Добавить комментарий

Программа психолого-педагогического сопровождения выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Программа психолого-педагогического сопровождения выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Проблема одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их «нормальных» сверстников. И еще более важно Понимание того, что впоследствии одаренным детям с ограниченными возможностями здоровья придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.

Выявление развитие и поддержка одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья должно начинаться уже в дошкольном учреждении, через интеграцию базового и дополнительного образования детей, и должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дошкольного учреждения.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

У детей с творческим типом одаренности наблюдаются: оригинальность, беглость, гибкость и продуктивность мышления, творческое восприятие. Они могут быть болезненно самолюбивы, стеснительны и истеричны.

Одаренные дети обладают, как правило, повышенной чувствительностью, уязвимостью и реактивностью, что ведет к высокой ранимости и обидчивости; у них часто бывает привычка поправлять других детей, не выслушав их первыми высказывать свое мнение и решение, проявлять нетерпимость к мнениям окружающих.

В МБДОУ ДСКВ №50 осуществляется психолого-педагогическое сопровождение  детей с нарушениями речи и с задержкой психического развития.

Работа по выявлению, развитию и поддержки одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья простраивается как с детьми нормы.

Цель программы: выявление и развитие творческого мышления, воображения и эмоций у детей с ОВЗ.

Творить ребенок способен только при условии нормального эмоционального состояния, поэтому одной из целей данной программы является устранение негативных личностных проблем ребенка и поддержка благоприятного эмоционального климата в микрогруппе детей.

Развитию творческого мышления способствует также и творческое воображение. Совместимость трех этих сфер - мышления, воображения и эмоций в программе по развитию творческого мышления - способствует гармоничному развитию творческости ребенка дошкольного возраста.

Эта программа содержит в себе решение трех основных задач:

  1. Развитие творческого мышления;
  2. Развитие творческого воображения;
  3. Эмоциональное развитие мира детей пяти-семи лет, имеющих предпосылки одаренности - высокий, превосходящий возрастные нормы, уровень развития способностей.

Основные принципы развивающей программы:

  1. Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается);
  2. Принцип вовлеченности детей в художественное творчество, то есть показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается;
  3. Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании;
  4. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы;
  5. Содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентировано на ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

Используется комплекс взаимодополняющих методов:

  1. Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования; изучение документов, прогнозирование и проектирование.
  2. Эмпирические: психолого - педагогическое наблюдение, психодиагностическое тестирование, беседа и изучение результатов.
  3. Информационные методы: информационные стенды, памятки, собрания, семинары, информация на сайте.

Требования к организации развивающей предметно - пространственной среды:

  1. Предметно-пространственной среда должна быть максимально насыщена информационно, это станет залогом успешного интеллектуально-творческого развития.
  2. Предметно-пространственная среда должна быть пригодна к самым разнообразным, порой неожиданным преобразованиям. Неспособность ее к этому существенно сдерживает творческое развитие ребенка.
  3. Одаренный ребенок нередко настроен на длительное, глубокое изучение темы и не следует ограничивать его в его исследованиях (это требует гибкости в использовании времени и средств).

Программа осуществляется в четыре этапа. Первый этап аналитический

Цель: создание условий для реализации программы.

  1. Теоретический анализ психолого – педагогической литературы.
  2. Изучение имеющегося педагогического опыта.
  3. Определение целей и задач, организационных и содержательных условий, направлений, форм, методов приемов и средств.
  4. Подбор эффективного диагностического инструментария.
  5. Составление развивающией программы, календарно-тематического планирования.

Второй этап – диагностический.

Цель: выявление у детей пяти-семи лет способности к творчеству.

  1. Подбор и апробация пакета диагностических методик.
  2. Выявление детей с признаками одаренности.
  3. Анкетирование родителей и педагогов (анкеты для родителей и педагогов Ф. Татл и Л. Бекер);
  4. Разработка научно-методического комплекса сопровождения одаренной личности ребенка, создание личностно ориентированной среды для развития с одаренными детьми.
  5. Создание программы сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Формирование мониторинга «Одаренный ребенок в ДОУ».

На данном этапе используется следующий диагностический инструментарий:

  1. «Краткий тест творческого мышления (фигурный тест)» П. Торренса;
  2. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко;
  3. Тест «Креативности» по Джонсону;
  4. Тест «Составление изображений» Л.Ю. Субботина;
  5. Тест Гилфорда (модифицированный Е. Туник);
  6. Анкеты и опросники для родителей и педагогов.

Тестирование проводит педагог-психолог индивидуально с каждым ребенком.

Третий этап - развивающий

Цель: развитие креативности детей через развитие творческого мышления, творческого воображения и эмоционального мира ребенка.

  1. Психолого - педагогическое просвещение родителей и педагогов в вопросах работы с одаренными детьми.
  2. Реализация программы развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Координация и Интеграция деятельности специалистов в этом направлении.
  4. Развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.
  5. Создание условий для реализации потенциальных возможностей и способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

На данном этапе выделяются три направления в работе.

1. Развитие творческого мышления предполагается через формирование следующих умений (по Симановскому А.Э.):

  1. Воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
  2. Угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
  3. Воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;
  4. Узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;
  5. Комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
  6. Находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
  7. Узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
  8. Переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
  9. Составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте;
  10. Использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу;
  11. Располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого-либо свойства и делать отсюда выводы;
  12. Находить действия, противоположные по значению (увеличивать - уменьшать, разрезать - соединять).

Некоторые умения могут формироваться параллельно и независимо одно от другого. Задачи направленные на развитие творческого мышления объединены в 2 блока. Один блок связан с развитием представления, другой развитием умственных действий.

2. Развитие творческого воображения - предполагает самостоятельное создание образа вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов, используемых ребенком неосознанно:

  1. Агглютинации, то есть «склеивание» различных несоединимых в повседневной жизни частей (человек - зверь или человек - птица);
  2. Гиперболизации, парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-с-пальчик);
  3. Аналогии (близкая: самолет - парящая птица; непосредственная, отдаленная: космический корабль - морской корабль);
  4. Синтеза;
  5. Анализа.

3. Развитие эмоционального мира детей в программе предполагает работу в следующих направлениях:

  1. Снятие эмоционального напряжения;
  2. Развитие самосознания, повышение самооценки и уверенности в себе;
  3. Развитие умений общаться друг с другом;
  4. Адекватное ролевое развитие.

Каждое занятие включает в себя:

  1. Ритуал приветствия – позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия;
  2. Разминку - упражнения, позволяющие установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение,  или направленные на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения;
  3. Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок, компьютерные игры и др.);
  4. Игру на повышение двигательной активности;
  5. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения;
  6. Рефлексия - предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:
    А) эмоционально - смысловом (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему, что показалось самым важным, полезным);
    Б) моционально – оценочном (как себя чувствуют здесь и сейчас, т.е. оценка своего эмоционального состояния).;
  7. Ритуал прощания;
  8. При необходимости детям дается домашнее задание.

В программе 10 занятий.

Занятия проводят с шестью-восемью детьми 1-2 раза в неделю в первую половину дня после основных занятий, примерно в 10.30 - 11.00. Продолжительность занятий - 30 минут.

Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию.

Например, на первом занятии педагог-психолог рассказывает, что и как делать, показывает. На втором же занятии он выступает как уже партнер (совместная деятельность). На третьем - дети действуют самостоятельно. Взрослый - организатор среды.

Релаксационное дыхательное или мышечное упражнение проводят или не проводят - в зависимости от степени эмоционального возбуждения детей после подвижной игры.

Четвертый этап – заключительный.

Цель: выявить результативность развивающих занятий.

  1. Анализ и обобщение полученных результатов.
  2. Оценка эффективности реализации с точки зрения полученных результатов.
  3. Рефлексия, анализ трудностей и путей их преодоления.
  4. Совершенствование методов и приемов работы.
  5. обобщение опыта работы.
  6. Разработка рекомендаций для педагогов по применению и реализации проекта.

На этом этапе проводится повторное исследование творческих способностей детей. Используются те методики, которые использовались на первом этапе.

Для положительного результата в развитии способностей необходима взаимосвязь педагога-психоло­га, родителей, воспитателя и детей.

Работа с воспитателями включает в себя:

  1. Профилактическую цель, т.е. педагог-психолог информирует воспитателей о том, что такое одаренность, как ее можно распознать и как работать с одаренными детьми.
  2. Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по развитию творческости. Нацеливание их на совместную с педагогом-психологом деятельность.
  3. Рекомендации по работе с одаренными детьми или детьми, имеющими предпосылки одаренности.

Работа с родителями детей, имеющих предпосылки одаренности:

  1. Организация совместной работы педагога-психолога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей;
  2. Ознакомление с программой;
  3. Групповая консультация;
  4. Использование педагогом-психологом домашних заданий для развития и закрепления способностей у детей. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании правильной помощи детям в выполнении домашних заданий (не подсказывать, а направлять);
  5. Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, имеющих предпосылки одаренности.

Условия реализации программы:

  1. Соответствие целей и задач проводимых мероприятий поставленным целям и задачам программы;
  2. Своевременная диагностика предпосылок одаренности;
  3. Создание активной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей раскрытию и развитию творческих способностей детей;
  4. Заинтересованность и активность всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  5. Система взаимодействия психолога, педагогов и специалистов, работающих с одаренными детьми;
  6. Наличие необходимых средств;
  7. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.

Ожидаемые результаты.  В конце реализации данной программы у детей сформированы следующие умения:

  1. Воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
  2. Угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
  3. Воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;
  4. Узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;
  5. Комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
  6. Находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
  7. Узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
  8. Переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
  9. Составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте;
  10. Использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу;
  11. Располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого-либо свойства и делать отсюда выводы;
  12. Находить действия, противоположные по значению (увеличивать - уменьшать, разрезать - соединять);
  13. Могут самостоятельно  создавать образы вещей, признаков, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах;
  14. Адекватно себя оценивать и быть уверенными в себе;
  15. Умеют общаться друг с другом;

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  1. Выявление одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья;
  2. Реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, через участие в конкурсах, марафонах, фестивалях;
  3. Внедрение и реализация программ развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья;
  4. Внедрение эффективных форм и методов работы с одаренными детьми;
  5. Психологическое просвещение родителей;
  6. удовлетворенность родителей выполнением социального заказа;
  7. Формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения развития и поддержки одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья;
  8. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  9. Совершенствование системы сопровождения детей с признаками одаренности.

Дубчак М.В., педагог-психолог, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №50, г. Нижневартовск

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки