Программа психолого-педагогического сопровождения выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Программа психолого-педагогического сопровождения выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Проблема одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их «нормальных» сверстников. И еще более важно Понимание того, что впоследствии одаренным детям с ограниченными возможностями здоровья придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.
Выявление развитие и поддержка одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья должно начинаться уже в дошкольном учреждении, через интеграцию базового и дополнительного образования детей, и должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дошкольного учреждения.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
У детей с творческим типом одаренности наблюдаются: оригинальность, беглость, гибкость и продуктивность мышления, творческое восприятие. Они могут быть болезненно самолюбивы, стеснительны и истеричны.
Одаренные дети обладают, как правило, повышенной чувствительностью, уязвимостью и реактивностью, что ведет к высокой ранимости и обидчивости; у них часто бывает привычка поправлять других детей, не выслушав их первыми высказывать свое мнение и решение, проявлять нетерпимость к мнениям окружающих.
В МБДОУ ДСКВ №50 осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи и с задержкой психического развития.
Работа по выявлению, развитию и поддержки одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья простраивается как с детьми нормы.
Цель программы: выявление и развитие творческого мышления, воображения и эмоций у детей с ОВЗ.
Творить ребенок способен только при условии нормального эмоционального состояния, поэтому одной из целей данной программы является устранение негативных личностных проблем ребенка и поддержка благоприятного эмоционального климата в микрогруппе детей.
Развитию творческого мышления способствует также и творческое воображение. Совместимость трех этих сфер - мышления, воображения и эмоций в программе по развитию творческого мышления - способствует гармоничному развитию творческости ребенка дошкольного возраста.
Эта программа содержит в себе решение трех основных задач:
- Развитие творческого мышления;
- Развитие творческого воображения;
- Эмоциональное развитие мира детей пяти-семи лет, имеющих предпосылки одаренности - высокий, превосходящий возрастные нормы, уровень развития способностей.
Основные принципы развивающей программы:
- Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается);
- Принцип вовлеченности детей в художественное творчество, то есть показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается;
- Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании;
- Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы;
- Содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентировано на ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
Используется комплекс взаимодополняющих методов:
- Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования; изучение документов, прогнозирование и проектирование.
- Эмпирические: психолого - педагогическое наблюдение, психодиагностическое тестирование, беседа и изучение результатов.
- Информационные методы: информационные стенды, памятки, собрания, семинары, информация на сайте.
Требования к организации развивающей предметно - пространственной среды:
- Предметно-пространственной среда должна быть максимально насыщена информационно, это станет залогом успешного интеллектуально-творческого развития.
- Предметно-пространственная среда должна быть пригодна к самым разнообразным, порой неожиданным преобразованиям. Неспособность ее к этому существенно сдерживает творческое развитие ребенка.
- Одаренный ребенок нередко настроен на длительное, глубокое изучение темы и не следует ограничивать его в его исследованиях (это требует гибкости в использовании времени и средств).
Программа осуществляется в четыре этапа. Первый этап аналитический
Цель: создание условий для реализации программы.
- Теоретический анализ психолого – педагогической литературы.
- Изучение имеющегося педагогического опыта.
- Определение целей и задач, организационных и содержательных условий, направлений, форм, методов приемов и средств.
- Подбор эффективного диагностического инструментария.
- Составление развивающией программы, календарно-тематического планирования.
Второй этап – диагностический.
Цель: выявление у детей пяти-семи лет способности к творчеству.
- Подбор и апробация пакета диагностических методик.
- Выявление детей с признаками одаренности.
- Анкетирование родителей и педагогов (анкеты для родителей и педагогов Ф. Татл и Л. Бекер);
- Разработка научно-методического комплекса сопровождения одаренной личности ребенка, создание личностно ориентированной среды для развития с одаренными детьми.
- Создание программы сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Формирование мониторинга «Одаренный ребенок в ДОУ».
На данном этапе используется следующий диагностический инструментарий:
- «Краткий тест творческого мышления (фигурный тест)» П. Торренса;
- Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко;
- Тест «Креативности» по Джонсону;
- Тест «Составление изображений» Л.Ю. Субботина;
- Тест Гилфорда (модифицированный Е. Туник);
- Анкеты и опросники для родителей и педагогов.
Тестирование проводит педагог-психолог индивидуально с каждым ребенком.
Третий этап - развивающий
Цель: развитие креативности детей через развитие творческого мышления, творческого воображения и эмоционального мира ребенка.
- Психолого - педагогическое просвещение родителей и педагогов в вопросах работы с одаренными детьми.
- Реализация программы развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Координация и Интеграция деятельности специалистов в этом направлении.
- Развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.
- Создание условий для реализации потенциальных возможностей и способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
На данном этапе выделяются три направления в работе.
1. Развитие творческого мышления предполагается через формирование следующих умений (по Симановскому А.Э.):
- Воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
- Угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
- Воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;
- Узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;
- Комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
- Находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
- Узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
- Переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
- Составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте;
- Использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу;
- Располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого-либо свойства и делать отсюда выводы;
- Находить действия, противоположные по значению (увеличивать - уменьшать, разрезать - соединять).
Некоторые умения могут формироваться параллельно и независимо одно от другого. Задачи направленные на развитие творческого мышления объединены в 2 блока. Один блок связан с развитием представления, другой развитием умственных действий.
2. Развитие творческого воображения - предполагает самостоятельное создание образа вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах.
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов, используемых ребенком неосознанно:
- Агглютинации, то есть «склеивание» различных несоединимых в повседневной жизни частей (человек - зверь или человек - птица);
- Гиперболизации, парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-с-пальчик);
- Аналогии (близкая: самолет - парящая птица; непосредственная, отдаленная: космический корабль - морской корабль);
- Синтеза;
- Анализа.
3. Развитие эмоционального мира детей в программе предполагает работу в следующих направлениях:
- Снятие эмоционального напряжения;
- Развитие самосознания, повышение самооценки и уверенности в себе;
- Развитие умений общаться друг с другом;
- Адекватное ролевое развитие.
Каждое занятие включает в себя:
- Ритуал приветствия – позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия;
- Разминку - упражнения, позволяющие установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, или направленные на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения;
- Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок, компьютерные игры и др.);
- Игру на повышение двигательной активности;
- Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения;
- Рефлексия - предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:
А) эмоционально - смысловом (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему, что показалось самым важным, полезным);
Б) моционально – оценочном (как себя чувствуют здесь и сейчас, т.е. оценка своего эмоционального состояния).; - Ритуал прощания;
- При необходимости детям дается домашнее задание.
В программе 10 занятий.
Занятия проводят с шестью-восемью детьми 1-2 раза в неделю в первую половину дня после основных занятий, примерно в 10.30 - 11.00. Продолжительность занятий - 30 минут.
Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию.
Например, на первом занятии педагог-психолог рассказывает, что и как делать, показывает. На втором же занятии он выступает как уже партнер (совместная деятельность). На третьем - дети действуют самостоятельно. Взрослый - организатор среды.
Релаксационное дыхательное или мышечное упражнение проводят или не проводят - в зависимости от степени эмоционального возбуждения детей после подвижной игры.
Четвертый этап – заключительный.
Цель: выявить результативность развивающих занятий.
- Анализ и обобщение полученных результатов.
- Оценка эффективности реализации с точки зрения полученных результатов.
- Рефлексия, анализ трудностей и путей их преодоления.
- Совершенствование методов и приемов работы.
- обобщение опыта работы.
- Разработка рекомендаций для педагогов по применению и реализации проекта.
На этом этапе проводится повторное исследование творческих способностей детей. Используются те методики, которые использовались на первом этапе.
Для положительного результата в развитии способностей необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей, воспитателя и детей.
Работа с воспитателями включает в себя:
- Профилактическую цель, т.е. педагог-психолог информирует воспитателей о том, что такое одаренность, как ее можно распознать и как работать с одаренными детьми.
- Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по развитию творческости. Нацеливание их на совместную с педагогом-психологом деятельность.
- Рекомендации по работе с одаренными детьми или детьми, имеющими предпосылки одаренности.
Работа с родителями детей, имеющих предпосылки одаренности:
- Организация совместной работы педагога-психолога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей;
- Ознакомление с программой;
- Групповая консультация;
- Использование педагогом-психологом домашних заданий для развития и закрепления способностей у детей. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании правильной помощи детям в выполнении домашних заданий (не подсказывать, а направлять);
- Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, имеющих предпосылки одаренности.
Условия реализации программы:
- Соответствие целей и задач проводимых мероприятий поставленным целям и задачам программы;
- Своевременная диагностика предпосылок одаренности;
- Создание активной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей раскрытию и развитию творческих способностей детей;
- Заинтересованность и активность всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Система взаимодействия психолога, педагогов и специалистов, работающих с одаренными детьми;
- Наличие необходимых средств;
- Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.
Ожидаемые результаты. В конце реализации данной программы у детей сформированы следующие умения:
- Воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
- Угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
- Воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;
- Узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;
- Комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
- Находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
- Узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
- Переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
- Составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте;
- Использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу;
- Располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого-либо свойства и делать отсюда выводы;
- Находить действия, противоположные по значению (увеличивать - уменьшать, разрезать - соединять);
- Могут самостоятельно создавать образы вещей, признаков, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах;
- Адекватно себя оценивать и быть уверенными в себе;
- Умеют общаться друг с другом;
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
- Выявление одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, через участие в конкурсах, марафонах, фестивалях;
- Внедрение и реализация программ развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Внедрение эффективных форм и методов работы с одаренными детьми;
- Психологическое просвещение родителей;
- удовлетворенность родителей выполнением социального заказа;
- Формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения развития и поддержки одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- Совершенствование системы сопровождения детей с признаками одаренности.
Дубчак М.В., педагог-психолог, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №50, г. Нижневартовск