается к людям -  "не судите!". Т.е. он не чувствует свободы. Он хочет делать/поступать, думать, как ему хотелось бы, но ожидает осуждения за это. 

Эта инсталляция, как будто обращение к матери "Дай мне свободу, я хочу делать то, что хочу, не суди меня! Послушай сначала, что я хочу. Дай мне объяснить для чего мне то, что я хочу. Возможно, для тебя это что-то, что ты не одобряешь и считаешь это ненужным, но мне это нужно! Услышь меня прежде, чем судить!"

Вот так наши травмы двигают нами в том или ином направлении. Кто-то становится художником, кто-то писателем, кто-то хирургом (да, это тоже выражение внутреннего мира, мирное выражение скрытых садистических влечений) и т.д.

Лично мне очень интересно было бы поговорить с автором инсталляции и узнать у него, насколько мои предположения о его детских травмах верны.

Автор: Юлия Левчинская (ведущая канала «Говорим о психологии» на ютубе)

Разделы психологии: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки