Агрессивное поведение и защитные механизмы в юношеском возрасте
УДК 159.947.5:316.624
AGGRESSIVE BEHAVIOR AND DEFENSE MECHANISMS IN ADOLESCENCE
Керножицкая Яна Вячеславовна
студент, Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, г. Минск
Yana Kernozhutskaya
student, Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk
Пузыревич Наталия Леонидовна
научный руководитель, заведующий кафедрой социальной и семейной психологии Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук, доцент
Natalia Puzirevich
supervisor, Head of the Department of Social and Family Psychology at the Institute of Psychology of the Belarusian State Pedagogical University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
Аннотация: В статье исследуется актуальный на данный момент феномен агрессивного поведения по отношению к другим людям, животным, а также агрессии направленной на самого себя (аутоагрессии), симптомы роста девиантного поведения в обществе и механизмы защиты. Описываются особенности поведения в юношеском возрасте и причины проявления агрессии. Будет рассмотрена одна из многочисленных теорий агрессии, а именно фрустрационная теория, предложенная Доллардом и другими.
Abstrakt: The article explores the current phenomenon of aggressive behavior toward other people, animals, as well as aggression directed at the self (autoaggression), the symptoms of the growth of deviant behavior in society and defense mechanisms. Characteristics of behavior in adolescence and causes of aggression are described. One of the numerous theories of aggression will be considered, namely the frustration theory proposed by Dollard and others.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, аутоагрессия, девиантное поведение, защитные механизмы, психологическая защита, теория агрессии, фрустрация, Юношеский возраст.
Keywords: aggression, aggressive behavior, autoaggression, deviant behavior, defense mechanisms, psychological defense, aggression theory, frustration, adolescence.
Актуальность данной статьи определяется тем, что при обнаружении связи между агрессивным поведением и защитными механизмами личности у лиц юношеского возраста, возникнет возможность дать практические рекомендации по формированию у молодёжи самоотношения, что повлияет на агрессивное поведение в лучшую сторону.
Проблема агрессивности одна из самых значительных и актуальных проблем современной психологии и педагогики. Агрессивное поведение или агрессия рассматривается как одна из форм деструктивного поведения, которое нарушает социальные и нравственные нормы, приносит физический, моральный ущерб людям, вызывает у них психологический дискомфорт.
В юношеском возрасте возникают конфликтные ситуации среди сверстников, а также предвзятое отношение к себе, завышенные ожидания. Характеристикой этого периода является становление личности, формирование качеств и профессиональных навыков, а также дальнейшее определение деятельности индивида.
Под агрессивностью мы понимаем, что это качество личности, выражающееся в действиях и поступках, ориентированных на причинение вреда окружающим или самому себе. Проявляется враждебностью, нанесением физических травм, произнесением оскорблений. Агрессивные люди раздражительны, обидчивы, часто переживают гнев, злость, ярость. [14]
Одной из теорий об агрессивности является теория фрустрации-агрессии — теория агрессии, предложенная Джоном Доллардом, Нилом Миллером, Леонардом Дубом, Орвалом Маурером и Робертом Сирсом в 1939 году и далее разработанная Нилом Миллером в 1941 году и Леонардом Берковицем в 1969 году [1]. Суть теории фрустрации-агрессии заключается в том, что большинство людей совершают насильственные действ, потому что поставлены в невыносимые условия жизни.
Причинами фрустрации-агрессии людей могут быть самые разнообразные факторы, ущемляющие их потребности, интересы и ценности. При этом фрустрация будет выше у тех людей, которые надеялись на несбывшиеся ожидания. Это, по мнению Леонарда Берковца, обусловлено тем, что «крушение надежды обычно переживается значительно интенсивнее как негативный аффект, нежели просто отсутствие надежды вообще, большинство фрустраций будет, вероятно, продуцировать более сильную стимуляцию к агрессии, чем многие ограничения или депривации». «... Люди бывают особенно сильно возмущенными или разозленными, если считают, что фрустратор намеренно препятствует достижению их целей» [12]. При этом «чем сильнее фрустрация, тем больше величина агрессии, направленной на источник фрустрации». [7]
Имеется гипотеза, по которой фрустрация побуждает как к агрессивному поведению, так и нет, однако любое агрессивное поведение является результатом фрустрации, определяя фрустрацию недостаточным, но необходимым условием для агрессии. [13]
По мнению Д. Долларда и его коллег, фрустрация — это «состояние, появляющиеся, когда целевая реакция страдает от вмешательства», а агрессивность определяется как «действие, целевой реакцией которого является нанесение вреда организму (или его замене)». В теории говорится, что фрустрация вызывает агрессию, но, когда объект не может противостоять источнику фрустрации, агрессия перемещается на невинную цель. Эта теория равно применяется для объяснения мятежей и революций, которые, как предполагают, спровоцированы более бедными и более обездоленными пластами общества, выражающих свое огорчение и гнев через насилие. [7]
Американскими социальными психологами в 40-е гг. было установлено, что людям свойственно подражать увиденному или услышанному. В своем поведении они неосознанно воспроизводят как позитивные, так и негативные модели. Бандура полагал, что главной детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. [15]
Ученые, придерживающиеся теориям агрессии, основанных на инстинктах или фрустрации, отталкиваются от того, что враждебность возникает в человеке из его эмоций, которые естественным образом выталкивают агрессию наружу. Социальные психологи полагают, что то же самое делает и научение – оно как бы выталкивает из нас агрессию. [15]
Основой душевного благополучия человека являются поддержание достаточного уровня самоуважения и эмоциональная стабильность. По Фрейду: «Психический аппарат не выносит неудовольствия... Если восприятие реальности вызывает неудовольствие, то оно — т.е. истина — приносится в жертву. Это объясняет самую главную функцию... неспецифического защитного механизма: защищать человека от реального психологически дискомфортного внешнего мира и создавать такой его образ, в котором человек бы мог безбоязненно действовать». [6].
Стоит обратить внимание на один из видов проявления девиантного поведение – аутоагрессию, проявление которой на данный момент по статистическим данным участилась – как физического нанесения вреда, так и морального. Ряд авторов под аутоагрессивным поведением понимают бессознательные механизмы формирования психосоматических расстройств, и одним из таких проявлений, является нарушения пищевого поведения (булимия, анорексия) [16].
Шустов Д.И. дает такое определение: «Аутоагрессия (поворот против себя, от ауто- + агрессия) — активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах» [10]. С точки зрения психоанализа такого вида агрессию можно отнести к механизмам психологической защиты. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства, саморазрушительном поведении.
Защиты — это особые приемы, уловки, алгоритмы действий, которые бессознательно использует наша психика для того, чтобы избежать негативных эмоций и сохранить самоуважение. Механизмы психологической защиты включаются при конфликте, психотравме, фрустрации, стрессе автоматически, неосознанно, помимо воли человека. [3].
Все защиты делятся на базовые (отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование) и вторичные, которые строятся на основе базовых и являются их функциональными производными или комбинациями. [3]. Кроме того, принято делить защиты на примитивные и высшего порядка. Чтобы быть классифицированной как примитивная, защита должна обнаруживать наличие в себе двух качеств, связанных с довербальной стадией развития. Она должна иметь недостаточную связь с принципом реальности и недостаточный учет отделенности и константности объектов, находящихся вне собственного «Я».
К примитивным защитам относят отрицание, проекцию, интроекцию, проективную идентификацию, примитивную изоляцию, всемогущественный контроль, примитивные идеализацию и обесценивание, диссоциацию, расщепление «Я». [6]
Психологическая защита — система процессов и механизмов, направленных на сохранение однажды уже достигнутого (или на восстановление утраченного) позитивного состояния субъекта. [8] Цели защиты — ближняя (сохранить позитивное состояние) и дальняя (удержать такое состояние как можно дольше). Защите могут подвергаться мотивационные образования (желания, предпочтения, вкусы), когнитивные структуры (мировоззрение, мнения, знания), поведенческие паттерны (привычки, умения, стиль поведения или деятельности). Психологическая защита противоречива: с одной стороны, она способствует адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой стороны, может ухудшить приспособленность к внешней социальной среде. [8]
Изучая данные процессы в период юношества необходимо учесть индивидуальные характеристики. А именно: повышенная эмоциональная возбудимость. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. Внешний мир начинает восприниматься «через себя». Возрастает волевая регуляция (развивается внутренний локус контроля). Ярко проявляется стремление к самоутверждению [2; 11; 12].
Одна из самых важных психологических эмоциональных характеристик юности – самоуважение. Изменение поведенческих проявлений в юношеском возрасте определяется личностными психологическими особенностями. Эмоциональные трудности и психологически болезненное протекание юношеского возраста – побочные свойства юности. Эмоциональные изменения в период юности во многом определяются механизмами психологической защиты, которые используют юноши и девушки в качестве способа адаптации к меняющемся внешним и внутренним условиям: рост социальной ответственности, необходимость следовать социальным нормам, увеличение потребностей на фоне недостатка возможностей их удовлетворения, смена приоритетов в мотивационной сфере [9; 12; 13].
И так, причинами, которые оказывают влияние на возникновение агрессии являются биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция человека, семейные взаимоотношения, взаимодействие с окружающими, жара, шум, теснота, а также алкоголь, наркотики.
Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства) между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия.
Понятие агрессии имеет многообразие определений, а также различные теории ее возникновения. агрессия играет важную роль в жизни человека, сопровождая его в течение жизни. Существует много различных методов исследования агрессии, по которым можно судить о поведении, присущем человеку в различных критических ситуациях, провоцирующих агрессию. Человек должен иметь представление об этих методах и применять их, чтобы узнать свой уровень агрессии, что в свою очередь может побудить человека задуматься о своем поведении и при необходимости изменить его в лучшую сторону.
Список используемой литературы:
- Miller, Neal E.: The frustration-aggression hypothesis. Psychological Review / E. Neal, 1941. — 337–342 S.
- Абрамова, Г.С. возрастная психология : учеб. пособие / Г.С. Абрамова. — Изд. 6-е М. : Академ. проект: Альма Матер, 2006.
- Александров, А.А. Психотерапия: учеб. пособие / А.А. Александров; серия «Национальная медицинская библиотека». СПб : Питер, 2004. — 480 c.
- Берковиц, Л. агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. — СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2001. — С. 53–73.
- Берковиц, Л. Фрустрационная гипотеза агрессии: исследование и переформулировка / Л. Берковец, 1989.
- Болонева, Ю.М. Механизмы психологической защиты в исследованиях З. Фрейда : сб. науч. тр. / Ю.М. Болонева, Г.С. Корытова. Томск: Томский государственный университет, 2004. — С. 354–357.
- Гарр, Т.Р. Почему люди бунтуют / Т.Р. Гарр. — СПб.: Питер, 2005. — 47с.
- Грановская, Р.М., Никольская И. М. Защита личности: Психологические механизмы. — СПб.: Знание, Свет, 1999. — 352 с.
- Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология : конспект лекций / Е.Н. Каменская. — Изд. 2-е, перераб. и доп. Ростов н/Д : Феникс, 2007.
- Каубиш В.К. О некоторых факторах, способствующих суицидальному поведению подростков и молодых людей / В.К. Каубиш // Проблемы организационной и социальной психиатрии. М., 2000. — 315 с.
- Кулагина, И.Ю. возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н Колюцкий. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Мухина, В.С. возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: учеб. / В.С. Мухина. Изд. 9-е, стер. М.: Академия, 2004.
- Обозов, Н.Н. возрастная психология: юность и зрелость / Н.Н. Обозов. СПб. : СаиВеда, 2000.
- Цыганова, Л.Н. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте / Цыганова Л.Н. // Вест. Мордовского ун-та. — 2001. — №2.
- Шихирев, П.Н. Современная Социальная психология в Западной Европе: Проблемы методологии и теории. М. 1985.
- Эпидемиологический анализ суицидов в г. Минске (1994 -1997 гг.) / Проблемы организационной и социальной психиатрии. В.П. Поздняк [и др.]. — Минск, 2000. — 318 с.