Учим детей сравнивать в рамках концепции ЦРПС
Е.Д. Хлестова, психолог школы №1929
Учим детей сравнивать в рамках концепции ЦРПС
«Я сравниваю – значит, я живу»,
мог бы сказать Данте.
А. Вознесенский
Согласно концепции личностно – ориентированного образования, разработанной А.А. Плигиным, умение учиться определяется особенностями познавательных стратегий школьников. В ЦРПС формируя общеучебные стратегии важно осознавать те интеллектуальные операции, которые являются базовыми. А.А. Плигин выделяет в их составе следующие общеучебные стратегии:
- стратегии определения понятий и понятийного мышлении;
- стратегии чтения учебного текста;
- стратегии решения задачя
В стратегии определения понятий и понятийного мышления очень важно развивать интеллектуальные операции по сравнению сходства и различия. Курс «Учись учиться» является надпредметным. Отдельным этапом курса в нашей программе является развитие познавательных процессов – памяти, мышления, воображения.
Развитие мышления школьника, его умение сравнивать имеет большое значение в умственном развитии и воспитании личности. Одним из приемов развития умственной деятельности – учить сравнению. Это необходимо для установления связей и закономерностей в усваиваемых знаниях, для их глубокого и прочного усвоения, для полноценного умственного развития школьника.
На современного школьника щедро изливается поток самой разнообразной информации. Школьник, умеющий осмысливать и упорядочивать поток информации, найдет в нем могучий источник умственного развития, не умеющий – будет попадать в водовороты. И от впечатлений окружающего мира, и от получаемых в школе знаний в его голове может остаться только хаос.
Выявление закономерностей, установление связей и отношений между предметами и явлениями внешнего мира, их мысленное объединение или разъединение – это функции мышления. Существует много путей развития мышления. Один из них – обучение сравнению. Сравнивать можно чуть не все на свете. С чем только не сравнивают, например, людей: со звездой из надземного ми, с камнем и деревом (по бесчувствию), с алмазом и жемчугом, с червяком – по контрасту со стихийными силами, со змеей – по ехидству, с голубем – по чистоте и со многими четвероногими – по менее лестным качествам.
В учебном процессе умелые преподаватели этим пользуются. Например: сравнивая размеры Солнца и Земли (для детей это «невообразимо»), показать кнопку и большой картонный круг. Говоря о высоте морской волны, учитель не только называет ее в метрах, но и сравнивает ее с доступным наблюдению школьников многоэтажных домов. Таким образом, сравнение становится своего рода мостиком между неизвестным и известным и будет способствовать усвоению знаний, которые выходят за пределы жизненного опыта ребенка.
На уроках по биологии, я давала детям общую характеристику класса пресмыкающиеся. После этого им было предложено сравнить эту характеристику с характеристикой земноводных. В 2/3 работ при сравнении количество признаков увеличилось: были выделены новые признаки и в ряде случаев конкретизировались признаки, уже найденные ранее.
Еще пример на сравнение ученика 7 класса. Вопрос звучал так: «Как передвигаются земноводные?» Вопрос вызвал затруднение у класса. Предложено было сравнить тогда с пресмыкающимися. И тогда Никита вызвался к доске и изобразил это рисунком.
Стратегия Никиты:
- Внимательно смотрю на рисунки лягушки и черепахи.
- Зрительно пытаюсь сравнить лягушку и черепаху.
- Вспоминаю места их обитания.
- Спрашиваю себя, а можно их сравнить?
- Возник образ лягушки и сразу же представил, как она прыгает.
- Взял мел и нарисовал конечности лягушки и черепахи.
Из рисунка стало понятно что, у животных под №1 конечности расположены высоко от земли – значит, они двигаются прыжками. У животных под №2 волочатся по земле.
Сережа, никак не мог заставить себя учить материал о внутреннем строении ящерицы.
- Ничего не может быть скучнее этой темы.
Я предложила ему медицинский атлас и попросила внутренности ящерицы сравнить с внутренностями человека. Работа мальчику понравилась.
Выделение зрительно воспринимаемых признаков – еще далеко не все, что нужно для создания полного представления о предмете или явлении. Школьники должны уметь выделять признаки не только конкретных предметов и явлений, но и понятий.
Обучение выделению признаков понятий, как и конкретных предметов, может быть построено на основе сравнения. Для этого можно использовать логические задачи. Например: расклассифицируйте семь приведенных ниже слов на несколько классов, объединенных каким - либо обобщающим признаком.
1) Стрекоза 2) Крокодил 3) Рыба - пила 4) Пчела 5) Камбала 6) Муха 7) Ящерица.
Той же цели может служить игра «Четвертый лишний», которая состоит в том, что из четырех предложенных объектов школьник должен найти и отбросить «лишний». Например: Лягушки, жаба – ага, жерлянки, акула – молот. Решение этой задачи требует от школьника самостоятельно выделить среди них признак, по которому эти слова могут быть сопоставлены, установить сходство трех слов по этому признаку и несходство четвертого и отбросить четвертое как «лишнее».
Индивидуальная стратегия Ани:
- Медленно читаю и припоминаю, как они выглядят.
- Вспоминаю, где они обитают.
- Вспомнила, что лягушки могут обитать в двух средах – земле и воде, а акула только в воде.
Значит акула здесь лишняя.
Итак, чтобы сравнить животных, ребенку нужно было осознать, что это такое. Это связано с анализом: мысленным выделением признаков, свойств. В ходе выявления сходства и различия, в сравниваемых объектах выступают новые, не замеченные раннее свойства, благодаря чему сравнение приводит не просто к выявлению сходства и различия, но и более полному познанию сравниваемых объектов. Работая таким образом, школьник не просто познает свойства, особенности, выделяемые в результате сравнения, но и участвует в формировании новых понятий, делая эти понятия не только более отчетливыми, но и более «своими». Таким образом, сравнение выступает не только как средство познания, но и как средство умственного развития.