Агрессия подростков как форма проявления девиантного поведения
В условиях экономического кризиса России, когда, подавляющая часть населения существует за чертой бедности, проблема оказания помощи подросткам с девиантным поведением стоит особо актуально. Рассматривая девиантные для человека и общества формы отклоняющегося поведения, очевидно, что эта проблема носит многосторонний характер и не может рассматриваться специалистами в какой-то одной области, например педагогов, социологов и др.
Решение проблемы требует многосторонних, в том числе и психологических исследований. Причинами возникновения девиантного поведения являются как биологические, психические, так и социально - средовые особенности. Наше общество испытывает серьезный недостаток знаний в области психологии, в особенности психологии личности, межличностных отношений, социально-психологических проблем. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к молодому человеку общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.
В рамках изучения проблемы девиантного поведения представляет особый интерес изучение агрессивного поведения. Задача актуальна на протяжении всего существования человечества в связи с распространенностью и дестабилизирующим влиянием агрессии.
В периоды политического и социального кризисов данная проблема требует грамотного решения и постоянной работы с соответствующей группой населения. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой [1, 2, 3, 5 и др.].
Различают агрессию «положительную» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции) и «отрицательную» (насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло), а так же собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии [2].
Социальные и биологические науки пришли к выводу, что, возможно, наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения оказывают средовые факторы. К таковым можно отнести порочное воспитание, включающее физически наказания, моральное унижение, социальную и сенсорную изоляцию, табу на эмоциональные проявления и другие. Особо остро эта проблема стоит для подростков, которые уже обрели собственный характер, формируют мировоззрение, но находятся в зависимой ситуации от ряда обстоятельств: финансовых, законодательных, социальных и других. В этих условиях важно, что бы агрессия, направленная на защиту личностной целостности, не обрела патологический характер. В настоящее время в образовательных учреждениях имеется должность педагога-психолога, с участием которого можно проводить подобную просветительскую и научно-исследовательскую работу. Психологическая диагностика - основной метод изучения личности учащихся. Она использует уже проверенные на практике методики, эффективность которых подтверждена опытом.
Методики, используемые в техникуме, разработаны в соответствии со спецификой обучения, рассчитаны на широкое применение, просты и доступны не только психологам, но и рядовым педагогам и мастерам производственного обучения. Они позволяют делать выводы и рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательной работы в конкретной группе, с конкретными учащимися, то есть на основании психолого-педагогической диагностики осуществлять целесообразные мероприятия для достижения успешной социализации личностей, в том числе личностей с девиантным поведением.
За последние годы психологической службой техникума накоплен положительный опыт работы. На основании психологической диагностики проводятся психолого-педагогические консилиумы, вырабатываются методы работы с учащимися девиантного поведения, разрабатываются индивидуальные для каждого «трудного» подростка планы работы через психологическую консультацию, коррекционную работу, «Совет профилактики», консультационную работу преподавателей.
По окончанию учебного года проводится диагностика с целью определения результатов проделанной работы. В целом, за последние годы, около 30% студентов первого курса техникума нуждаются в психологическом участии. По окончании года данный показатель снижается почти вдвое. В целях оказания подросткам с деструктивными формами поведения дальнейшей психологической помощи необходимы исследования причин девиантного поведения и поисков пути для формирования объективного мировоззрения, положительного опыта и успешной социализации молодежи. Решение проблемы является важным для общества и его прогрессивного развития. Социальные службы могут решать управленческие, финансовые, информационные, организационные и другие аспекты проблемы, а психолого-педагогические службы - научно-практические задачи.
Литература:
- Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. - М., 1995.
- Лоренц К. агрессия. - М., 1994.
- Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. - М, 1993.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.
- Ясперс К. Общая психопатология. - М, 1997.
Педагог-психолог КГБОУ СПО «Красноярский индустриально-металлургический техникум» Белоусова Л.В.