Проблема изучения межличностных отношений появилась еще в XIX веке, но рассматривалась она лишь в структуре других социально–психологических проблем. С развитием инфраструктуры и расширением городов тема межличностных отношений все более дифференцировалась. Работы Чарльза Кули и Георга Зиммеля (1890) стали некой «отправной точкой» в изучении личностных черт человека, как проекций взаимодействия субъекта с социальной группой. Причем малая группа понималась авторами как социальная среда или совокупность людей, в которой присутствует общение «лицом к лицу» или межличностные отношения. В продолжение изучения проблемы межличностных отношений Владимир Николаевич Мясищев (1957) акцентировал внимание на эмоционально–чувственном аспекте взаимодействия между людьми. А поскольку психика уникальна для каждого субъекта, мы предположили, что и построение или налаживание межличностных отношений во многом зависит от устойчивых индивидуально–личностных характеристик человека, например, темперамента, как биологической основы развития личности.
Как известно, создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ, предложивший разделять людей по соотношению четырех жидкостей организма (крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи). В последующие века многие исследователи пытались как–то упорядочить видимые особенности строения и поведения людей, создавая новые теории темперамента, однако в нашем исследовании мы опирались на регуляторную теорию темперамента Яна Стреляу (1974), поскольку она рассматривает Темперамент как совокупность стабильных свойств, определяемых особенностями врожденных нервных и эндокринных механизмов.
Вегетативный баланс представляет собой баланс активности симпатического и парасимпатического отделов ВНС, т.е. устойчивую индивидуальную характеристику, отражающую особенности накопления и распределения функциональных ресурсов организма, а также во многом определяющую специфику работы психоэмоциональной и когнитивной сферы (Усенко А.Б.; Кузьмина К.А., 2012). Согласно этому определению, мы рассматривали тип ВБ как природную предпосылку свойств темперамента и индивидуально-стилевых особенностей произвольной саморегуляции поведения. В настоящее время выделяется 4 типа вегетативного реагирования и еще только оформляющийся 5 тип: ваготоники (ваготония связана с активностью блуждающего нерва, направленной на поддержание гомеостаза и накопление функциональных ресурсов); симпатотоники (симпатотония свазана с активацией симпатического отдела ВНС, который обеспечивает мобилизацию организма, сопровождающуюся перераспределением и расходованием функциональных резервов); дистоники (дистония характеризуется очень высоким уровнем активности как симпатического, так и парасимпатического отдела ВНС); эйтоники (эйтония характеризуется сбалансированной активностью обоих отделов ВНС); ваго–дистоники (запредельно высокая активность обоих отделов ВНС).
Мы предположили, что если можно проследить взаимосвязь между особенностями межличностных отношений и типом темперамента (как психического уровня системы саморегуляции), а также между темпераментом и типом вегетативного реагирования (как нейрофизиологического уровня), то и между типом ВБ и избираемыми стратегиями межличностного взаимодействия также можно будет проследить взаимосвязь. Актуальность данного исследования заключается в том, что если специфика регуляторных процессов нейрофизиологического уровня действительно позволяет учитывать потенциальные особенности стратегий выстраивания межличностных отношений молодыми людьми, то адекватная оценка регуляторных процессов поможет создавать условия для оптимизации процесса межличностного взаимодействия и социальной адаптации.
Была выдвинута гипотеза, что для молодых людей со смещением вегетативного баланса в сторону повышенной активности симпатической нервной системы (симпатотоников) будут характерны стратегии межличностных отношений, направленные на расширение круга социальных контактов.
Для проведения исследования были выбраны следующие методики: диагностику структуры личности осуществляли с помощью пятифакторного личностного опросника МакКрае-Коста «Большая пятерка» в адаптации А. Б. Хромова. Диагностику основных формально–динамических свойств личности осуществляли с помощью опросника «Тест - личностный опросник изучения темперамента Яна Стреляу» в адаптации Н.Р. Даниловой и Ф.Г. Шмелёва. Диагностику представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также особенностей межличностных взаимоотношений осуществляли с помощью опросника «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири» в адаптации Л.Н. Собчик.
Для диагностики индивидуального профиля вегетативного реагирования использовали анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР), который осуществляли на основе статистического и геометрического анализа показателей электрокардиограммы (ЭКГ).
Для проверки гипотезы использовали статистическую обработку данных по алгоритмам программы “Statistica 7.0” с использованием непараметрических методов (U–критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Принятый уровень значимости составлял 5%.
Результаты работы:
Во-первых, в группе симпатотоников были выявлены низкие показатели выносливости и активности, обусловленные перенапряжением адаптационных механизмов. Однако потребность в новых впечатлениях, стремление к разнообразию и расширению круга социальных взаимодействий позволяют вырабатывать такие стратегии саморегуляции психического уровня, которые, по–видимому, способны компенсировать повышенное напряжение регуляторных механизмов.
Во-вторых, в группе эйтоников наблюдалась повышенная сенсорная чувствительность, создающая условия для выстраивания эффективной системы организации своего поведения. В то же время низкие показатели выносливости, сравнимые с показателями группы симпатотоников, очевидно, были вызваны теми же причинами, однако низкие показатели активности в данной группе определялись уравновешенностью звеньев саморегуляции на в повышенном уровне активности на психическом уровне.
В-третьих, в группе ваго–дистоников особенности саморегуляции нейрофизиологического уровня обеспечивают хороший запас ресурсов и быстрый доступ к функциональным резервам организма, что создает благоприятные условия для успешного взаимодействия с окружающей средой путем ее настойчивого и последовательного изучения. При этом звенья психофизиологического уровня, как регуляторный механизм распределения ресурсов на психическом уровне, позволяют ваго–дистоникам выстраивать наиболее эффективную программу произвольной саморегуляции. Однако низкий уровень вовлеченности высших нейрорегуляторных механизмов у представителей данной группы может привести к дестабилизации адаптационных процессов и повышению напряжения. В этом случае в качестве компенсаторного защитного механизма можно рассматривать стратегию экономии ресурсов, повышающую пластичность и эффективность процессов осознанной саморегуляции поведения и выражающуюся в повышенном уровне подозрительности по отношению к другим людям.
Литература
- Гиппократ. Избранные книги. М.: Биомедгиз, 1936.
- Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Л.: Изд–во ЛГУ, 1957.
- Усенко А.Б., Кузьмина К.А. Вегетативный баланс как природная предпосылка процессов психической саморегуляции // Психологические исследования. 2011. № 3(17).
- Beauchaine Th.P., Gatzke–Kopp L., Mead H.K. Polyvagal theory and developmental psychopatology: Emotion dysregulation and conduct problems from preschool to adolescence // Biological psychology. 2007. №74.
- Porges S.W. Physiological regulation in high–risk infants: A model for assessment and potential intervention // Development and Psychopathology. 1996. №8.
- Strelau J. Temperament as an expression of energy level and temporal features of behavior//Polish Psychological Bulletin. 1974.
Комментарии
Добавить комментарий