Игровые технологии в работе учителя-логопеда как способ развития творческой личности учащегося

Разделы психологии: 

Кононова Светлана Александровна, учитель-логопед ГБОУ школа №121

воспитание и обучение детей в системе современного образования требует особого подхода со стороны педагогов, воспитателей, логопедов и других специалистов.

В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет ее практическая направленность. Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогу. В настоящее время у многих учащиеся слабая мотивация к познавательной деятельности, поэтому взрослым необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служит игра.

За последние годы интерес к игре особо возрос в педагогическом процессе. Функции игровой деятельности значительно расширились: в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях. Среди неспецифических методов профилактики и коррекции состояний и ситуаций риска в развитии ребенка игра выделяется как деятельность, наиболее полно удовлетворяющая потребностям педагогической практики и самих учеников. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи занятия. Игра способствует физическому, психическому развитию каждого ребенка, помогает раскрыть их творческие способности. Игра помогает развивать потребность в речевом общении, обогатить активный словарь. Игра занимает значительную часть в жизни ребенка.

Основные цели игровой деятельности:

  • способствует налаживанию контакта между взрослым и ребенком;
  • помогает словесному выражению чувств;
  • дает ребенку возможность выразить неосознаваемые конфликты и тем самым уменьшить эмоциональное напряжение;
  • расширяет круг интересов ребенка;
  • дети начинают импровизировать, передавать интонации, темп речи, имитировать звуки, которые издают персонажи.

В процессе игр дети начинают понимать, что они могут успешно выполнять игровое действие, они радуются успеху, испытывают удовлетворение от успешного выполнения игровых заданий, учатся проигрывать. У них появляется настойчивость, возникает желание повторить игру, развиваются творческие способности.

Эффективность игр зависит от того, насколько они интересны по содержанию, насколько затрагивают значимые для детей стороны жизни и деятельности. Проводить игры надо систематически, постепенно усложняя задания, содержание и правила. В каждую игру обязательно добавляется дополнительное творческое задание.

Игровые технологии, которые используются на логопедических занятиях, увеличивают и расширяют образовательные и коррекционные возможности. Так как в игре происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. Примером игровых технологий, которые может использовать учитель-логопед, могут быть обучающие игры с правилами. Младшие школьники перестраиваются с игровой деятельности на учебную, которая является в школе ведущей. Благодаря игровой форме обучения повышается работоспособность детей, они испытывают положительные эмоции, с интересом начинают выполнять задания, повышается их внимание и материал лучше усваивается и запоминается. Ребенок вовлекается в процесс обучения и развивается интеллектуально и творчески. Под игрой в данном случае мы понимаем взаимодействие игроков, действия которых ограничены установленными правилами и направлены на достижение определенной цели. В своей практике использую игру «Калейдоскоп букв». которая позволяет познакомить учащихся с письменными буквами, развивать внимание, память и скорость реакции. На каждой карте изображено 8 элементов: буквы и картинки.

Любые две карты имеют по одному одинаковому элементу, такой элемент обязательно есть, и он только один. Первые пять игр основаны на этом свойстве карт. В результате использования этой игры на логопедических занятиях автоматизируется умение узнавать буквы, закрепляется зрительный образ букв, происходит развитие зрительно-пространственной ориентировки, усиливается концентрация зрительного восприятия, переключения, распределения и избирательности внимания, развивается зрительная память, стимулируется речевая активность. Ребѐнок учится быстро узнавать букву вне зависимости от еѐ размера и положения в пространстве. Как итог игры, ребенок выбирает себе любую букву или символ из тех, что изображены на карточках и придумывает свой собственный рассказ, в котором героем может оказаться та самая буква, которую он не может запомнить.

Для формирования навыка скорочтения на своих занятиях использую игру «Читай – хватай». В этой игре дети быстро и с удовольствием научатся складывать из букв слова: кто быстрее читает — тот больше собирает. Игра устроена так, что игровой процесс автоматически стимулирует детей читать и повышать скорость чтения. Для развития творческих способностей детям предлагается выбрать несколько слов из тех, что они прочитали и связать их в рассказ или сказочную историю. Чтобы приступить к игре, достаточно открыть коробку, разложить фишки и постараться собрать больше всех картинок-перевѐртышей. Детям нравится играть, рассматривать яркие картинки и выигрывать жетоны. В игровом комплекте 96 фишек-жетонов. С одной стороны фишки — три ярких картинки, с другой написано слово. Фишки разделены цветом на два игровых комплекта: в первом, оранжевом, слова покороче, в синем — подлиннее. Есть три варианта правил: в самом простом читать не нужно — игроки наперегонки находят одинаковые картинки, развивая внимание и концентрацию. В среднем варианте нужно прочитать слово и найти фишку с соответствующей картинкой на игровом поле. В самом сложном варианте на поле лежат слова, среди которых нужно схватить то, которое соответствует одной из картинок на фишке игрока.


Одна из любимых наших с детьми игр это «Тик Так Бумм» или просто «Бомбочка». Игра используется на моих занятиях для развития лексических знаний и представлений детей. Задача игроков - перечислить как можно больше предметов, имеющих отношение к картинке на карточке.

Нужно рассказать, что бывает "В парке", "На пляже", "В коробке с игрушками", "В больнице" и т.п. Как только карточка вытягивается из стопки и переворачивается лицом вверх, включается бомба! И угрожающе тикает, пока игроки передают ее из рук в руки. Главное - успеть назвать слово и передать бомбу следующему игроку до того, как она взорвется. Рассчитать время невозможно, ведь взрыв происходит каждый раз через разный промежуток времени - бывает, слова уже в голову не идут, а бомба все тикает и тикает, а бывает - как бахнет на первом игроке... Тот, в чьих руках происходит взрыв, должен забрать карточку со стола себе. Чем больше у вас карточек - тем ближе вы к поражению… Такие настольные игры для детей прекрасно развивают воображение, ассоциативное мышление и дар убеждения. При чем здесь дар убеждения? А вот представьте, что вы с криком "Страус!" буквально кинули бомбу в руки другому игроку - и она тут же взорвалась! Теперь он должен забрать карточку в свою коллекцию. Все, вроде бы, по правилам, только вот на карточке изображен День рожденья! Теперь вам нужно доказать остальным, что страус имеет непосредственное отношение к этому чудесному празднику. Возможно, они поверят, что в том году на Васин День рожденья все гости должны были прийти в костюмах страусов… или это один из подарков… что только не придумывают дети. Это очень весело, увлекательно и интересно!

Игровые технологии могут помочь педагогам и при работе с родителями. Многие родители сталкиваются с проблемой нежелания ребенка выполнять логопедические рекомендации в домашних условиях. Однако, навык без тренировки – не закрепляется, а что может быть лучше для речевого навыка, чем игра. Взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно даже самое малое участие в его игре, ему необходимо чувствовать поддержку, одобрение, заинтересованность взрослых. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным. Родителям не приходится изучать методические рекомендации, они просто играют со своим ребенком и тем самым помогают своим детям осваивать школьные навыки. Это помогает решать задачу привлечения родителей к совместной деятельности и непрерывного коррекционного воздействия на речь.

Для успешного обучения и воспитания детей с особенностями в развитии необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность и творческий потенциал личности. Одним из эффективных средств и методов пробуждения живого интереса как раз и является игра.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997 – 96 с.
  2. Волков Б.С., Волкова Н..В. Психология общения в детском возрасте, Психология детства, Москва, 1996.
  3. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128 с.
  4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. В 3-х кн: 4-е изд. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2003. – 688 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

22 апр 2016

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Игровые технологии в работе учителя-логопеда как способ развития творческой личности учащегося // Проблемы творческого развития личности в системе образования: сб. науч. статей по материалам III всерос. науч.-практ. семинара, Москва, 31 марта 2016 г. / сост. А.В. Криницына. – М.: ФГБНУ ИХОиК РАО, 2016. – С. 92-96.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки