Эго

ЭГО

 

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Эго (от лат. ego — Я) - один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда (см. Психоанализ, Фрейдизм). Эго образовалось как модификация части Оно (Ид), целесообразно измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира. Эго черпает свою энергию в Оно, под давлением к-рого Э. должно проводить в жизнь его намерения, способствовать удовлетворению сексуальных, агрессивных и прочих влечений. Выполняя эту функцию, Э. вынуждено наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ, удаляя из этой картины все добавления и искажения, идущие от внутренних источников возбуждения. В результате принцип удовольствия, к-рый безраздельно господствует в Оно, замещается принципом реальности, обещающим большую надежность и успех. При построении реальной картины мира Э. взаимодействует с системой восприятия, дающей представления о времени. Кроме того, в отличие от Оно Э. стремится к синтезу своих содержаний.

развитие личности идет от восприятия влечений к овладению ими и проявляется в действиях индивида, основанных на здравом смысле и благоразумии. На этом пути во взаимоотношениях Э. и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учитывать требования Сверх-Я (Супер-эго) и внешнего мира, несовместимые с требованиями Оно. В этой ситуации Э. часто не справляется со своей задачей и реагирует появлением страха. Стремясь посредничать между Оно и реальностью, Э. часто переводит бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывает конфликты Оно с реальностью. В то же время Э. находится под контролем Сверх-Я, предписывающим Э. определенные нормы поведения и наказывающим в случае непослушания чувством неполноценности (см. Комплекс неполноценности) и сознания вины. Если Эго вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх (см. Невротизм) перед силой страстей Оно. Терапевтические усилия психоанализа направлены на то, чтобы сделать Э. более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые области Оно и тем самым укрепить Э.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Эго (лат. Ego — я). Средняя инстанция в трехчленной психоаналитической структуре личности, созданной S. Freud. Занимает промежуточное положение между «Оно» (Id) и супер-Эго (super-Ego). При этом «Оно» представляется вместилищем инстинктов, неосознаваемых влечений, а супер-Эго выполняет функцию цензуры, не пропуская в Эго неприемлемые по социальным мотивам, низменные, например, кровосмесительные, импульсы и влечения. Таким образом, по S. Freud, регулируются взаимоотношения личности и окружающей действительности.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Эго (EGO)

  1. В переводе с латинского означает Я. "Я" или "самость", понимаемые как центральное ядро, вокруг которого вращаются все психические действия. Это фундаментальное значение, которое является нейтральным в отношении оценочных коннотаций и теорий личности. 
  2. Один из компонентов фрейдовской тройственной модели психического аппарата (наряду с id и superego).

В классической теории эго представляет собой скопление когнитивных и перцептивных процессов, включая память, решение задач, познание действительности, Рассуждение, саморегулируемые стремления и т.п., которые осознаются и соотносятся с реальностью. Сюда входят также и определенные защитные механизмы, которые выполняют посредническую роль между примитивными инстинктивными требованиями ид, интернализированными социальными и родительскими запретами и запретами superego, а также знания о действительности. В этом понимании эго действует подобно операциональной системе, которая функционирует адаптивно, с тем чтобы поддержать психическое равновесие. 3. Объединенные психологические процессы, которые имеют отношение к самости.

В полуспециальных и даже некоторых популярных работах обычно имеется в виду это значение. Оно подразумевает гипотетическую сущность, которой индивид чрезмерно заинтересован, вид психологического пробного камня, который служит основой для развития интересов, ценностей, отношений, желаний и т.д. Это то значение, которое фиксируется в терминах, подобно эгоцентричный, эгоистичный и самовлюбленный.

  • Эго АНАЛИЗ - психоаналитический термин для обозначения относительно короткой формы анализа, который скорее сосредоточивается на интегративных, положительных функциях эго, чем на глубоко вытесненных функциях ид.
  • Эго БЛОК - очень общий термин, используемый для обозначения чего-то, что представляется, в психоаналитических понятиях, предотвращающим или тормозящим полное развитие эго.
  • ЭГО ГРАНИЦА - неопределенное топологическое понятие, в котором подразумевается, что частью нормального развития эго является установление границы, отделяющей человека от других. Возможно, у любого, кто слишком легко идентифицирует себя с другими за счет их идентичности, отсутствует граница эго или эта граница очень слаба.
  • ЭГО ЗАЩИТА - процесс предоставления защиты либидинальной энергии ид со стороны эго. В общем, все защитные механизмы могут быть охарактеризованы как защита эго.
  • ЭГО ИДЕАЛ - представления эго о положительных идеалах; короче говоря, представления о том, каким человек хотел бы быть или что он предпочитает совершать, в терминах, что является позитивным и хорошим. Обычно проводится различение между идеалом эго и суперэго на том основании, что первый представляет собой предписания для жизни, которые изменяются с ростом и приобретением опыта, и поведение, нарушающее этот идеал, вызывает стыд; последнее представляет собой предписания, зафиксированные в детском возрасте, и поведение, идущее в разрез с ними, вызывает вину.
  • Эго ИНСТИНКТЫ - собирательно, все импульсы, направленные на самосохранение индивида. В ранних работах Фрейда инстинкты эго различались от инстинктов ид, которые были в основном сексуальными и репродуктивными. В его более поздних работах это различие стало менее четким из-за нового разделения инстинктов на инстинкты жизни (см. Эрос) и смерти (см. Тана-тос).
  • Эго ИНТЕГРАЦИЯ - заключительная из эриксоновских стадий человека. На этой стадии сопоставляются Интеграция эго и отчаяние. Полная Интеграция эго, согласно этой концепции, позволяет принять старость и собственную биологическую смерть без отчаяния.
  • Эго КАТЕКСИС - направление или сосредоточение либидо на объекте, располагающемся внутри области ориентированного на реальность эго.
  • Эго КОМПЛЕКС - термин, использовавшийся Юнгом для обозначения группы эмоциональных реакций, обращенных на себя или по отношению к себе. Также называется самоощущением.
  • Эго ЛИБИДО - либидо, включенное в эго. В психоаналитических работах этот термин иногда используется для обозначения психической энергии, доступной для использования при выполнении функций эго, и иногда используется для обозначения себялюбия. Ср. с объектом либидо.
  • Эго НЕВРОЗ - теоретическая классификация в психоанализе, которая включает такие Неврозы, как паралич, истерия, потеря памяти и т.д., которые, как предполагается, возникают в результате расстройства функций эго.
  • Эго ПСИХОЛОГИЯ - исследование тех развивающихся структур и процессов, которые рассматриваются как располагающиеся в области эго; в особенности сюда включаются память, язык, Рассуждение, принятие решений и другие, соотносящиеся с действительностью функции. 2. Обозначение тех вариаций психоаналитической теории, которые сосредоточиваются на эго и роли в развитии личности.
  • Эго СИЛА - психоаналитическая теория характеризует силу эго в терминах его доли в общей психической энергии. Теоретически, чем "сильнее" эго, тем сильнее проявления характера, и, согласно некоторым авторам, более вероятно, что индивид будет способен выдержать "камни и стрелы..." В заключительном анализе психоаналитики используют этот термин почти так же, как он используется в общем неспециальном языке.
  • Эго СОПРОТИВЛЕНИЕ - психоаналитический термин, используемый для характеристики сопротивления со стороны пациента (следует понимать "эго пациента") тому, чтобы отказаться от невротических моделей поведения, чтобы признать вытесненные импульсы и отказываться от защитных механизмов.
  • Эго СТРУКТУРА - родовой термин, используемый для того, чтобы охарактеризовать модель и организацию черт, функций и т.д. эго. Только то, какую "структуру" имеет эго, полностью зависит от того, о какой теории идет речь.
  • Эго ТРЕВОГА - в психоаналитической теории, любая реакция, возникающая в результате угрозы эго; беспокойство, вызванное конфликтом между ид, эго и/или суперэго. В классической теории на этом основывается происхождение всех защит эго.
  • Эго УГРОЗА - любая опасность для усилий эго адаптироваться к требованиям реальности. В рамках психоанализа – те давления и инстинктивные требования ид, которые воспринимаются как несовместимые с ограничениями действительности и/или запретами суперэго.
  • Эго УЧАСТИЕ - 1. Ситуация посвящения всего себя решению какой-то задачи. 2. Ситуация, в которой человек определяет, что конкретная цель или задача является важной для его эго.
  • Эго ЭРОТИЗМ - см. нарциссизм.

предметная область термина

ЭГО-АНАЛИЗ КЛЯЙН - вариант психоаналитической психотерапии, отражающий модификации ее теоретических концепций и техники применения и стремящийся к "расширению Эго". Теоретические взгляды Кляйн (Klein M.) наиболее близки к психологии объектных отношений (см. Неопсихоанализ). Кляйн использовала идеи Фрейда (Freud S.) об объектах, вине, тревоге, фантазиях, инстинкте смерти и переработала их в теорию ранней агрессивности. Она вновь подчеркнула важность изучения этапа раннего развития, а также открыла возможность психоаналитической работы с больными психозами. Игровая техника, которую она разработала для лечения детей, выявила богатый внутренний мир ребенка, населенный фантастическими объектами и людьми. Кляйн описала базисные бессознательные фантазии, тревоги и защитные механизмы. Ее понимание ранних базисных механизмов открыло ученикам и сотрудникам (Segal H., 1986) путь для анализа пограничных случаев и больных психозами. Кляйн установила, что при лечении детей аналитику передается отношение пациента не к реальным родителям, а к интернализованным фантазийным фигурам, внутренним родителям.

Исходя из этого, она подчеркивала важность ранних интернализованных объектных отношений при нормальном и патологическом развитии детей и взрослых. Она верила, что образование Супер-Эго начинается намного раньше, чем обычно думают, и что агрессивные побуждения приводят к констелляциям, описанным как параноидно-шизоидная и депрессивная позиции, а также к маниакальной защите против тревоги. Эти две позиции представляют собой концептуальное развитие фиксированных онтогенетических моделей инстинктивных фаз Фрейда. Кляйн заменила концепцию стадий на концепцию, согласно которой объектные отношения и вышеуказанные позиции приводят к смешиванию влечений, защитных механизмов и отношений к объектам, выраженным в аффективно окрашенном поведении. Поскольку параноидно-шизоидная и депрессивная позиции могут рассматриваться как фазы развития, термин "позиция" подчеркивает, что описываемые феномены являются не просто проявлением текущей стадии, а скорее специфической формой объектных отношений, тревог и защитных механизмов, которые существуют на протяжении всей жизни. Депрессивная позиция никогда полностью не замещает параноидно-шизоидную; достигнутая Интеграция никогда не бывает полной, и защита против депрессивного конфликта приводит к регрессии до параноидно-шизоидной позиции; таким образом, индивид все время может колебаться между этими двумя позициями (Segal H., 1973).

Формулировки Кляйн критиковались, так как, будучи выраженными в теоретических терминах, они в действительности смешивают клинические идеи с теоретическими. Особые возражения встретило предположение Кляйн о том, что в отношении негативного переноса и агрессивно-деструктивных побуждений пациента, как ребенка, так и взрослого, можно и следует предпринимать действия немедленно после их проявлений, не подвергая риску развитие терапевтического союза. Полемика затрагивала также вопросы: о врожденном инстинкте смерти; об обширных врожденных знаниях, относящихся к неонатальному периоду; о преувеличении значения интрапсихического развития в течение первого года жизни при относительном пренебрежении к более позднему развитию Эго и Супер-Эго; о технических приемах, используемых при всех уровнях патологии и фокусирующихся почти исключительно на переносе, в то время как реальности придается минимальное значение; о поспешных и глубинных интерпретациях бессознательных фантазий при игнорировании анализа характера; о том, что игра ребенка может считаться эквивалентом свободных ассоциаций взрослого пациента. Идеи Кляйн в значительной степени соответствовали тому, что развивал Джонс (Jones E.), особенно идея о важности прегенитальной и врожденной детерминант в противоположность стрессогенному влиянию среды, раннему развитию женской сексуальности, а также роли агрессии при тревоге.

Согласно Кляйн, либидинозный объект является хорошим или плохим (в общем смысле), однако эта оценка окончательно за ним не закрепляется. Если хороший объект находится вовне и ребенок, чтобы овладеть им, стремится к внешнему миру, отодвигая на задний план все остальное, например собственное тело, выступающее в таком случае в качестве плохого объекта, то возникает невротизирующая ситуация. Если же хороший объект локализуется внутри и именно здесь ребенок пытается его найти, наблюдается психотическое бегство от действительности, разрыв с реальностью.

Всякое же страдание взрослого, с точки зрения Кляйн, является повторением тех "безмерных" страданий, через которые прошел ребенок, безмерных потому, что ребенком вновь переживается вся история цивилизации. Кляйн оказала влияние на практику детского психоанализа. Она ввела элементы игры в широком смысле слова (рисование, моделирование, конструирование, изготовление различных поделок) и использовала их для создания переноса. Она считала, что ребенок слишком рано начинает испытывать на себе сильное давление со стороны Супер-Эго, которое нужно ослабить, чтобы помочь ребенку выдержать его. агрессивность, фантазии, добро и зло создают особый мир детского воображения, решительно опровергающий мифические представления о невинном ребенке. По мнению Кляйн, психоанализ детей должен иметь адаптивную, педагогическую направленность либо приносить успокоение и освобождение от страхов. 

В отношении взрослых пациентов Кляйн считала, что ее метод лечения гораздо ближе к модели Фрейда, чем к модели Эго-психологов. Возможно, по этой причине она так и не оставила законченного описания своих технических приемов, и ее ссылки на них рассеяны в клинических материалах и сосредоточены лишь в одной книге за 1961г. Более подробно об этом сообщают ее последователи, в частности Сегал, которая в 1964 г. дала общее описание концепций Кляйн и представила клинический материал, иллюстрирующий ее методические подходы, а в 1967г. опубликовала заключение о методике Кляйн.

Психоаналитики этого направления строго придерживаются классической психоаналитической обстановки и работают с материалом пациентов исключительно посредством интерпретаций, по большей части - интерпретаций переноса. В отличие от Эго-психологического подхода, подчеркивающего важность как поверхностной, так и глубинной интерпретации материала, как анализа защитных форм, так и анализа содержания, последователи Кляйн говорят о важности рассмотрения бессознательных интрапсихических конфликтов на уровне самой глубокой активирующей тревоги пациента в данный момент. Интерпретация с учетом максимальной бессознательной тревоги пациента означает очень раннюю интерпретацию глубинного бессознательного материала. На практике это интерпретация примитивных фантазий и защитных форм, относящихся к двум ранним позициям развития с самого начала лечения. Из взглядов Кляйн следует, что все тревожные ситуации, через которые проходит ребенок, вызовут реактивацию тревоги преследующего и депрессивного содержания, поскольку в процессе переноса появятся примитивные защиты, сюжеты и страхи.

Так как концепция Кляйн соединяет посредством психопатологии параноидно-шизоидную и депрессивную позиции, клинические синдромы неврозов, патологию характера и большие психозы, считается, что самый глубокий уровень бессознательной тревоги во всех случаях представляет психотическая тревога; другими словами, бессознательные конфликты, защитные формы и тревога, характерная для шизофрении, паранойи и маниакально-депрессивного психоза, имеют место во всех случаях. Предполагается универсальное существование психотических и непсихотических аспектов в личности. Данная концепция психопатологии способствовала тому, что психоаналитики этой школы применяли одну и ту же психоаналитическую методику в отношении пациентов всех уровней психопатологии (за исключением органически обусловленных расстройств) без учета (в практических целях) тяжести психопатологии.

Использование немодифицированной психоаналитической методики к пациентам с тяжелыми формами патологии характера, пограничными состояниями и психозами позволило психоаналитикам этого направления получить клинический материал, подтверждавший, по их мнению, основные теоретические концепции о соотношении между упомянутыми двумя самыми ранними стадиями развития и всеми видами психопатологии. Представители школы Кляйн, рассматривая параноидно-шизоидные и депрессивные черты, акцентируют важность интерпретации как негативных, так и позитивных аспектов переноса с учетом обеих этих позиций. Сама Кляйн подчеркивала значение тщательных исследований очень ранних защитных форм и конфликтов в начальной и завершающей стадиях психоанализа и указывала на важность достаточной проработки двух позиций развития как на предпосылку успешного завершения психоанализа. См. также Психоаналитическая психотерапия объектных отношений по Кернбергу.

ЭГО-АНАЛИЗ ФРЕЙДА - ранний психоанализ преимущественно был сосредоточен на психологии Ид (Оно), связанных с ним конфликтах и в меньшей мере касался Эго ("Я") как части личности, ее самости (self). Разработка представления о защитных механизмах способствовала смещению фокуса психоаналитических исследований.

В 1939г. Хартманн (Hartmann H.) опубликовал статью под названием "Эго-психология и проблема адаптации", в которой проводилась мысль о том, что адаптивная психология может опираться лишь на решающую роль в функционировании личности "Я", которое должно занять место Оно. У Хартманна "Я" становится центральной инстанцией. Дочь Фрейда (Freud S.) А. Фрейд (Freud А.) в своей работе "Эго и механизмы защиты" (1936) обратила внимание на то, что теория психоанализа длительное время неправомерно признавалась и понималась лишь как психология бессознательного, и это определение "немедленно утрачивало претензии на точность, как только его применяли к психоаналитической терапии".

Психотерапевтический метод, по мнению А. Фрейд, с самого начала и до конца имеет дело с "Я" и его отклонениями, в то время как рассмотрение и исследование бессознательного является лишь средством для достижения конечной цели. Последняя при аналитической терапии также непосредственно связана с "Я" и заключается в коррекции отклонений и восстановлении целостности "Я". Эти разработки сделали психоаналитическую теорию более открытой для психосоциальных исследований и имели своей целью повышение требований к психоанализу как общей психологии человека.

Центром исследований А. Фрейд стало "Я" субъекта как опосредующее звено, через которое можно уточнить и расширить значение 2 других образований личности: Оно и Сверх-"Я". Воссоздание сложной картины взаимосвязей всех уровней личности обеспечивается уникальной способностью "Я" к самонаблюдению. Если отношения между "Я" и Оно благоприятны, то инстинктивные импульсы беспрепятственно прокладывают себе дорогу наверх, а "Я" лишь выполняет функцию наблюдателя, не вмешиваясь в сам процесс и не искажая его. При конфликтных отношениях между этими образованиями процесс взаимосвязей между ними отражается "Я" гораздо менее определенно.

Эти соотношения наиболее ценны для психоанализа, так как отражают взаимодействия, обусловленные защитными мерами со стороны "Я". На рассмотрение и ретроспективную реконструкцию защитных механизмов и направлен Э.-а. А. Ф. Существенное место в исследованиях А. Фрейд отводится особенностям приспособления детей к требованиям внешнего мира. Ею были отмечены определенные параллели между защитными мерами "Я" против внешней и внутренней опасности. вытеснение, например, освобождает от инстинктивных производных. Отрицание способствует "уничтожению" угрожающих стимулов окружения. Защитный механизм формирования реакции предохраняет "Я" от воспроизведения вытесненных импульсов, а фантазии, в которые включена реальность, обеспечивают защиту от воздействия извне. торможение импульсов сходно с запретами, благодаря которым личность избегает неприятностей, исходящих из внешнего мира. Интеллектуализация инстинктивных импульсов аналогична, по мнению А. Фрейд, настороженности "Я" по отношению к внешним опасностям. Остальные защитные действия заключаются в самих побудительных стремлениях и, с точки зрения автора, подобны действиям "Я", направленным на реконструкцию внешних условий. А. Фрейд полагала, что аналитическая терапия детей ставит такие ситуационные проблемы, которые имеют очень мало общего с практикой лечения взрослых. Многие работы А. Фрейд посвящены пониманию и преодолению конфликтов у детей.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки