Ушинский Константин Дмитриевич

Ушинский Константин Дмитриевич

УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870/71) - известный рос. педагог, по признанию многих - основоположник научной педагогики в России. Сторонник демократизации школьного обучения и развития женского образования.

Цель в жизни  - является сердцевиной человеческого достоинства, и человеческого счастья.

Особое внимание Ушинского привлекали вопросы, смежные для педагогической и общественной мысли, и в первую очередь - цели обучения, которые он понимал не только как приобретение запаса знаний, но и как развитие умственных способностей ученика, а также развитие в нем желания и способности к дальнейшему самостоятельному их приобретению. Главные задачи школы У. видел в том, чтобы давать представление о многообразии действительности и обучать методам ее познания.

Круг научных интересов У. в современной терминологии обнимает теоретические и практические проблемы педагогики, общей, педагогической и практической психологии. Свойственные У. «антропологизм» и «психологизм» проявлялся в понимании содержания школьного образования, проблем организации обучения, построения учебных планов и программ, требований к учебным книгам и т.д. Залог решения всех этих и многих других проблем У. видел в опоре на психологический закон развития души человеческой.

В трудах У. развиваются общие дидактические принципы и конкретные методы обучения, причем в большей степени его интересовал начальный этап обучения; он даже разработал звуковой метод одновременного обучения чтению и письму. Многие идеи У. превратились в «азы» педагогической науки и воспринимаются в настоящее время как нечто само собой разумеющееся (напр., значение изучения естественных наук для развития наблюдательности, логичности и критичности мышления), что отнюдь не умаляет их ценности, др. же и по сей день остаются недопонятыми (напр., роль обучения родному языку и, в частности, изучения грамматики, которая способствует развитию не только сознания, но и самосознания и, т.о. «очеловечивает» человека).

Основными трудами Ушинский Константин Дмитриевич - составленные 2 книги для первоначального классного чтения - «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), выдержавшие уже к 1901г. более 100 изданий каждая, а также фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии» (1868-69). (И.А. Мещерякова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824–1870) - русский педагог. Родоначальник педагогической психологии в России.

Разработал, руководствуясь принципом народности, систему идей, направленную на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения («Человек как предмет воспитания», 1868–1869). В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой.

Фундаментальной категорией У. считал «полурефлексы», к к-рым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания У. относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, к-рых он не имел от природы. При этом на передний план У. выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: «добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему». Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования.

Большое внимание У. уделял развитию психики в различные возрастные периоды (см. Возраст), соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных «параметров» его жизнедеятельности.

Литература

  • Человек как предмет воспитания. Том I 1867
  • Человек как предмет воспитания. Том II 1869
  • Материалы к третьему тому "Педагогической антропологии". 1870
  • Лекции в Ярославском лицее. 1847
  • О народности в общественном воспитании. 1856
  • Письма о воспитании наследника русского престола. 1859
  • Три элемента школы. 1857
  • О средствах распространения образования посредством грамотности. 1858
  • Школьные реформы в Северной Америке. 1858
  • Внутреннее устройство североамериканских школ. 1858
  • «О пользе педагогической литературы».
  • «Опыт педагогической антропологии».

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 
Библиография: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки