Добавить комментарий

Причины выбора профессии психолога студентами

Reasons for students to choose the psychology profession

Керножицкая Яна Вячеславовна 
студент, Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, г. Минск

Yana Kernozhutskaya 
student, Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk

Аннотация: выбор профессии является одним из наиболее важных событий, определяющих в значительной степени жизненный путь человека. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения личности в целом, выбора образа жизни, профессии, а также ее вхождения в как профессиональные, так и социальные группы. На характер этого выбора оказывает свое воздействие множество различных факторов, таких как склонности, уровень притязания на общественное признание, информативность, позиция старших членов семьи, мотивация и профессиональная направленность.

В процессе профессионального обучения актуально рассмотрение вопроса мотивации. В различных научных сферах свое определение мотивации. Так, в психологии, мотивацией является совокупность внешних и внутренних условий, способных побуждать субъекта к активности. В социологии мотивацию рассматривают как осознаваемую потребность субъекта в достижении определенных благ. Мотивационные факторы занимают ведущее место в структуре поведения личности и являются основным понятием, которое используют для объяснения движущих сил деятельности в целом.

Необходимость учёта профессиональной направленности личности в процессе общественного производства возникла не сегодня, поскольку ещё в период раннего антропогенеза, когда древний человек стал жить общиной, для удобства ведения примитивного хозяйства и защиты племени от различных угроз появилась потребность в разделении труда.

Abstrakt: The choice of a profession is one of the most important events determining to a large extent the life path of an individual. Professional self-determination is part of a person's life self-determination in general, the choice of lifestyle, profession, as well as his or her entry into both professional and social groups. The nature of this choice is influenced by many different factors, such as aptitudes, the level of aspirations for social recognition, informativeness, the position of older family members, motivation and professional orientation.

It is relevant to consider the issue of motivation in vocational training. Different scientific fields have their own definition of motivation. So, in psychology, motivation is a set of external and internal conditions that can induce a subject to activity. In sociology, motivation is seen as the perceived need of the subject to achieve certain benefits. Motivational factors occupy a leading place in the structure of personal behavior and are the main concept used to explain the driving forces of activity in general.

The need to take into account a person's professional orientation in the process of social production did not arise today, because even in the period of early anthropogenesis, when ancient man began to live as a community, the need for the division of labor appeared for the convenience of maintaining a primitive economy and protecting the tribe from various threats.

Ключевые слова: выбор профессии, мотивация, профессиональная направленность.
Keywords: Choice of profession, motivation, professional orientation.

выбор профессии — сознательное определение человеком области деятельности, которой он намеревается овладеть и длительно заниматься. Выбирая профессию, человек учитывает ее социальную значимость, престижность, взвешивает свои способности, оценивает возможность добиться успехов, оптимально самовыразиться. При выборе профессии проявляются интересы и отношение человека к самому себе, его самосознание, самооценка, ответственность [3, с.20].

Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность позволяет не просто производить какие-то товары или услуги, но прежде всего она дает возможность человеку реализовать свій творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.

Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова [7] выделяют следующие основные характеристики профессии. Во-первых, это ограниченный вид трудовой деятельности вследствие исторического разделения труда; во-вторых, общественно полезная деятельность (хотя четкого критерия полезности не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого – меньше); в-третьих, это деятельность, предполагающая специальную подготовку; в-четвертых, деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития; в-пятых, это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (то, чем человек занимается, дело человека, его работа – его главная «визитная карточка»).

Выбор жизненного пути и профессиональной направленности происходит в юношеском возрасте. Профессиональное самоопределение явилось предметом изучения Е.А. Климова [Климов, 1991], Ю.П. Поваренкова [Поваренков, 1999], Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистякова. Факторы выбора профессии исследовали Л.А. Головей, И.В. Кузнецова, А.К. Маркова [Маркова,1996].

мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий [8].

Профессиональная мотивация личности может быть представлена как процесс стимулирования себя и других людей к достижению определенных профессиональных успехов. А также под профессиональной мотивацией понимается действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; профессиональная мотивация формируется под влиянием фак­ торов окружающей действительности [5].

Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами [3].

Самоподкрепление мотива происходит под воздействием имеющихся у человека конкретных сочетаний типологических особенностей проявляющих свойство нервной системы (сила – слабость, подвижность – инертность, уравновешенность – неуравновешенность). Это имеет возможность обусловливать предрасположенность человека к определенному типу деятельности. Понимание данной склонности и ее предпосылки приводят к формированию мотива, побуждающего человека заниматься определенным видом деятельности, так как в его глазах эта деятельность по своему характеру отвечает характеру имеющейся склонности. Тем самым такое сочетание типологических особенностей содействует проявлению способностей к этому же виду деятельности, что ведет к высокой ее эффективности, создает удовлетворенность трудом и подкрепляет мотив выбора профессии, превращая его в стойкий интерес. Последний влияет на активность человека и «закрепляет» его в данной профессии [5].

Э.С. Чугунова (1985) выделяет доминантный тип профессиональной мотивации (устойчивый интерес к профессии), ситуативный тип профессиональной мотивации (влияние привходящих жизненных обстоятельств, которые не всегда согласуются с интересами человека) и конформистский (или суггестивный) тип профессиональной мотивации (внушающее влияние со стороны ближайшего социального окружения — советы родных, друзей, знакомых) [3].

мотивация профессиональной деятельности напрямую связана с удовле­творенностью профессией. удовлетворенность профессией – это интегратив­ный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профес­сии. Он совершенно необходим и чрезвычайно важен именно как обобщенная характеристика. Низкая удовлетворенность профессией в большинстве случаев становится причиной текучести кадров. Кроме того, от удовлетворенности из­ бранной профессией в немалой степени зависит и психическое здоровье чело­ века. Его сохранению способствует также высокий уровень профессионализ­ма – один из решающих факторов преодоления психологического стресса [1].

Направленность личности играет существенную роль в жизнедеятельности человека. Направленность личности в профессиональном становлении связана, прежде всего, с познавательной деятельностью и проявляется в интересах, связанных с развитием профессионализма. Немаловажным является и соответствие черт характера личности тому виду деятельности, интерес к которой в силу влияния различных социальных и культурных факторов, проявляет молодой человек, в частности, абитуриент.

А.Г. Ковалев, рассматривая профессиональную направленность, отмечает, что истинная профессиональная направленность включает такие элементы, как сознание долга и интерес к делу. Интерес может выступать как интерес к самой деятельности и как опосредованный, то есть к результатам труда. Автор выделяет следующие формы интереса к результатам труда: 1) материальный интерес – заработок; 2) интерес к становлению профессионального мастерства; 3) интерес к общему развитию личности, которому способствует овладение профессией и труд в соответствующей области производства. Оптимальным условием для развития личности и роста производительности труда является гармоничное сочетание непосредственного и опосредованного интереса. Автор предлагает включить в профессиональную направленность склонность как одну из форм проявления способности к опосредованной деятельности [4].

По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, в профессиональной направленности выражаются: положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области профессии. Профессиональная направленность, по мнению авторов, предполагает Понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения, взгляды [2].

Важным фактором для профессионального и личного самоопределения в студенческий период является наличие способностей и потребностей, которые позволяют с возможной полнотой реализовать себя в труде и в будущей семейной жизни. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. Возрастает волевая регуляция. Ярко проявляется стремление к самоутверждению. В этом возрасте довольно напряженно происходит формирование нравственного сознания, осуществляется выработка и формирование ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности.

На основе теоретического анализа научной литературы и заданных целей данного исследования, была выдвинута и сформулирована проблема, требующая дальнейшей эмпирической разработки. Данная проблема заключается в необходимости выявить причины выбора профессии психолога студентами.

На данном этапе исследования были проведены следующие методики:

  • Методика «Мотивы выбора профессии»
  • Методика диагностики уровня профессиональной направленности студентов (Т.Д.Дубовицкая).

Характеристика выборки: Общее число респондентов составило 30 человек. Все опрошенные респонденты являются студентами 1 и 3 курса Института психологии БГПУ. Выборку опрошенных в методиках. Методика «Мотивы выбора профессии» и Методика диагностики уровня профессиональной направленности студентов (Т.Д. Дубовицкая).

Исходя из результатов исследования мотивов выбора профессии студентами можно заметить, что:  по шкале внутренние социально значимые мотивы 23,3% студентов имеют внешнюю мотивацию, такую как заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д.

По шкале внутренние индивидуально значимые мотивы установлено, что 46,6% руководствуются общественной и личной значимостью; удовлетворением, которое приносит работа благодаря творческому характеру; возможности общения, руководством другими людьми.

По шкале внешние положительные мотивы 23,3% студентов стимулирует материальное благополучие. Возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить все свои усилия.

По шкале внешние отрицательные мотивы 6,6% испытуемых характеризуются воздействием на их личность путём давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Также в исследовании было выявлено, что среди девушек 60% при выборе профессии психолога руководствовались внутренними индивидуально-значимыми мотивами, а среди юношей 33,3% студентов на выбор профессии повлияло материальное благополучие. В равной степени среди девушек и юношей 6,6% выбрали профессию под воздействием санкций негативного характера.

Из исследования профессиональной направленности студентов-психологов 39,6% студентов имеют высокий уровень профессиональной направленности, т.е. данные студенты стремятся к овладению избранной профессией, выбранная профессия им нравится, и они собираются работать в данной области. Можно сделать вывод, что для 12 студентов выбранная ими профессия является смыслом жизни. Вынужденными учиться на данного специалиста являются 29,7% студентов. Вероятно, поступление в учебное заведение обусловлено не интересом к будущей профессии и желанием работать по данной специальности, а другими причинами. Малоинтересной профессия является для 9 студентов. Среди 1 курса 29,7% студентов неопределенно относятся к выбору профессии, возможно они еще не знают нравится ли им учиться в данной области.

Также в исследовании было выявлено, что среди девушек 46,6% студентов готовы полностью посвятить себя профессии, а среди юношей 33,3% студентов осознанно сделали выбор профессии. Юноши в большем количестве – 40% не заинтересованы в освоении знаний в данной области, в отличии от девушек – 20% не видят себя в дальнейшем в этой специальности.

Исходя из исследования можно сделать вывод о доминирующих мотивах и профессиональной направленности личности.

Так, результаты методики «Мотивы выбора профессии», показали, что среди студентов Института психологи БГПУ 1 и 3 курса на 2021/2022 большая часть студентов руководствуются общественной и личной значимостью; удовлетворением, которое приносит работа благодаря творческому характеру; возможности общения, руководством другими людьми.

С помощью «Методика диагностики уровня профессиональной направленности студентов» (Т.Д. Дубовицкая) удалось вывить, что большая часть студентов стремится к овладению избранной профессии, но оставшаяся часть студентов не заинтересованы в обучении выбранной профессии и не имеют чёткого представления о том, что ждёт их при выборе данной профессии.

Список литературы:

  1. Бодров, В.А. Психологические основы профессиональной деятельности: хресто­матия / В.А. Бодров. - М.: Перса; Логос, 2007 - 175 с.
  2. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы. П: Учеб.пособие / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – 3-е изд., перераб. и доп.– Минск: Университетское Г, 1993. – 368 с.
  3. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы. П: Учеб.пособие / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – 3-е изд., перераб. и доп.– Минск: Университетское Г, 1993. – 368 с.
  4. Ковалев, А.Г. Личность и пути ее формирования / А.Г. Ковалев. — М.: Знание, 1971. – С. 31.
  5. Лукина, В.С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии. 2004, №5. – С. 25-33.
  6. Процессуальные теории мотивации: краткий обзор [Электронный ресурс] // Галяутдинов. - Режим доступа: http://galyautdinov.ru/post/processualnye-teorii-m otivacii. - Дата доступа: 02.05.2022.
  7. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006 — 496 с.
  8. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие / А.В. Родионов. — М.: Физкультура и спорт, 2004. – 576 с.

Разделы психологии: 

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки