У человека чувство времени имеет несколько взаимосвязанных аспектов, которые можно соотнести с осознанным переживанием «дления» тех предметов, на которые направлена его познавательная активность; со способностью воспринимать одновременность или последовательность событий, упорядочивать их с помощью отношения раньше - позже; со способностью оценивать, отмеривать и воспроизводить интервалы между событиями, учитывать в своих действиях длительность воспринимаемых процессов, в том числе своих движений, а также со способностью относить события к прошлым, настоящим или будущим. От чувства времени может зависеть эффективность профессиональной деятельности человека. Например, музыкантам крайне важно иметь хорошее чувство времени, позволяющее им замечать малейшие изменения темпа и ритма музыки, точно повторять и выдерживать временные интервалы, произвольно сокращать или удлинять длительность звуков и пауз, синхронизировать свое исполнение с другими музыкантами и пр.
В данной работе чувство времени музыкантов изучалось с помощью двух методик воспроизведения 1,5–5с. интервалов. Выбор методик воспроизведения интервалов обусловлен тем, что в исследовании участвовали восьмилетние дети, которые, как известно, еще не способны достаточно точно отмеривать или оценивать числом временные интервалы, тогда как с задачей их воспроизведения они справляются достаточно хорошо [Фресс, 1978; Федотчев, 1984].
Установленный Б.И. Цукановым факт, состоящий в том, что каждый человек воспроизводит 1–7с. интервалы с постоянной по величине и свойственной ему положительной или отрицательной ошибкой относительной ошибко (и соответствующим τ индексом) получил подтверждение в наших исследованиях [Беспалов, Леонов, 2006, 2008]. Так, при повторном тестировании разных групп испытуемых индивидуальные ошибки воспроизведения 2–5с. интервалов изменяются не значительно, а коэффициент корреляции между результатами двух одинаковых тестов в некоторых группах (численностью около 15 человек) превышает 0,6 при его значимости на уровне р < 0,001. Это свидетельствует о высокой ретестовой надежности теста по воспроизведению таких интервалов, причем не только пустых, но и заполненных различным содержанием - непрерывным звуком, ударами метронома и пр.
Одна из задач данной работы состояла в проверке гипотезы Б.И. Цуканова о том, что ошибка воспроизведения пустых 1–7с. интервалов является «врожденной» индивидуальной константой, независящей от профессионального опыта и возраста человека, от достигнутого им уровня исполнительского музыкального мастерства. Согласно Б.И. Цуканову индивидуальная величина относительной ошибки, или «τ–тип человека» может предопределять успешность его музыкальной исполнительской деятельности, однако опыт и уровень мастерства музыканта обратного влияния на ε не оказывают. В данной работе предполагается, что связь между относительной ошибкой и уровнем музыкального мастерства является двусторонней, т.е. величина относительной ошибки может не только предопределять успешность обучения музыкантов, но при повышении уровня их мастерства ε будет приближаться к 0, а τ–индекс стремиться к 1.
Проверялась также гипотеза Б.И. Цуканова о том, что одно из необходимых условий музыкальной одаренности человека и его способности достигнуть вершин исполнительского мастерства, наряду с музыкальным слухом, чувством ритма и пр., состоит не только в небольшой величине средней по всем интервалам относительной ошибки их воспроизведения (ε 5%), но также в небольшой величине стандартного отклонения средних на разных интервалах ошибок (σ 0,01). Эту гипотезу Б.И.Цуканов выдвинул на основании эмпирических данных Д.Г. Элькина, который изучал воспроизведение интервалов от 2 до 60с учащимися Одесской музыкальной школы им. П.С. Столярского, среди которых были Э. Гилельс, Л. Гилельс и М. Фихтенгольц, ставшие впоследствии известными музыкантами.
Оказалось, что эти учащиеся воспроизводили временные интервалы с ошибкой ε 1% и дисперсией средних по интервалам ошибок σ 0,01. Например, у выдающегося пианиста Э. Г. Гилельса в школе средняя по всем интервалам ошибка ε составила 0,06%, а стандартное отклонение σ средних по интервалам ошибок оказалась равным 0,005.
В эксперименте приняли участие две группы взрослых музыкантов и одна группа детей. В первую группу взрослых испытуемых вошли учащиеся Российской академии музыки им. Гнесиных (16 человек, возраст от 19 до 25 лет, среднее значение 20). Вторую группу взрослых испытуемых (также 16 человек, возраст от 16 до 26 лет, среднее значение 20) составили студенты старших курсов Московского колледже исполнительского мастерства им. Ф. Шопена. В группу детей вошли 17 человек из того же колледжа в возрасте от 7 до 13 лет, (среднее значение 9,02). Для проверки наличия связи между показателями ЧВ и музыкальной специализацией полная выборка взрослых музыкантов (20 мужчин и 12 женщин) была разделена на четыре подгруппы: струнные - 12 человек, ударные - 6 человек, духовые - 6 человек и клавишные (фортепиано) - 8 человек.
Независимые переменные:
- Возрастная группа - взрослые или дети.
- Специализация взрослых музыкантов (струнные, ударные, духовые, фортепьяно).
- Учебное заведение - высшее (академия им. Гнесеных) или среднее (колледж им. Ф. Шопена). По возрасту и стажу музыкальных занятий группы взрослых музыкантов примерно одинаковы. Однако академия им. Гнесиных является высшим учебным заведением, а колледж им. Ф. Шопена - средним. В связи с этим, уровень профессионального мастерства в первой группе взрослых испытуемых оценивался нами как более высокий, чем во второй группе.
- Заданный для воспроизведения временной интервал - 1,5с. (четыре удара метронома) или 1,67с. (шесть ударов).
Средняя относительная ошибка многократного воспроизведения k–го интервала заданной длительности. Этот показатель характеризует точность воспроизведения интервала.
Выборочное стандартное отклонение относительной ошибки. Этот показатель характеризует вариабельность ошибок воспроизведения заданного интервала в разных пробах.
Интегральная неточность многократного (n раз) воспроизведения k–го интервала заданной длительности.
В этом эксперименте временные интервалы предъявлялись испытуемым с помощью механического музыкального метронома, а длительность воспроизводимых интервалов регистрировалась с точностью 1 мс. с помощью разработанного нами прибора «Хроноскоп 2006» [Беспалов, Стрелков, 2006]. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью пакета SPSS 15.0.
Эксперимент состоял из двух сеансов. В одном сеансе для воспроизведения предъявлялся интервал, задаваемый 4–мя ударами метронома, частота которого составляла 120 уд/мин. В этом случае длительность заданного интервала, равная времени от начала первого удара метронома до окончания последнего, составляла 1,5с. В другом сеансе интервал задавался 6–ю ударами метронома, частота которого составляла 180 уд/мин. В этом сеансе длительность заданного интервала составляла 1,67с.
Испытуемому давалась следующая инструкция: «После прослушивания четырех (или шести) ударов метронома Вы должны нажать кнопку пульта Хроноскопа и удерживать ее столько времени, сколько, по Вашему мнению, длился заданный интервал, который начинается от первого удара метронома и заканчивается последним ударом». Во время нажатия на кнопку пульта звуковые сигналы испытуемому не предъявлялись.
В каждой пробе сеанса с точностью 1мс регистрировалась длительность продуцируемого интервала, т.е. время от момента нажатия испытуемым кнопки пульта до ее отпускания. В одном сеансе эксперимента после нескольких тренировочных проб с каждым испытуемым проводилось n = 10 тестовых проб. Порядок сеансов (с разными заданными интервалами) для каждого испытуемого выбирался случайным образом.
Фактор возрастной группы музыкантов оказался значимым при сравнении показателя V по критерию Манна–Уитни в группе взрослых музыкантов и детей (р = 0,04 и р = 0,012 для интервала 1,5с. и 1,67с. соответственно). Это означает, что интегральная неточность воспроизведения данных интервалов у детей выше, чем у взрослых. Вместе с тем, средние относительные ошибки εср воспроизведения этих же интервалов в группе взрослых и детей не различаются по тому же критерию (р > 0,4). Это свидетельствует о том, что интегральная неточность обладает большей дифференцирующей способностью по сравнению с относительной ошибкой, поскольку позволяет устанавливать различия между группами испытуемых, в которых средние относительные ошибки одинаковы.
Коэффициенты корреляции между одноименными показателя‑ ми «интегральной неточности» и средней относительной ошибкой в разных сеансах эксперимента статистически значимы и равны в группе взрослых 0,63, (p < 0.001) и 0,738, (p < 0.001), а также в группе детей 0,966, (p < 0.01) и 0, 965, (p < 0.01). Эти результаты свидетельствуют о близости психологических механизмов решения задач в обоих сеансах эксперимента и еще раз подтверждают высокую ретестовую надежность показателей «интегральной неточности» и средней относительной ошибки.
Трехфакторный дисперсионный анализ результатов взрослых испытуемых показал, что главные эффекты и взаимодействия фак‑ торов «учебное заведение», «специализация» и «заданный для воспроизведения временной интервал» не значимы (при р > 0,05) для всех зависимых переменных «интегральная неточность», средняя относительная ошибка и дисперсия средних относительных ошибок. Сравнение этих же показателей с помощью критерия Манна–Уитни в группах взрослых музыкантов разной специализации и учебных заведений также не выявило значимых различий между ними, несмотря на достаточно большие разности между средними значениями этих показателей. Это обусловлено их большой индивидуальной вариативностью. Например, индивидуальный средний показатель интегральной неточности, в группе ударников изменяется от 0,44 до 0,1.
Таким образом, данный вариант эксперимента не выявил различий в средних групповых показателях чувства времени у взрослых музыкантов из разных учебных заведений и разной специализации.
В группе взрослых и детей относительные ошибки также статистически не различаются. Однако у взрослых музыкантов дисперсия этих ошибок значительно (в 2–3 раза) меньше, чем у детей, т.е. воспроизведение интервала у взрослых является менее вариативным (или более устойчивым).
Возможно, что статистическая не значимость различий показателя средней относительной ошибки в разных группах испытуемых данного эксперимента обусловлена тем, что при восприятии заданных для воспроизведения интервалов музыканты используют разные стратегии внутреннего счета, который побуждается ударами метронома. Об этом свидетельствуют вопросы некоторых взрослых испытуемых о том, что считать началом и окончанием интервала, как вести внутренний счет, как считать удары метронома и пр. Индивидуальные различия в стратегиях счета увеличивают дисперсию показателя относительной ошибки в сравниваемых группах вследствие чего достаточно большие разности между средними относительными ошибками в этих группах оказываются не значимыми.
Полученные в данной работе результаты не согласуются с гипотезой Б.И.Цуканова о том, что относительная ошибка воспроизведения пустых интервалов является «врождённой» и «жесткой индивидуальной константой», которая не зависит от возраста и профессионального опыта музыкантов. Наша гипотеза о том, что при повышении возраста и уровня мастерства молодых (до 12 лет) музыкантов их средняя относительная ошибка воспроизведения пустых интервалов уменьшается, подтверждается лишь частично. Эта гипотеза верна в средне–статистическом смысле для всей группы из 11 детей. Однако анализ индивидуальных данных показал, что у 3–х детей ошибки воспроизведения пустых интервалов значимо увеличились после 4–х лет обучения музыке.
Литература
- Беспалов Б.И., Стрелков Ю.К. «Хроноскоп 2006» — психодиагностический прибор для изучения временных характеристик деятельности человека. В кн.: Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы международной научно–практической конференции. Ставрополь, СевКавГТУ, 2006, 49–51.
- Беспалов Б.И., Леонов С.В. Взаимосвязь воспроизведения временных и пространственных интервалов. В кн.: Психология перед вызовом будущего. Материалы научной конференции, приуроченной к 40–летнему юбилею факультета психологии МГУ, 23–24 ноября, 2006, 201–203.
- Беспалов Б.И., Леонов С.В. Диагностика чувства времени у спортсменок высшей квалификации по синхронному плаванию. Научный журнал «Вестник Московского университета», 2008, No1, 97–113.
- Федотчев А.И. восприятие, репродукция и оценка времени у школьников. Вопросы психологии, 1984, No.1, 80–86.
- Фресс П. восприятие и оценка времени. Экспериментальная психология. Вып. VI. М., «Прогресс», 1978, 88–135.
- Цуканов Б.И. Время в психике человека. Одесса, «АстроПринт», 2000.
[1]Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых МК– 5928.2014.6
Комментарии
Добавить комментарий